П Р И З Р А К “Л Е Д И Л О В И Б О Н Д “.
“The Goodwins, I think they call the place; a very dangerous flat and fatal,
where the carcasses of many a tall ship lie buried as they say …»
Shakespeare «The Merchant of Venice»
Есть место на юго – востоке Англии, в Английском канале, находящееся примерно в пяти милях от города Дил, которое моряки проходящих мимо судов назвали «проклятым», а на картах и лоциях именуется Гудвинскими песками (мелями). Протянувшееся почти на одиннадцать миль в длину, оно стало настоящим кладбищем для тысяч кораблей, совершивших кораблекрушение, будучи засосанными в эти зыбучие пески. Само название Гудвинские пески ассоциируется с именем могущественного англо – саксонского герцога Гудвина – сына Вальфнота, сторонника датского короля Кнута, ставшего в 1016 году королем Англии. Кнут предоставил Гудвину одно из четырёх великих английских герцогств – Вессекс, и в 1019 году, сопровождая Кнута во время его визита в Данию, Гудвин женился на Гите – сестре Ульфа – одного из влиятельных датских герцогов. Сыном этой супружеской пары стал будущий король Гарольд. Считалось, что в огромные владения Гудвина входил прекрасный и плодородный остров Ломэа, расположенный напротив морского побережья графства Кент, там где сейчас и находятся предательские Гудвинские пески. В XI веке, как сообщают англо – саксонские хроники, бушевавший в тех местах «великий шторм» разрушил и поглотил Ломэа, оставив лишь нынешние Гудвинские пески. Самого герцога Гудвина обвинили в том, что он ничего не сделал для укрепления острова, хотя геологические исследования говорят о постоянстве существования там меняющихся песочных отложений на меловой основе, что ставит под сомнение действительно ли был этот остров на самом деле.
День 13 февраля 1748 года клонился к вечеру, когда трёхмачтовая шхуна «Леди Ловибонд» под командой капитана Сэймона Рида, пройдя по Темзе, полной множества снующих больших и малых судов с товарами и людьми, вышла на траверз мыса Саут – Форленд в Английский канал. Ещё в Лондоне, почти с рассвета баржи с берега перевозили на шхуну ценный груз, предназначавшийся для доставки в город Порту. Этот рейс был для капитана Сэймона Рида не совсем обычным: на днях он женился и решил отметить важное событие в своей жизни, использовав переход с грузом в Португалию в качестве свадебного путешествия. Он взял на борт судна молодую жену – красавицу Аннет, своих друзей и родственников.
Когда «Леди Ловибонд» проходила узкость Галл – Стрима Сэймон Рид и Аннет вышли на палубу судна, оставив в капитанской каюте своих спутников, всё ещё шумно отмечавших прошедшую свадьбу. Глаза молодых супругов светились счастьем и радостью. Капитан обнял жену и привлёк к себе: «Скоро мы выйдем в открытое море, и ты узнаешь всю его прелесть и красоту.»
«Послушай, Сэймон, я тревожусь за нас, ведь известно, что женщина на корабле приносит несчастье!»
«Ах, Аннет, оставь всё это, я не верю в предрассудки, придуманные грубыми, неотёсанными мужиками. Посмотри лучше, какой сегодня прекрасный вечер. Видишь, как серебрятся вокруг волны, а свежий ветер благоприятствует нам.»
На палубе шхуны кроме счастливой пары находились ещё двое – рулевой и помощник капитана Джон Риверс. Часто поглядывая в сторону молодожёнов, он не скрывал своей ревности и ненависти, произнося всякие ругательства за спиной рулевого. Основания для этого были весьма веские. Ещё на берегу Джону Риверсу пришлась по душе красавица Аннет, он несколько раз пытался убедить девушку в этом, но она стояла на своём – её сердце принадлежало только капитану Сэймону Риду.
