Цена гражданской войны

Владимир Смолович
                «Превратим войну империалистическую в войну
                гражданскую» (Ленин В.И. Полн. собр. соч.,
                5 изд., т. 26, C.32)
    
    Революция, опиравшаяся на поддержку лишь небольшой части населения не могла не вызвать той реакции, которой и стала гражданская война. Оставим пока в стороне анализ причин, приведших к роковому исходу. Мне просто хочется упорядочить список чудовищных потерь, понесенных страной.
   Начнём с самого тяжёлого, что только может быть  в любом государстве – с людских потерь. Единства в оценке нет. Количество фронтовых потерь колеблется от одного до двух миллионов человек. Количество жертв террора (белого/красного/прочего) тоже варьируется в очень широких пределах – от 2 до 3 миллионов человек. Долгая война, с её реквизициями (т.е. грабежами), мобилизациями и прочими сопутствующими процессами привела в неурожайном 1921 году к голоду, унёсшему  от 4 до 7 миллионов человек. И ещё два миллиона эмигрировали – вот в этой цифре разные исследователи единодушны.  Наиболее взвешенные оценки указывают на цифру людских потерь в 10-11 миллионов человек, включая эмигрантов – они хоть и остались живы, но для страны потеряны. Это 9% от тогдашнего 120-миллионого  населения страны.
    Обычно также упоминают об экономической разрухе. В ходе гражданской войны были разрушены или остановились не менее 80% промышленных предприятий страны.
Теперь о том, о чём упоминают реже.
    Были разрушены все государственные институты. Министерство просвещения прекратило свою работу в 1918 году. Набора учеников и студентов на 1918/19 учебный год уже не было. Отдельные школы ещё работали, но они держались на энтузиазме отдельных лиц или даже организаций. В ВУЗах было ещё хуже: объявленные «буржуями» работники высшей школы были либо истреблены, либо бежали за границу. Формально университеты не закрывали.  Но никакой регулярной работы не велось. Оставшимся – по тем или иным причинам - преподавателям предоставляли возможности читать лекции «для широких слоёв населения» - то есть для тех, кто придёт. Независимо от уровня образования и имеющихся знаний по теме лекций. Кроме того, лектор должен был учитывать, что любая из его лекций может оказаться последней.
Прекратило работу министерство социального обеспечения. Миллионы людей старшего поколения остались без заработанных ими пенсий. Какие-то попытки, отметим, восстановить выплату пенсий старикам предпринимались, но они носили фрагментарный характер и были привязаны к свидетельствам о лояльности к новой власти.
Когда-то давно, в музее Циолковского в Калуге, я увидел фотокопию постановления о назначении  64-летнему учёному  персональной пенсии . Циолковский тогда уже был членом так называемой "Социалистической академии общественных наук». Постановление было подписано лично  Лениным. Уже тогда подумалось – что же такое творилось? Решение о присвоении пенсии подписывал ЛИЧНО Премьер-министр? Сколько же таких пенсионеров по стране, если вопрос о о пенсиях решается  на уровне Совнаркома (Совета Министров)? Размер пенсии уточню, был 500 тыс. рублей, на эти деньги можно было купить полтора килограмма масла.
   Прекратило работу министерство здравоохранения. Нет, на базе Министерства здравоохранения России был создан наркомат здравоохранения. Однако, было не до здравоохранения, наркома назначили лишь через 8 месяцев после формирования правительства. К тому времени прежние сотрудники минздрава в основной своей массе разбежались, и Николаю Семашко пришлось начинать  с нуля.  Пока он восстановил систему,  выяснилось, что и врачи тоже  разбежались по заграницам …
    И так практически по всем  отраслям. То, что создавалось десятилетиями, было разрушено в считанные месяцы. Потом многие годы ушли на восстановление. Восстановление государственных институтов, утраченных в годы гражданской войны, завершилось лишь  к 30-ым годы! Проектирование бронетехники, например,  прервалось на десять лет, подводных лодок - на двенадцать.  Естественно, на первых порах воссозданные учреждения отличались от своих предшественников весьма низким уровнем профессионализма. 
