ч.3
"Кто виноват?" и "Что делать?"
В предыдущей части данного очерка мы с вами уважаемый чтитель уже достаточно подробно разобрались и с историей преподавания Астрономии как учебной дисциплины начиная с времен Российской империи, потом СССР его рывком в Космос и наконец состоянием дел по этому вопросу в современной нам Российской федерации.
И я надеюсь вы уважаемый читатель поняли, что автор "не сгущает краски" и тем более не пытается очернить " российскую науку" российских ученных.
Но при всем этом автор не считает вопрос закрытым ибо тут исключительно в целях установления объективной истины нам нужно посмотреть так же и как обстоят дела в соседних с РФ государствах где "Астрономия" как учебная дисциплина входит в учебные планы средней школы.
И тут я предлагаю обратить наше внимание на Украину как второе по численности государство входящее в СНГ.
А в Украине, если говорить об Астрономии как "науке" и Астрономии как "учебной дисциплине в том числе и средней школе, на сегодняшний день сложилась вот такая ситуация.
Информация взята с сайта:http://www.astrosvit.in.ua/astronomichna-osvita-2 перевод автора.
"Астрономическое образование в Украине имеет очень давние традиции - элементы народной астрономии передавали на украинских землях устно через поколения с незапамятных времен.
Систематическое же преподавание астрономии в Украине впервые (около 1577) начали в "Острожской славяно-греко-латинская школе" В Московском же царстве - в это время властвует "кровавый деспот" Иван Грозный уже утопивший в крови всю "Московскую Русь", а в 1577 г. начавший свою последний проигрышный этап "Ливонской войны" явившийся по сути для Московии началом "Смутного времени" и косвенной причиной смерти самого царя!
И вот к этому времени в Москве не существует ни одного высшего учебного заведения средневекового типа, где бы, не то, что проводили астрономические наблюдения, а и вообще преподавали Астрономию хотя бы в форме "Космографии".
Ведь первое такое учебное заведения где студентам давались крохи познаний по Астрономии это была " Славя;но-Гре;ко-Лати;нская Акаде;мия" учреждённая в 1687 году. т.е. спустя почти 120 лет от открытия Острожской славяно-греко-латинская школе" !!! В котрой "Астрономия" вместе с Музыкой, Арифметикой и Геометрией входила в квадривиум - перечень учебных предметов, что составляли обязательный курс обучения.
Астрономию преподавали также в "Львовской братской школе", основанной в 1585-1586 гг.
Но наивысшего расцвета достигло ее изучения в "Киево-Могилянской коллегии" (1632). По примеру этого образовательного учреждения в тогдашней Украине появились и другие подобные учебные заведения и ее потом и в Московском царстве взяли в качества образца при учреждении " Славя;но-Гре;ко-Лати;нской Акаде;мии" .
С тех пор прошло более 400 лет и в наше время в Украине Астрономию обязательно изучают как в высших учебных заведениях так и средней школе, а ее отдельные элементы и в дошкольных учебных заведениях!
Вот судите сами об украинском потенциале в области Астрономии как науке.
Кафедры астрономии классических университетов
Кафедра астрономии и физики космоса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко создан в 1834 г.. (Как кафедру астрономии) - со дня основания Киевского университета имени Святого Владимира. Основное назначение кафедры (как и всех аналогичных кафедр в других университетах) заключается в основательной подготовке высококвалифицированных специалистов в различных областях астрономии и физики космоса.
Кафедра астрофизики физического факультета Львовского национального университета имени Ивана Франко восстановлено в 1996г., А время ее основания (как кафедра астрономии) - вторая половина XIX в.
Кафедру астрономии Одесского национального университета имени И.И. Мечникова основан в 1865 г.. Подробно об истории кафедры говорится в статье Валентина Каретникова «История кафедры астрономии».
Кафедру астрономии Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина создан в 1824 г.. - это первое кафедра в Украине.
С 2013 г. Она называется «Кафедра астрономии и космической информатики». Ее история подробно освещена в книге «200 лет астрономии в Харьковском университете».
Кроме того ведется систематическая подготовка учителей астрономии в педагогических университетах!