Вскоре палуба почти опустела, слабый огонёк еле – еле освещал. одинокую фигуру рулевого. Молодые спустились к гостям в каюту, помощник капитана, выпив изрядную порцию рома, стал вынашивать план мести для Сэймона и Аннет. В разгорячённом мозгу Риверса родился жуткий и дерзкий план. Помощник был опытным мореплавателем, не раз выходившим в Северное море, он знал о злополучных Гудвинских мелях, о том, как опасны они, когда корабль оказывается у них в плену. Он поведёт «Леди Ловибонд» к Гудвинским пескам, а там будь, что будет.
Шатающейся, нетвёрдой походкой Джон Риверс опять поднялся на палубу, подошёл к фальшборту со стойкой страховочных нагелей, вытащил из углубления планки массивный, похожий на дубинку, нагель. Пряча его за спиной, приблизился к рулевому, сделав вид, что рассматривает курс судна по нактоузу. В следующее мгновение рулевой уже без признаков жизни лежал на палубе после страшного удара по голове. Его тело Риверс выбросил за борт. Теперь корабль полностью подчинялся только ему. Весёлая компания вместе с капитаном и его женой, ничего не подозревая, продолжала гуляние в каюте.
«Леди Ловибонд» шла прямым курсом на Гудвинские мели. Через какое – то время движение корабля замедлилось, внезапные последующие удары фортштевня о песочную отмель и приливные волны начали разламывать «Леди Ловибонд» пополам. Рушились и ломались мачты, шпангоуты, убивая и калеча ничего не подозревавших людей. В ту жуткую ночь никому из экипажа корабля спастись не удалось. Погиб и Джон Риверс. На берегу случившееся посчитали за очередное кораблекрушение, на Гудвинских мелях такое случалось.
С тех пор прошло ровно пятьдесят лет, время почти стёрло из памяти мореплавателей страшную историю гибели «Леди Ловибонд».
В тот же самый февральский день на каботажном судне «Элдридж» капитана Джеймса Вестлэйка, у кромки Гудвинских мелей, заметили трёхмачтовую шхуну, шедшую под всеми парусами прямо на них. Прокричав рулевому сменить курс, Вестлэйк отметил, что и шхуна меняет направление движения, он даже услышал звуки весёлых голосов, доносящихся из нижней палубы. Неужели, «Леди Ловибонд»? Сообщив своему судовладельцу об увиденном и получив указание спасать уцелевших на шхуне, Вестлэйк был удивлён – загадочный корабль вдруг также исчез, как и появился.
13 февраля 1848 года судно рыбаков опять встретило у Гудвинских мелей призрачную трёхмачтовую шхуну, попытавшись вновь спасти её экипаж, но корабль пропал, словно растворился в воздухе. Цикл появления и исчезновения шхуны «Леди Ловибонд» повторялся каждые полвека.
Последний раз это было 13 февраля 1998 года, однако, следов крушения так никто и не нашёл. Произойдёт ли встреча со шхуной в 2048 году? КТО ЗНАЕТ, КТО ЗНАЕТ? И ВПРЯМЬ, ПОВЕРИШЬ ТУТ В ДРЕВНЮЮ МОРСКУЮ ПРИМЕТУ - ЖЕНЩИНА НА КОРАБЛЕ ПРИНОСИТ НЕСЧАСТЬЕ. А МОЖЕТ ВСЁ ЭТО НЕ ТАК?
Примечания:
Траверз – направление перпендикулярное курсу судна.
Нактоуз - ящик, в котором находится судовой компас
Нагель – деревянный или железный стержень, используемый для крепления и укладки снастей бегучего такелажа
Бегучий такелаж – тросовой такелаж для перемещения подвижных частей рангоута из нерабочего положение в рабочее.
Фальшборт – ограждение по краям наружной палубы корабля в виде стенки.
Форштевень – продолжение киля судна вперёд и вверх, носовая оконечность корпуса.
Перевол эпиграфа: «Гудвинские пески – кажется, так оно называется, - роковое место, очень опасная мель, где лежит не один остов большого корабля…» Шекспир. «Венецианский купец».
9 августа 2017 г. Вячеслав Прытков.