Звездные войны ч. 3

Владимир Бровко
ч.3

         "Кто виноват?" и  "Что делать?"

  В предыдущей  части  данного очерка мы с вами уважаемый чтитель уже достаточно подробно разобрались и с историей преподавания   Астрономии как учебной дисциплины  начиная с времен   Российской империи, потом  СССР его рывком в Космос и наконец состоянием  дел по этому  вопросу  в современной нам Российской федерации.
  И я надеюсь вы уважаемый  читатель поняли, что автор "не сгущает краски" и тем более не  пытается  очернить " российскую науку"  российских ученных.
    Но при всем этом автор не считает вопрос закрытым ибо тут исключительно в целях установления  объективной истины  нам  нужно посмотреть так же и как обстоят дела в соседних  с РФ  государствах  где "Астрономия" как учебная дисциплина входит в учебные планы  средней  школы.
   И тут я предлагаю обратить наше внимание на Украину как  второе по численности государство входящее в СНГ.
  А в Украине, если говорить об  Астрономии как "науке" и Астрономии как "учебной дисциплине  в том числе и средней школе,  на сегодняшний день сложилась вот такая  ситуация.
Информация  взята с сайта:http://www.astrosvit.in.ua/astronomichna-osvita-2 перевод автора.

     "Астрономическое образование в Украине имеет очень давние традиции - элементы народной астрономии передавали на украинских землях устно через поколения с незапамятных времен.
     Систематическое же  преподавание астрономии в Украине впервые (около 1577) начали в "Острожской  славяно-греко-латинская школе" В  Московском  же  царстве -  в это время властвует "кровавый деспот" Иван Грозный  уже утопивший  в крови  всю "Московскую Русь", а в 1577 г.  начавший свою  последний   проигрышный  этап  "Ливонской войны" явившийся по сути для Московии началом "Смутного времени" и косвенной причиной  смерти самого царя!
    И вот к этому   времени в Москве не существует ни одного высшего учебного заведения средневекового типа, где бы,   не то, что проводили астрономические наблюдения, а и вообще  преподавали Астрономию хотя бы в форме "Космографии".
     Ведь  первое такое учебное заведения  где  студентам давались крохи  познаний по Астрономии  это была " Славя;но-Гре;ко-Лати;нская Акаде;мия"  учреждённая в 1687 году. т.е. спустя  почти 120 лет от открытия Острожской  славяно-греко-латинская школе"   !!!  В  котрой "Астрономия" вместе с Музыкой, Арифметикой и Геометрией  входила в квадривиум - перечень учебных предметов, что  составляли  обязательный курс обучения.
        Астрономию преподавали также в "Львовской братской школе", основанной в 1585-1586 гг.
       Но наивысшего расцвета достигло ее изучения в "Киево-Могилянской коллегии" (1632). По примеру этого образовательного учреждения в тогдашней Украине появились и другие подобные учебные заведения и ее  потом и в Московском царстве  взяли в качества образца  при учреждении " Славя;но-Гре;ко-Лати;нской Акаде;мии"  .
      
     С тех пор прошло более 400 лет и в наше время  в Украине Астрономию обязательно изучают как в высших учебных заведениях так и средней школе, а ее отдельные элементы и в дошкольных учебных заведениях!

                Вот судите сами об украинском потенциале  в области Астрономии как науке.
         Кафедры астрономии классических университетов
         Кафедра астрономии и физики космоса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко создан в 1834 г.. (Как кафедру астрономии) - со дня основания Киевского университета имени Святого Владимира. Основное назначение кафедры (как и всех аналогичных кафедр в других университетах) заключается в основательной подготовке высококвалифицированных специалистов в различных областях астрономии и физики космоса.
    
       Кафедра астрофизики физического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко восстановлено в 1996г., А время ее основания (как кафедра астрономии) - вторая половина XIX в.
       Кафедру астрономии Одесского национального университета имени И.И. Мечникова основан в 1865 г.. Подробно об истории кафедры говорится в статье Валентина Каретникова «История кафедры астрономии».

       Кафедру астрономии Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина создан в 1824 г.. - это первое кафедра в Украине.
     С 2013 г. Она называется «Кафедра астрономии и космической информатики». Ее история подробно освещена в книге «200 лет астрономии в Харьковском университете».