Но вот тут есть и одна особенность ибо ни один "педагогический университет" в Украине на готовит специалистов по специальности «учитель астрономии» обычно это есть учитель «физики и астрономии», или «физики, астрономии и информатики».
Это связано с тем, что школьный курс астрономии очень мал по объему учебных часов и иметь в школе отдельного узкоспециализированого " учителя астрономии" для бюджета государства роскошью.
Так же надо сказать, что почти тридцати украинских педагогических вузов только пять имеют относительно давние традиции по подготовке учителя к преподаванию астрономии в школе:
В Национальном педагогическом университете (НПУ) имени М.П. Драгоманова подготовку учителей астрономии осуществляет физико-математический факультет.
В его составе есть две кафедры (экспериментальной и теоретической физики и астрономии, теории и методики обучения физике и астрономии), которые выполняют эту задачу. НПУ имени М.П. Драгоманова имеет учебную астрономическую обсерваторию, где установлен 150-мм рефрактор, изготовленный фирмой «Карл Цейс»).
Николаевский национальный университет имени В. А. Сухомлинского осуществляет подготовку учителей физики, астрономии на механико-математическом факультете силами кафедры физики и учебно-научного комплекса «Астрономическая обсерватория им. Н.Д. Калиненкова ».
Херсонский государственный университет на факультете физики, математики и информатики усилиями кафедры физики и методики ее обучения готовит не только ученых физиков для работы в научно-исследовательских, академических и отраслевых учреждениях, но также учителей и преподавателей физики, астрономии и информатики. Университет имеет Астрономическая обсерватория, где проходят лекционные, практические, лабораторные занятия по астрономии.
В ней также происходят обзорные лекции по астрономии и вечерние наблюдения для студентов университета и учеников общеобразовательных учебных заведений города Херсона и области.
Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко готовит учителей физики и астрономии на физико-математическом факультете силами кафедры физики и астрономии.
Университет имеет обсерваторию и планетарий и использует их не только с целью обучения студентов, но и для проведения лекций и астрономических наблюдений с участием учащихся школ города Чернигова.
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины готовит учителей физики и астрономии на факультете фНекоторые другие педагогические вузы, готовящие учителей астрономии
Винницкий государственный педагогический университет имени Михаила Коцюбинского в Институте математики, физики и технологического образования готовит силами кафедры физики и методики обучения физике, астрономии учителей физики и астрономии.
Дрогобычский государственный педагогический университет имени Ивана Франко на базе Института физики, математики, экономики и инновационных технологий готовит по специальностям «физика и математика» или «физика и информатика» квалифицированных учителей физики, математики и астрономии; учителей физики, информатики и астрономии; учителей физики, биологии и астрономии; учителей физики, химии и астрономии.
Житомирский государственный университет имени Ивана Франко на физико-математическом факультете готовит преподавателей физики и астрономии по образовательно-квалификационному уровню магистра. Факультет ; Астрономический научно-исследовательский центр в составе которого специализированная лекционная аудитория, астрономическая лаборатория, планетарий и телескопическая лаборатория.
Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенко на физико-математическом факультете осуществляет подготовку по специальности 7.04020301 физика, образовательно-квалификационный уровень - специалист, квалификация - учитель физики и астрономии).
Кировоградский государственный педагогический университет имени Владимира Винниченко на физико-математическом факультет силами кафедры физики и методики ее преподавания готовит учителей физики, информатики и астрономии старшей школы по специальности 7.04020301 Физика.
Криворожский педагогический институт, входящий в состав Криворожского национального университета, готовит на физико-математическом факультете по специальности «физика» преподавателей физики и астрономии.
Тернопольский национальный педагогический университет имени Владимира Гнатюка на физико-математическом факультете силами кафедры физики и методики ее преподавания осуществляет подготовку учителей физики и астрономии по образовательно-квалификационному уровню «специалист».
Черкасский национальный университет имени Богдана Хмельницкого (Учебно-научный институт физики, математики и компьютерно-информационных систем осуществляет подготовку по специальности 7.04020301 физика, образовательно-квалификационный уровень - специалист, квалификация - учитель физики и астрономии).
