О древний град Казань-краса!

Александр Бельский Город Орёл
Сколько восторженных отзывов я слышал от родных, друзей и знакомых о столице Татарстана Казани! Я знал, что Казань в современном мире – один из самых быстро развивающихся городов в Европе,  один из главных культурных, экономических и спортивных центров России, население города более 1 200 тысяч человек. Казань основана в 1005 году. Немало связующих нитей между Орловщиной и Казанью. Орловский помещик, писатель и историк Николай Карамзин родился в Казанской губернии. Татарские корни у орловца, писателя Ивана Тургенева и представителей Орловского края полководца Алексея Ермолова, поэта Михаила Лермонтова. Орловский помещик, поэт Василий Жуковский был наставником цесаревича, сопровождал его в путешествии по России. В 1837 году на обратном пути из Сибири Жуковский проехал через Казанскую губернию и  провел два дня в Казани. Его впечатлил университет. Василий Андреевич посетил театр, больницу, тюрьму, монастыри, сделал рисунки Зилантова монастыря и памятника русским воинам.
В Татарстане жила легендарная Надежда Андреевна Дурова – первая русская женщина – офицер, участница Отечественной войны 1812 года, ординарец фельдмаршала М.И.Кутузова. Уроженец Орловской губернии, композитор Тихон Хренников – автор музыки к спектаклю «Давным-давно». В основе театрального представления – история этой героической женщины. А позже был снят на ту же тему популярный художественный фильм «Гусарская баллада». В Татарстане жил представитель Орловщины, писатель Константин Паустовский.
Моя дочь Аннушка третий год живет в Казани, не раз приглашала меня к себе в гости.  И вот  с 3 по 7 января нынешнего года я посетил этот уникальный город.

                Архитектурный символ
2 октября 1552 года войска Ивана IV успешно провели осаду и штурм Казани. Казанское ханство было ликвидировано. Среднее Поволжье присоединено к России. С именем этого царя связана известная легенда. У ногайского мурзы Юсуфа была прекрасная дочь Сююмбике. Она стала женой казанского царя Джан-Али. О казанской царице прослышал Иван Грозный и снарядил сватов, но те вернулись ни с чем. Разгневанный царь собрал войско и двинул его на Казань. Царь сказал, что если Сююмбике не согласиться выйти замуж, то он сотрет Казань с лица земли. Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться выйти замуж, но попросила необычный свадебный подарок пришлось принять предложение - за неделю царь должен построить самую высокую башню в городе. Днём и ночью трудились строители, и к исходу срока башня была построена. Сююмбике попросила разрешения взойти наверх, якобы проститься со своим народом и городом. Она простилась, а помолившись, бросилась вниз на острые камни. Так она погибла, не желая попасть в руки царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню её именем. Благородная красавица Сююмбике стала героиней народных преданий. А дозорная башня Сююмбике – это архитектурный символ Казани.

                Свидание двух миров
Александр Герцен, имея в виду христианство и мусульманство, отметил, что Казань – «это место встречи и свидания двух миров». Конечно, речь идёт о толерантности. Но мне очень хотелось поговорить о встрече и свидании других двух миров: орловского и казанского.
24 мая 1860 года Академия Художеств России присудила серебряную медаль орловскому помещику, художнику Вячеславу Шварцу за рисунок «Иоанн Грозный под Казанью».
Жители Казани гордятся тем, что в их городе  жил Александр Пушкин.  Это знаменательное событие  произошло в сентябре 1833 года. Гениальный поэт собирал здесь материал для научной монографии «История Пугачёвского бунта».  Подойдя к Казани, Пугачёв приказал написать указы. Жителей Казани призывали к покорности государю, сдаче города. 12 июня 1774 года  20-тысячному войску удалось занять Казань, но овладеть кремлем пугачёвцы не сумели.
Иван Степанович Трофимов – купеческий сын, выходец из города Мценска, ныне Орловской области – автор указов и манифестов Емельяна Пугачёва. В пугачёвской ставке Трофимов значился полковником  Алексеем Ивановичем Дубровским. Он был секретарём пугачёвской военной коллегии, принимал участие во взятии Казани.
Архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров) родился в Уфе, а брат отца – митрополит Филарет - уроженец села Высокое Кромского уезда Орловской губернии, ныне Кромского района Орловской области.  Николай Лесков пишет об Антонии в «Мелочах архиерейской жизни». Антоний  много заботился о казанских учебных заведениях, основал в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей. Он привлекал способных людей для развития  и улучшения преподавания в казанской центральной школе для крещеных в православие татар. Николай Лесков переписывался с профессором Казанской духовной академии Петром Васильевичем Знаменским в течение пяти лет. В начале 70-х годов  XIX века писатель активно разрабатывает в своем творчестве духовную тематику. Николай Семенович просил Знаменского помочь ему в поиске духовной литературы. Такую помощь профессор оказал.