        Кроме того ведется систематическая подготовка учителей астрономии в педагогических университетах!
    Но вот тут есть и одна особенность ибо ни один "педагогический университет" в Украине на готовит специалистов по специальности «учитель астрономии» обычно это есть  учитель «физики и астрономии», или «физики, астрономии и информатики».
     Это связано с тем, что школьный курс астрономии очень мал по объему учебных часов и иметь в школе отдельного узкоспециализированого " учителя астрономии" для бюджета государства  роскошью.
     Так же надо сказать, что  почти тридцати украинских педагогических вузов только пять имеют относительно давние традиции по подготовке учителя к преподаванию астрономии в школе:
      В Национальном педагогическом университете (НПУ) имени М.П. Драгоманова подготовку учителей астрономии осуществляет физико-математический факультет.
      В его составе есть две кафедры (экспериментальной и теоретической физики и астрономии, теории и методики обучения физике и астрономии), которые выполняют эту задачу. НПУ имени М.П. Драгоманова имеет учебную астрономическую обсерваторию, где установлен 150-мм рефрактор, изготовленный фирмой «Карл Цейс»).
         Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского осуществляет подготовку учителей физики, астрономии на механико-математическом факультете силами кафедры физики и учебно-научного комплекса «Астрономическая обсерватория им. Н.Д. Калиненкова ».
       Херсонский государственный университет на факультете физики, математики и информатики усилиями кафедры физики и методики ее обучения готовит не только ученых физиков для работы в научно-исследовательских, академических и отраслевых учреждениях, но также учителей и преподавателей физики, астрономии и информатики. Университет имеет Астрономическая обсерватория, где проходят лекционные, практические, лабораторные занятия по астрономии.
       В ней также происходят обзорные лекции по астрономии и вечерние наблюдения для студентов университета и учеников общеобразовательных учебных заведений города Херсона и области.
       Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко готовит учителей физики и астрономии на физико-математическом факультете силами кафедры физики и астрономии.
     Университет имеет обсерваторию и планетарий и использует их не только с целью обучения студентов, но и для проведения лекций и астрономических наблюдений с участием учащихся школ города Чернигова.
      Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины готовит учителей физики и астрономии на факультете фНекоторые другие педагогические вузы, готовящие учителей астрономии
     Винницкий государственный педагогический университет имени Михаила Коцюбинского в Институте математики, физики и технологического образования готовит силами кафедры физики и методики обучения физике, астрономии учителей физики и астрономии.

      Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко на базе Института физики, математики, экономики и инновационных технологий готовит по специальностям «физика и математика» или «физика и информатика» квалифицированных учителей физики, математики и астрономии; учителей физики, информатики и астрономии; учителей физики, биологии и астрономии; учителей физики, химии и астрономии.

     Житомирский государственный университет имени Ивана Франко на физико-математическом факультете готовит преподавателей физики и астрономии по образовательно-квалификационному уровню магистра. Факультет ; Астрономический научно-исследовательский центр в составе которого специализированная лекционная аудитория, астрономическая лаборатория, планетарий и телескопическая лаборатория.

     Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко на физико-математическом факультете осуществляет подготовку по специальности 7.04020301 физика, образовательно-квалификационный уровень - специалист, квалификация - учитель физики и астрономии).

     Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко на физико-математическом факультет силами кафедры физики и методики ее преподавания готовит учителей физики, информатики и астрономии старшей школы по специальности 7.04020301 Физика.

     Криворожский педагогический институт, входящий в состав Криворожского национального университета, готовит на физико-математическом факультете по специальности «физика» преподавателей физики и астрономии.

      Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка на физико-математическом факультете силами кафедры физики и методики ее преподавания осуществляет подготовку учителей физики и астрономии по образовательно-квалификационному уровню «специалист».

      Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого (Учебно-научный институт физики, математики и компьютерно-информационных систем осуществляет подготовку по специальности 7.04020301 физика, образовательно-квалификационный уровень - специалист, квалификация - учитель физики и астрономии).