Школьное астрономическое образование
В течение 1991-2000 гг. т.е в течении 9 лет после распада СССР в средней школе Украины Астрономию, как отдельный учебный предмет, не преподавали.
Его восстановили в "Типовом учебном плане общеобразовательных учебных заведений на 2001/2002 годы (приказ МОН № 342 от 25.04.2001) в объеме 0,5 учебных часов в общеобразовательных и технологических классах, а в естественно-математических классах - 1 час.
То есть у нас получается если сравнивать с РФ ,что когда в Украине осознали и исправили ошибку в отношении преподавания Астрономии то в средней школе России ее как учебный предмет как раз в это время на 17 лет "ликвидировали"!
А это как ни крути а 17 лет!, за это время школу прошло два поколения молодых россиян, которые не получили даже элементарных познания о Вселенной, Космосе, устройстве и принципах функционирования нашей с вами Солнечной системы и наконец (как показали опросы ВИЦИОМ) все это в масштабе РФ привело к тому, что 32% россиян считают, что Солнце "всходит" и "заходит" над Землей, поскольку именно все планеты нашей Солнечной системы вращаются вокруг Земли, как вокруг Центра!
Хотя более 400 лет тому назад наука абсолютно точно доказала, что это Земля и все другие планеты нашей Солнечной системы вращаются вокруг Солнца и что именно оно есть центром нашей системы и только благодаря ему на Земле возникла жизнь и появился в результате долгой эволюции ЧЕЛОВЕК! Объявивший себя сразу Царем Природы!
В связи с этим я обдумывая как быстро и как бы "одним ударом" восстановить в умах РОССИЯН справедливость в отношении Астрономии и как науки и как учебной дисциплины я выдвинул для себя и с вами уважаемый читатель хочу поделится идеей о том, что очень бы неплохо было бы послать дней так на 10 на Международную космическую станцию Патриарха Кирилла - Наместника РПЦ МП.
Этого и безусловно беспрекословного авторитете в этой церковной организации.
Может он побывав в Космосе ( а ведь он очень любознательный человек раз первым из российских священников решился на поездку в прошлом году Антарктиду)!
Ибо побывав на МКС и лично все там осмотрев и понаблюдав отрытый Космос за пределами Земли и может предавшись там "горячим молитвам к Всевышнему Богу" он по возвращению на Землю и решится постановить своим распоряжением или через Созыв Церковного Собора его решением, что таки наша Земля "верится" вокруг Солнца и, что Григорианский календарь таки лучше чем Юлианский!
И может он далее даже отдаст и спец. распоряжение о создании в духовных семинариях и Духовных академиях, что имеются в РПЦ МП и спец. курса под названием " Божественная Астрономия", где как то будут с нивелированы противоречия между "библейскими истинами" о сотворении Мира и Реальностью нашего МИРА! И это снимет самое популярное обвинении я православных священников в распространении МРАКОБЕСИЯ!?
Но теперь вновь вернемся в Украину , где за 17 лет в школьной астрономической образовании произошло много разных событий. И теперь по состоянию на начало нового учебного 2017 г. изучение астрономии предусмотрено в 11 классе - в общеобразовательных школах и учреждениях технологического и гуманитарного направлений в объеме 17 часов, в учреждениях естественно математического и технического направления - 34 часов.
А еще в Украине есть то, чего никогда не было сделано в России. Этот "дошкольное обучение астрономии".
Базовый компонент дошкольного образования (Государственный стандарт дошкольного образования Украины) имеет образовательную линию «Ребенок в естественной окружающей среде», содержание которой содержит больше ребенку дошкольного возраста представления о природе планеты Земля и Вселенная.
В общих положениях Базового компонента дошкольного образования сказано, что он «... предполагает усвоение ее содержания, как завершенного этапа, рассчитанного на весь период дошкольного детства, форсированность минимально достаточного и необходимого уровня образовательных компетенций ребенка первых 6 (7) лет жизни, обеспечивает ее полноценный психофизическое и личностное развитие и психологическую готовность к обучению в школе.