Казанский университет

Казанский университет был основан в 1804 году по указу императора Александра I. Это учебное заведение сыграло  огромную роль в развитии естественных и гуманитарных наук.  40 лет преподавал в университете  великий математик, создатель неевклидовой геометрии Николай Лобачевский, 19 лет из них был ректором. Николай Иванович  был и философом. Вот одно из его изречений: «Разум – это значит известные начала суждения, в которых как бы отпечатались первые действующие причины вселенной  и которые соглашают, таким образом, все наши заключения с явлениями в природе, где противоречия существовать не могут».
В университете трудились химик-органик  Александр Бутлеров, лингвист Иван Бодуэн де Куртене, медик Петр Лесгафт. Учился здесь будущий величайший писатель Лев Толстой. Известно, что Толстой в течение 17 лет приезжал на Орловщину, жил тут, поэтому мы и называем его представителем нашего края, но и казанцы имеют полное право назвать Льва Николаевича своим. Толстой жил в Казани с 1841 по 1847 год. Прадед писателя служил в Казани воеводой, дед Илья Андреевич Толстой был казанским губернатором. Лев Толстой поступил на факультет восточной словесности, но потом перешел на юридический факультет. Не окончив второго курса, Лев Николаевич получил в наследство Ясную Поляну и решил уехать из Казани. Ректор университета Иван Михайлович Симонов подписал прошение об отчислении из числа студентов и обратился к Толстому с такой фразой: «Было бы очень печально, если бы ваши выдающиеся способности не нашли себе применение».
В 1910-1913 годах в Казани были построены Рождественско-Богородицкая церковь и часовня. Нам, орловцам, важно то, что на средства представительницы нашего края - великой княгини Елизаветы Федоровны, причисленной к лику святых, - созданы эта церковь и часовня. Елизавета Федоровна присутствовала и при закладке, и при освящении храма.
В первый день дочь Аня провела для меня увлекательную экскурсию по Казанскому кремлю и по улице Баумана – казанскому Арбату, рассказала об истории, архитектуре и традициях столицы Татарстана, отметила чуткость и порядочность казанцев.

Живая легенда
Я был ошеломлен величественностью Казанского кремля, как будто ожила легенда. Казанский кремль - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года. Губернаторский дворец в кремле является резиденцией Президента Татарстана.
В Казанском Кремле отчетливо выразилось историческое взаимодействие различных градостроительных и архитектурных культур: волжско-булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной. Изумление вызвало у меня на территории Кремля заново отстроенная мечеть Кул-Шариф. Она напоминает о самой красивой мечети Казанского ханства, разрушенной ещё в XVI веке. Имамом мечети был ханский сеид Кул-Шариф. Во время штурма Казани войсками Ивана IV сеид возглавил оборону города и вместе со своими учениками погиб, защищая родную землю. В 2005 году, к 1000-летию, которое праздновал город, в кремле было завершено строительство мечети Кул-Шариф, в память о древней 8-минаретной мечети, существовавшей в кремле до 1552 года. Я поставил бы такой эпиграф к новой мечети Кул-Шариф: «Гармония и изящество». Я почувствовал два сияния. Одно – с внешней стороны. Другое – внутри здания. Эмоции фантастические!
Я любовался  Дворцом земледельцев. Монументальное здание, имеющее два симметричных крыла с порталами и центральную часть с порталом и классическим куполом, включает разнообразные малые архитектурные формы. Здание расположено у подножия 15-метрового холма. Центральный элемент дворца – 20-метровое дерево из бронзы, символизирующее плодородие и процветание. Отметка вершины центрального шпиля – 48 метров. 
Недалеко от Казанского Кремля находится «Татарская деревня».   Это стилизация под национальную деревеньку. Кругом деревянные скамейки, красивые домики, пчелиные ульи, колодцы, статуэтки, мостики. Здорово придумали казанцы: в центре столицы – деревня. Интересно было познакомиться с таким замечательным поселением.
Казанский театр «Экият».  Название в переводе с татарского языка означает «сказка». Это ведущий кукольный театр  в Татарстане. Здание красивое, как дворец. Представления здесь идут как на татарском, так и на русском языке. Театр был основан в 1934 году. 
Около театра «Экият» расположилась выставка ледовых скульптур. Здесь было так великолепно, как будто я вернулся в счастливые мгновенья детства. Скульптуры ледовые, но смотришь на них, и на душе тепло.
                Кот казанский «славен жил» 
Улица Баумана или Баумановка – пешеходная  улица длиной 1,3 км, оживленная, задорная – напомнила мне ярмарку. На улице музыканты и художники демонстрируют своё мастерство. Везде можно купить сувениры. Улица расположена между станциями метро «Кремлевская» и «Площадь Тукая».
Меня позабавила скульптура «Кот казанский». Надпись запоминающаяся: «Ум астраханский, разум сибирский, славен жил, сладко спал…». Предыстория такова: в 1745 году Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов». По преданию императрицей  были выписаны коты из Казани для ловли мышей в Зимнем дворце.  Я подумал: «А почему бы в нашем родном Орле не поставить памятник, например, собачонке Кусаке – персонажу одноименного рассказа знаменитого писателя-орловца Леонида Андреева? Рассказ этот – гимн доброте!»