     Школьное  астрономическое образование

     В течение 1991-2000 гг. т.е в течении 9  лет после распада СССР  в средней школе Украины Астрономию, как отдельный учебный предмет, не преподавали.
     Его восстановили в "Типовом учебном плане общеобразовательных учебных заведений на 2001/2002 годы (приказ МОН № 342 от 25.04.2001) в объеме 0,5 учебных часов в общеобразовательных и технологических классах, а в естественно-математических классах - 1 час.
    То есть у нас  получается если сравнивать с РФ ,что  когда в Украине осознали и исправили ошибку в отношении преподавания Астрономии то в средней школе России  ее как учебный предмет  как раз в это  время на 17  лет  "ликвидировали"!
      А это как ни крути а 17 лет!, за это время  школу прошло два поколения молодых россиян,  которые не получили  даже  элементарных познания о Вселенной, Космосе, устройстве и принципах функционирования нашей  с вами Солнечной системы и наконец (как  показали опросы ВИЦИОМ) все это в масштабе  РФ привело к тому, что     32%  россиян считают, что Солнце "всходит" и "заходит" над Землей, поскольку именно все планеты нашей Солнечной системы  вращаются вокруг Земли, как  вокруг Центра!
     Хотя  более 400 лет тому назад  наука  абсолютно точно доказала, что это Земля  и все другие  планеты нашей Солнечной системы  вращаются вокруг Солнца и что именно оно есть центром нашей  системы и только благодаря ему  на Земле  возникла  жизнь и появился в результате  долгой эволюции ЧЕЛОВЕК! Объявивший себя  сразу Царем Природы!
      В связи с этим я  обдумывая  как быстро и как бы  "одним ударом"  восстановить в умах РОССИЯН справедливость в отношении Астрономии и как науки и как учебной дисциплины я  выдвинул для  себя  и с вами уважаемый читатель хочу поделится  идеей о том, что очень бы неплохо было бы  послать дней так на 10  на Международную космическую станцию  Патриарха Кирилла - Наместника РПЦ МП.
   Этого и  безусловно  беспрекословного авторитете  в этой церковной организации.
     Может он побывав  в Космосе ( а  ведь он  очень любознательный  человек  раз  первым из российских священников  решился на  поездку в прошлом году  Антарктиду)!
      Ибо  побывав на МКС  и лично все там осмотрев и понаблюдав  отрытый Космос  за пределами Земли и может  предавшись там "горячим молитвам к Всевышнему Богу"  он  по возвращению на Землю и решится  постановить своим распоряжением или через Созыв  Церковного Собора его решением,  что  таки  наша  Земля  "верится" вокруг Солнца и, что Григорианский календарь  таки  лучше чем Юлианский!
     И может он далее даже отдаст  и спец. распоряжение о создании в духовных семинариях и Духовных академиях, что имеются в РПЦ МП  и спец. курса  под названием " Божественная Астрономия", где  как то будут  с нивелированы  противоречия между "библейскими  истинами" о сотворении Мира и Реальностью нашего МИРА! И это снимет  самое популярное обвинении я  православных священников в распространении МРАКОБЕСИЯ!?
 
    Но теперь вновь вернемся  в Украину , где за 17 лет в школьной астрономической образовании произошло много разных событий. И  теперь  по состоянию на начало нового учебного 2017 г. изучение астрономии предусмотрено в 11 классе - в общеобразовательных школах и учреждениях технологического и гуманитарного направлений в объеме 17 часов, в учреждениях естественно математического и технического  направления - 34 часов.

    А еще в   Украине  есть то, чего никогда не было  сделано в России. Этот "дошкольное  обучение  астрономии".

    Базовый компонент  дошкольного  образования  (Государственный стандарт дошкольного образования Украины) имеет образовательную линию «Ребенок в естественной окружающей среде», содержание которой содержит больше ребенку дошкольного возраста представления о природе планеты Земля и Вселенная.
     В общих положениях Базового компонента дошкольного образования сказано, что он «... предполагает усвоение ее содержания, как завершенного этапа, рассчитанного на весь период дошкольного детства, форсированность минимально достаточного и необходимого уровня образовательных компетенций ребенка первых 6 (7) лет жизни, обеспечивает ее полноценный психофизическое и личностное развитие и психологическую готовность к обучению в школе.
      Определены Базовым компонентом дошкольного образования требования к объему необходимой информации, жизненно важных умений и навыков, системы ценностных отношений к миру и самому себе являются обязательными для выполнения всеми участниками образовательного процесса в дошкольных учреждениях, независимо от их подчинения, типа и форм собственности ».