   Теперь потери политические. С первых дней мировой Россия взвалила себе на плечи тяжкую ношу и несла её в высшей степени достойно. В 1914-16 гг. война шла с переменных для обоих сторон успехом, но в 1917 году начался перелом. Именно в 1917 году США, Греция, Китай, Бразилия и несколько других стран (общим числом -11) объявили войну Германии. 6 стран объявили войну    Австро-Венгрии. Суммарный экономический и военный потенциал стран Антанты более, чем удвоился. В то же время за весь 1917 год ни одна страна не присоединилась к блоку Центральных Держав (Германия, Австро-Венгрия и пр.). Чаша весов вне всяких сомнений склонилась в пользу Антанты. Прекрасно понимая это, правительство Германии 19 июля 1917 года обратилась к странам Антанты с предложением о мире без аннексий. Но страны Антанты уже были абсолютно уверены  в победе и простое «замирение» их не устраивало. 
    Именно в таких условиях большевистское правительство пошло на подписание сепаратного мира с Германией (Брестский мир). Без подписания  мира с Германией – на любых условиях – идти в поход против противников Октября было никак невозможно.
   Исторических аналогов Брестский мир не имеет. Страна, не проигрывавшая войну, согласилась добровольно  признать себя побеждённой и отдать противнику территорию, на которой до войны проживало 22% населения страны, отдать 50% золотого запаса и многое другое. Вплоть до отказа от собственного суверенитета - внешняя политика страны должна теперь согласовываться с Германией. При этом Россия естественно лишалась договоренных ранее  между странами Антанты «призов», основным из которых была часть территории бывшей Османской империи вокруг Мраморного моря, включая полный контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и город Константинополь (Стамбул). Россия теряла право на свою долю - и весьма немалую (4-5 миллиардов долларов в ценах 1921 года) -  репараций после победы. Россия лишилась права участвовать в Версальском процессе. А ведь там она могла бы  стать одним из главных «игроков», ибо по статусу Версальских переговоров России полагалось бы 5 мандатов (количество мандатов, которое получали участвовавшие в процессе страны,  зависело от степени участия в войне. Страны , участвовавшие в войне с первого дня получили по 5. Другие – поменьше. Италия – 4, США -3, Бразилия -1). Без России 19 стран-участниц процесса имели 60 мандатов. Если бы Россия не сдалась Германии, а продолжала войну (до победного конца), то в переговорах участвовали бы 20 стран с 65 мандатами. Иметь 5 мандатов из 65 – это превосходно для любых переговоров. Послевоенная Европа могла бы выглядеть иначе.
    Не могу не упомянуть, что Брестский договор был аннулирован Германией 11 ноября 1918 года по требованию Англии и Франции. В список требований (ультиматум), по исполнению которого Англия и Франция соглашались прекратить боевые действия против Германии пунктом 5-ым было включено  требование  об аннулировании Брест-литовского мирного договора.
    И только после этого Ленинское правительство смогло аннулировать Брестский договор - 13 ноября того же года. Страшно представить, что могло случиться, если бы страны Антанты не потребовали бы от Германии аннулирования этого договора.
    Россия осталась должна огромные суммы денег Англии и Франции. Все эти кредиты подлежали бы списанию, в случае, если бы Россия продолжала участвовать в войне до конца. Но так Россия в марте 1918 сдалась, то эти суммы подлежали возврату.
Надо отдать должное Великобритании – в 20-х годах прошлого века долги по Первой мировой всё-таки были списаны. Франция списывать эти долги не захотела. Возврат долгов Франции по Первой мировой Россия закончила в 1994 году.
    Ещё одна «жертва» Брестского мира  - русский флот. По договору советская Россия обязалась либо затопить, либо передать Германии весь свой военный флот (кроме маломерных кораблей). Что и было – в основном - сделано. Среди кораблей, которые пошли на дно, были - например - 4 новейших линкора серии «Императрица Мария». Пятый линкор был передан Германии в исправном состоянии. По суммарному тоннажу российский (советский) военный флот был восстановлен лишь к началу 50-х годов.