«…очарованный сном наяву…»
Богоявленский собор – православный  храм  в Казани на  улице Баумана, храм и его колокольня – это достопримечательности города, памятники культовой архитектуры. Согласно записи в метрической книге Богоявленской церкви, в ней 2 февраля 1873 года крестили Фёдора Ивановича Шаляпина, родившегося 1 февраля. Ф. И. Шаляпин пел в церковном хоре Богоявленской церкви, что имело большое значение для его творческого становления. Важным для будущего гениального певца было и посещение театра в Казани. Федор Иванович так вспоминает этот театр: «Я до глубины души был потрясен зрелищем, и, не мигая, ни о чем не думая, смотрел на эти чудеса. Занавес опускался, а я всё стоял, очарованный сном наяву, сном, которого я никогда не видал, но всегда ждал его, жду и  по сей день… Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым».
Рядом с собором в 1998 году был установлен памятник Шаляпину. Восхищенные современники называли голос Федора Ивановича царь-басом.
Я с интересом узнал о жизни и творчестве выдающегося татарского, воистину народного поэта Габдуллы Тукая. Интересно, что Тукай сотрудничал с Федором Шаляпиным. Они ходили по татарским селам, записывали песни. Поэт помогал певцу как переводчик. Тукай объяснял крестьянам, зачем Шаляпин этим занимается. Композитор Антон Эйхенвальд создал оперу «Водяная» по одноименной поэме поэта. В Казани установлены памятники  Тукаю.

«Я виноград…»
Петропавловский собор Казани – образец стиля Петровской эпохи. Основной декорационный мотив церкви - обвивающая стволы колонн виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани сооружения, заполняя плоскости по обе стороны окон. Вспоминается цитата из Библии:  «Иисус говорил:  «Я есмь истинная виноградная лоза», «Я виноград, а вы кормитесь от плодов моих». Было бы прекрасно, если бы и мы оставили людям только добрые плоды свои. Посетители Петропавловский собор все российские императоры, начиная с Екатерины II, кроме Николая II, и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, - гости  Казани. Описания  собора приведены в сочинениях немецкого учёного-энциклопедиста Александра Гумбольдта и французского писателя Александра Дюма, здесь был Александр Сергеевич Пушкин, в хоре собора пел Федор Иванович Шаляпин. История нового собора связана с именем Петра I. В Казани он отпраздновал своё 50-летие.
«Русь былинная» Константина Васильева
26 июня 2013 года в Казани открылся новый музей Константина Васильева.
Творческое наследие художника Константина Алексеевича Васильева (1942-1976) – произведения живописи и графики: портреты, пейзажи, картины былинного, мифологического и батального жанров.
  Поражает в работах гармония человека с природой, глубина цикла  «Русь былинная» и картин о Великой Отечественной войне. Я был рад посмотреть картины с изображением представителей Орловщины Ильи Муромца и Александра Пересвета. Блистательный художник. Его картины завораживают. Они дарят ощущение праздника.

Миг восторга Василия Аксенова
Выдающийся писатель Василий Павлович Аксенов родился в Казани в 1932 году. Произведения именитого художника слова переведены на 55 языков мира! Об Аксенове говорили: «Одинокий бегун на длинные дистанции». Я считаю, что  большой талант -  всегда одиночка. Дом-музей Аксенова был открыт в ноябре 2009 года, через четыре месяца после смерти писателя.
 Я с интересом посетил этот дом, где жил прозаик, где истоки его творчества и мировоззрения. Это старинный особняк постройки начала XIX века. Здесь Василий Павлович прожил в детстве 10 лет. Родственники Василия Павловича передали музею фотографии и личные письма, принадлежавшие семье. Василий Аксенов  на всю жизнь запомнил 9 мая 1945 года в Казани: День Победы и  великую радость людей на улице: «Я много бы дал за то, чтобы вернуть тот миг, тот мой восторг, когда над площадью чистым серебром запели фанфары и мы увидели слона. Огромный серый лоб и спина слона плыли над толпой… А за слоном горделиво шествовал ученый верблюд. Это был цирк Дурова, гастролировавший тогда в Казани. В полном составе он вышел на улицы, чтобы поздравить горожан». Мне вспомнились афоризмы Василия Аксенова: «Тот, кто признает критику в свой адрес, находится на полпути к успеху», «Дающий всегда что-то получает взамен, хотя частенько этого не замечает», «Дружба – это умение молчать вдвоём».
Подарок от братьев Лихачёвых
Немалое удовольствие доставила мне экскурсия по Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан – одному из крупных и известных художественных музеев Российской Федерации. В его собрание входит живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство классических западно - европейских школ XVI-XIX вв., русского искусства XVI-XX вв., советского и татарского изобразительного и декоративно-прикладного искусства; уникальная коллекция икон из соборов чудесного острова Свияжска. Основу музейной коллекции составило обширное собрание казанского археолога, историка, коллекционера  Андрея Федоровича Лихачёва (1832-1890), переданное городу для будущего музея его братом – вице-адмиралом Иваном Федоровичем Лихачёвым в 1891 году.
Я познакомился с экспозицией русского искусства начала XX века, замечательной выставкой картин Константина Коровина. Порадовали его декорации к постановкам музыкальных произведений  представителей Орловского края Михаила Глинки (спектакль) и Николая Римского-Корсакова (оперы «Садко», «Снегурочка»). Хорош «Натюрморт с часами» представителя Орловщины Александра Осмёркина – участника художественной группы «Бубновый валет».
Ефремово Евангелие