    А подводя итог всему вышесказанному  могу сказать, что сегодня в Украине с обучением Астрономии  все стабильно хорошо и Украина  в этом вопросе придерживается мировых общеобразовательных стандартов.

    Ну а теперь мы  можем  наконец перейти и ранее заявленному  поиску ответов  на главные вопросы этой части:
    " Кто  виноват в провале  астрономического  образования  в средней  школе РФ? и " Что надо сделать, для того чтобы РФ наконец если не перегнала Украину то по крайней мере сравнялась с ней  по уровню и квалификации  обучения  учащихся  средних школ фундаментальным основам современной Астрономии?

     И на сегодня  тут есть комплекс  обозначенных проблем, хотим  мы  этого или нет  увы опирается  в фигуру  одного из высокопоставленных роосиких чиновников, а тут я бы  даже сказал,  скорее всего в личность этого человека поставленного в 2016 г.  на пост Министра  образования и науки .
    И этим человеком является О.Ю. Васильева
    Ну и раз так обстоят дела,  то и давайте  на время  оставим  Астрономию в стороне а сами подробно вникнем в сложную и  противоречивую биографию  нашего не побоюсь сказать " нового героя"  нашего повествования.
    Это нам нужно сделать,  чтобы    почему именно она стала среди всех представителей  научной элиты РФ с Министром образования и науки РФ?
    Ведь  если   судить только по ее первом   базовом  высшем образовании  полученное ею  1979 году в Московского государственного института культуры где она  окончила дирижёрско-хоровое отделение, ну  совершено не подходила  для занятия такой  должности!
    И я  опять  уважаемый  читатель не "очерняю  светлый образ О. Васильевой «я только собираю и анализирую факты. А они подвергают мои сомнения!
   Так О. Васильева с 1979 года по 1982 год работала  рядовым учителем пения в школах № 578 и № 91 Москвы! Коих в той Москве  были тысячи и их имена и судьбы давно канули в ЛЕТУ  как  обычно говорится в подобных случаях.
     И действительно и тут я обращаюсь  к тем из вас  уважаемые читатели, что жили во первых в СССР в описываемое автором время или даже сами учились в этом Московском " КУЛЬКЕ" как его называли между собой тогдашние студенты - кого там готовили?
      А учителей  музыки, хористов (руководителей хоров) библиотекарей и массовиков-затейников -заведующих клубов! И никто из  них никакой заметной карьеры ни в науке ни на государственном поприще  не следал!
     А  на этом фоне  О.Ю. Васильева  выступает  как бы своего рода МСТОРИЧЕСКИМ ФЕНОМЕНОМ. Мне  начало ее ранней биографии (родилась крестилась, училась, работала) почему-то  очень напомнило  жизнь М. Ломоносова. Он тоже  если перечитать его биографию был никем, не известно как проявился в Москве, не известно как поступившего в "Славя;но-Гре;ко-Лати;нскую Академию" и оттуда якобы за  "успехи в учебе был  послан на обучение за границу. Где  пропьянствовал и женившись на католичке  М. Ломоносов по возвращении в Россию  небыл сослан в СИБИРЬ как лицо нарушившее законы ( взять хотя бы одну  его службу  в Прусской армии), а   "принял активное участие в реформе  образования и науки" в Российской империи  за что теперь и увековечен  в анналах Русской истории как по сути самый первый российский профессор и  академик!
  Всем заинтесовавшимся  моими словами я рекомендую пользуюсь случаем  прочесть  на этом сайте http://www.proza.ru/2014/03/21/2172и мою книгу "Подлинная история жизни и смерти Михаила Ломоносова"

  Хотя я как сам видит читатель  все  вышеописанное написал сравнивая Васильеву с Ломоносовым  по-серьзному,  то тут  меня  все же не покидает опасения  о том что  слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля о том ,что "История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса"  могут  в случае с О. Ю. Васильевой оказаться пророческими!
 
      И тут  поскольку у нас есть веские  ы, чтобы оставить Астрономию и  обстоятельно во всем этом "ребусе-кроссворде" под  заглавием "Кто вы Ольга Юрьевна  Васильева?"  разобраться! Но тут опять в виду  сложности  затронутой автором темы  мы  к этому вопросу приступим  уже в следующей  части данного очерка.
                ( конец ч.3