Определены Базовым компонентом дошкольного образования требования к объему необходимой информации, жизненно важных умений и навыков, системы ценностных отношений к миру и самому себе являются обязательными для выполнения всеми участниками образовательного процесса в дошкольных учреждениях, независимо от их подчинения, типа и форм собственности ».
А подводя итог всему вышесказанному могу сказать, что сегодня в Украине с обучением Астрономии все стабильно хорошо и Украина в этом вопросе придерживается мировых общеобразовательных стандартов.
Ну а теперь мы можем наконец перейти и ранее заявленному поиску ответов на главные вопросы этой части:
" Кто виноват в провале астрономического образования в средней школе РФ? и " Что надо сделать, для того чтобы РФ наконец если не перегнала Украину то по крайней мере сравнялась с ней по уровню и квалификации обучения учащихся средних школ фундаментальным основам современной Астрономии?
И на сегодня тут есть комплекс обозначенных проблем, хотим мы этого или нет увы опирается в фигуру одного из высокопоставленных роосиких чиновников, а тут я бы даже сказал, скорее всего в личность этого человека поставленного в 2016 г. на пост Министра образования и науки .
И этим человеком является О.Ю. Васильева
Ну и раз так обстоят дела, то и давайте на время оставим Астрономию в стороне а сами подробно вникнем в сложную и противоречивую биографию нашего не побоюсь сказать " нового героя" нашего повествования.
Это нам нужно сделать, чтобы почему именно она стала среди всех представителей научной элиты РФ с Министром образования и науки РФ?
Ведь если судить только по ее первом базовом высшем образовании полученное ею 1979 году в Московского государственного института культуры где она окончила дирижёрско-хоровое отделение, ну совершено не подходила для занятия такой должности!
И я опять уважаемый читатель не "очерняю светлый образ О. Васильевой «я только собираю и анализирую факты. А они подвергают мои сомнения!
Так О. Васильева с 1979 года по 1982 год работала рядовым учителем пения в школах № 578 и № 91 Москвы! Коих в той Москве были тысячи и их имена и судьбы давно канули в ЛЕТУ как обычно говорится в подобных случаях.
И действительно и тут я обращаюсь к тем из вас уважаемые читатели, что жили во первых в СССР в описываемое автором время или даже сами учились в этом Московском " КУЛЬКЕ" как его называли между собой тогдашние студенты - кого там готовили?
А учителей музыки, хористов (руководителей хоров) библиотекарей и массовиков-затейников -заведующих клубов! И никто из них никакой заметной карьеры ни в науке ни на государственном поприще не следал!
А на этом фоне О.Ю. Васильева выступает как бы своего рода МСТОРИЧЕСКИМ ФЕНОМЕНОМ. Мне начало ее ранней биографии (родилась крестилась, училась, работала) почему-то очень напомнило жизнь М. Ломоносова. Он тоже если перечитать его биографию был никем, не известно как проявился в Москве, не известно как поступившего в "Славя;но-Гре;ко-Лати;нскую Академию" и оттуда якобы за "успехи в учебе был послан на обучение за границу. Где пропьянствовал и женившись на католичке М. Ломоносов по возвращении в Россию небыл сослан в СИБИРЬ как лицо нарушившее законы ( взять хотя бы одну его службу в Прусской армии), а "принял активное участие в реформе образования и науки" в Российской империи за что теперь и увековечен в анналах Русской истории как по сути самый первый российский профессор и академик!
Всем заинтесовавшимся моими словами я рекомендую пользуюсь случаем прочесть на этом сайте http://www.proza.ru/2014/03/21/2172и мою книгу "Подлинная история жизни и смерти Михаила Ломоносова"
Хотя я как сам видит читатель все вышеописанное написал сравнивая Васильеву с Ломоносовым по-серьзному, то тут меня все же не покидает опасения о том что слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля о том ,что "История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса" могут в случае с О. Ю. Васильевой оказаться пророческими!
И тут поскольку у нас есть веские ы, чтобы оставить Астрономию и обстоятельно во всем этом "ребусе-кроссворде" под заглавием "Кто вы Ольга Юрьевна Васильева?" разобраться! Но тут опять в виду сложности затронутой автором темы мы к этому вопросу приступим уже в следующей части данного очерка.
( конец ч.3