Об экспонатах Национального музея республики Татарстан можно рассказывать бесконечно. Меня здесь наиболее впечатлило Ефремово Евангелие. История книги удивительная. На великом Земском соборе 21 февраля 1613 года под председательством митрополита Ефрема был избран новый царь – Михаил Федорович Романов. Ефрем поучал нового царя охранять православную церковь, Русское государство, почитать чин духовный и любить свой народ. Очевидно, из Москвы им привозится Евангелие 1606 года. Сначала это ценное Евангелие находилось в Благовещенском соборе Пресвятой Богородицы в Казани. Оно очень красиво оформлено: замечательно изображены четыре евангелиста, гравированы сюжеты, заставки, буквицы, орнаменты прописаны от руки клеевой краской, золотом и серебром.


 

Гостеприимство
Ледовый дворец спорта «Татнефть Арена» – спортивно-концертный комплекс в городе Казани – один из самых больших и хорошо оснащённых в России и Европе ледовых дворцов спорта.
Мы посмотрели хоккейный матч команд континентальной хоккейной лиги «Ак-Барс» – «Трактор» (Челябинск). Казанцы выиграли со счетом 5:3. Энтузиазм любителей хоккея  зашкаливал. После матча сотрудница ледового дворца попросила болельщиков, в том числе и меня, поделиться своими впечатлениями о казанской хоккейной дружине. Я сочинил такое стихотворение:
«Клуб любимый наш «Ак Барс» –
в переводе «Белый Барс».
Хоккеисты вы умелые
и подобно барсам, смелые.
Цвет же белый – цвет мечты,
чистоты и красоты,
вашей дружбы, доброты.
А у нас одна мечта –
побеждайте вы всегда!!!»
Стихи прозвучали в ледовом дворце по радио в перерыве между периодами.               
Перед моим отъездом на родину Аня, её муж Александр и я совершили прогулку по ночной Казани. Мы побывали на набережной. Перед нами - дивные берега реки Казанки. Я был покорен  красотой зданий правительства Республики Татарстан и Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Колесо обозрения, суперсовременные здания, искусственные светодиодные елочки, иллюминация - всё радовало глаз. Я подумал, что казанцы – архитекторы, скульпторы, дизайнеры, строители – могли бы воскликнуть о себе стихами Владимира Маяковского: «…наших душ золотые россыпи!»
Да, экият – в переводе с татарского сказка. Мое впечатление от посещения Казани, как будто я побывал в сказке. Я благодарен жителям этого города   за гостеприимство.
Кстати
Популярное блюдо из татарской кухни чак-чак. В составе присутствует мёд – идеальный лекарь от всех болезней.
Чак-чак.
Яйца, молоко, сахар, соль смешать, всыпать муку и замесить тесто. Разделить на куски по 100г, раскатать колбасками толщиной в 1см и нарезать шариками величиной с фасоль. Обжарить их в большом количестве масла. Готовые шарики должны иметь желтоватый цвет. В мед всыпать сахар и варить до тех пор, пока взятая спичкой капля, стекая, не станет ломкой. Слишком долго кипятить мед нельзя, так как он может потемнеть и испортить блюдо. Обжаренные шарики положить в широкую посуду, облить подготовленным медом и хорошо перемешать. После этого переложить чак-чак на блюдо и смоченными в холодной воде руками придать ему желаемую форму (пирамиды, конуса).
500 г пшеничной муки, 5 яиц, 0,25 стакана молока, 1 ст. ложка сахара, 1 стакан топленого масла для обжаривания, соль.
Для сиропа: 450-500 г меда, 100 г сахара.