   Интеллектуальные потери.  Среди тех терминов, которые стали символами революции и были наиболее широко использованы в годы гражданской войны – это термин «буржуй». Кто такой «буржуй» (буржуа) в контексте событий столетней давности? Лучше всего высказался тогда Бунин, заметивший с иронией осенью 1917 года – буржуй – это аккуратно одетый человек. Первоначально буржуа – это человек, не исполняющий никакой работы, но – вследствие обладания капиталом - способный жить на неплохом – для своего времени  уровне. В ходе русской революции слово «буржуй» превратилось в презрительное обозначение людей абсолютно разных социальных слоев – от действительно нигде не работавших богачей (рантье) до простых служащих на телеграфе или в аптеке. Жертвой изуверского толкования понятия «буржуа» стала российская интеллигенция. Никто не мог чувствовать себя в безопасности – ни учитель, ни врач, ни инженер. Аккуратно одет – значит враг взлетевших на вершину властной пирамиды люмпенов, коих в революции было не счесть. Поэтому не стоит считать непатриотичным бегство многих работников интеллектуального  труда за границу. Многие из них, кстати, считали  что уезжают не надолго. Но…  Россия потеряла 90% работников умственного труда. 
Некоторое время назад мне попалась интересная статистика: из числа россиян, родившихся до 1917 года нобелевскими лауреатами стали 7 или 8 человек (неясно, вносить ли в этот список Б. Пастернака, которого заставили отказаться от «Нобелевки»). Из числа россиян, родившихся до 1917 года и потом переехавших жить за границу Нобелевскими лауреатами стали 14 человек. Маленький, но показатель.
    И напоследок. Гражданская война ещё долго сказывалась на жизни общества. Как это часто случается, война выкосила самых лучших, самых энергичных, самых перспективных - пассионариев, людей не равнодушных.  Более выживали те, кто прятались, пережидали. Победило пустословное красноречие, опора на социальные фантазии, приверженность непроверенным теориям. И как следствие этого – «последействие» гражданской войны. Не менее миллиона человеческих жизней унесла коллективизация 1928-30 гг. Её бы не было без победы большевизма. Не было бы голодомора 1932-33 гг., который унес не менее 4 миллионов человеческих жизней. Не было бы волны репрессий, которая в конце 30-х унесла ещё  миллион (расстрелянные и умершие в заключении)
   Скорее всего, не было бы и Второй мировой, ибо западные страны  в конце 30-х  не пошли на союз со Сталиным против Гитлера потому, что уж очень неприглядно выглядел установившийся в СССР режим – с дикими судебными процессами и демонстрациями, требующими казни подозреваемых  ещё до суда. Неприглядно выглядел режим, при котором  массово запрещались книги, запрещалось высказывание мыслей, не получивших одобрение «свыше». Неприглядно выглядел режим, граждане которого не могли не только съездить  к кому-либо в гости за границу, но даже и отправить туда письмо… 
   В трёх странах Европы прошлого века случились кровопролитные гражданские войны. Первая - в России - то о чём только что говорили. Вторая - в Испании (1936-39 гг.). Людские потери Испании сопоставимы - 450 тысяч погибших, 600 тысяч были вынуждены эмигрировать. Если учесть, что население Испании в те времена было почти в 6 раз меньше, чем в России (23 миллиона), то процент потерь примерно тот же - разве что не было голода по завершению войны. Та же разруха, то же бегство интеллигенции. Испания сумела восстановиться лишь к 60-м годам. Ещё одна гражданская война - в Греции (1946-49 гг). Там было поменьше потерь - "всего" 50 тысяч (от 7-миллионого населения страны). Но огромнейшее количество беженцев: свои дома покинули - по современным оценкам - более 700 тысяч человек. Более 100 тысяч из них бежали за границу. И та же разруха. Восстановление экономики было прервано военным переворотом 1967 года - и всем тем, что после этого последовало.
    Можно ли было избежать гражданской войны в России? Наверное, можно было. На выборах в Учредительное собрание три левые партии - большевики, меньшевики и эсеры - получили вместе примерно 75% голосов. Если бы лидеры этих партий  отбросив личные амбиции, сумели бы прийти к взаимно приемлемому компромиссу , то никаких ужасов, из тех, о которых упоминалось выше, не было бы. Можно было ценой незначительных уступок ввести в коалицию ещё и кадетов - четвёртую по величине партию страны. Позиция кадетов, опиравшихся, в основном на русскую интеллигенцию, была весьма близка позиции меньшевиков. Тогда бы было правительство, опирающееся на 82% населения страны. Но амбиции, амбиции...
    История свершилась и она такова, какова есть. Самое главное - это научиться делать выводы.  И один из них - на приведённом выше примере - это то, что одним из важнейших искусств и свойств, которыми должны владеть люди, разумные люди - это умение находить взаимно приемлемый компромисс.
Ради этого и написан этот очерк.