Извне или изнутри?

Светлана Коппел-Ковтун
Все мы кривы, все нуждаемся в исправлении, но ещё больше каждый нуждается в понимании, в заботливом внимании и любви, в поддержке, а этого днём с огнём не сыскать. Умников поучающих — толпы, а друга, на которого можно опереться в трудную минуту, не найти. Друг — это я другой, с ним можно поглядеть и на меня с другого ракурса. Друг — это не тот, кто говорит приятности, не тот, кто льстит моему самолюбию, друг — это тот, кто видит то же, что и я, но с другой точки. Вместе с другом мы становимся вдвое объективнее, вдвое умнее, вдвое рассудительнее.

Как стать другом ближнему? Как помочь другому быть самим собой, а не навязывать ему себя? Как спасти, а не подтолкнуть в пропасть упавшего? Как стать орудием Бога в деле спасения?

По сути есть всего два варианта воздействия на другого: извне и изнутри. Извне — это наш обычный метод, человеческий, когда мы лупим друг друга по острым углам, которые нас царапают и/или ранят. Вполне приемлемый метод, если не впадать в крайности, правда, малоэффективный, т.к. отбитые в житейской драке наросты нередко нарастают на душах вновь — по внутренним причинам.

Однако внешний метод всё чаще становится банальным зверством — мы стремительно утрачиваем чувство меры, утрачивается уважение к человеку как таковому, тем более согрешающему. Свои грехи не ранят нам сердце, потому легко забываются, зато чужие — абсолютизируются. На наших глазах происходит расчеловечивание и последующее за ним обесовление, потому путь внешнего воздействия утрачивает свою созидательную силу в обществе.

Надёжным для доброделания остаётся только один путь — воистину христианский — возделывание изнутри. При внешнем воздействии важен добрый по отношению к человеку (а не гневный!) мотив и навык, ибо воздействующий человек выступает в роли скульптора-каменотёса, который отсекает от бездушной каменной глыбы всё, что мешает её одухотворению. Так и воспитатель или духовный отец отсекает лишнее, мешающее дышать целому человеку. То же происходит самотёком в семье, когда супруги притираются в процессе совместного бытования. То же самое происходит и в здоровом обществе, нацеленном на доброделание и созидание Человека. В отличие от общества, погрязшего в технологично привнесённых извращениях человеческой сути, когда все травмируют всех ради самоутверждения и уничижения другого, т.е. ради тупого доминирования над другим человеком, а не ради его исцеления и возвеличивания.

Христианский метод нацелен как раз на последнее, т.е. христианин не ищет доминирования, он ищет способ поднять, спасти ближнего, но не надеется на себя в этом деле, т.к. помнит о своей немощи и греховности. Христианин уповает на Бога, и Бог открывает ему внутренние, сердечные пути.

Христианин помогает ближнему, обращаясь ко Христу в нём, взывая Христом в себе к Христу в другом. Каждый из нас, пребывая во Христе, является олицетворением божьего Зова. Христос в нас и Христос в другом — это один неразделившийся Христос. Он служит надёжным камертоном, ибо где двое или трое собраны во имя Его, там Он посреди.

Когда мы воздействуем на другого извне, мы вольно или невольно обращаемся с другим человеком как с объектом, т. е. неживым, безвольным предметом. Христианский метод воистину благочестив, потому что исходит из внутреннего содержания самого человека, которое становится открытым нам во Христе. Христом в себе мы верно узнаём Христа в другом, и тем поддерживаем человека изнутри — словно в наших руках оказывается канат, соединяющий всех со всеми во имя Христово. Зов Христа, звучащий из глубин нашего сердца, когда мы любим другого, помогает доброму встать на путь истинный. Тогда всё лишнее, омертвевшее, внешнее, отваливается от его души само, а не под воздействием «резца каменотёса». Человек лепит себя сам изнутри, а мы только усиливаем его собственные силы, направленные навстречу Спасителю.

Даже если человек сам ещё об этом не догадывается, но, имея добрую волю, жаждет воистину добра, он ищет Христа и Христового. В отличие от человека злой воли, которого ваше доброе устремление, скорее всего, только разозлит. Но это уже другая история — разделение людей на овец и козлищ, на тех кто ищет как угодить Богу и тех, кто ищет как угодить себе. Овцы знают голос Пастыря своего и всегда рады его слышать, они и есть предмет нашей заботы. Козлищ же оставим Богу с упованием на их вразумление и последующее спасение.

6 августа 2017
У.Хант. Ночной Путник (фрагмент)
koppel.pro/content/izvne-ili-iznutri-6076