Хватит ли ума на этот раз?

Онисе Баркалая
         Глядя на некоторых политиков, от которых зависит судьба мира, я все-таки надеюсь, что внешность обманчива.   

        В один и тот же день я прочитал две заметки, которые так и напрашивались, чтобы их сопоставить вместе. О выходе США из Парижского соглашения по климату (https://www.kommersant.ru/doc/3377627) и результаты исследований Эндрю Барра из Университета Джорджа Вашингтона (США), который путем математического моделирования пришел к выводу, что «появление человека не было вызвано неким экстраординарным всплеском видообразования, обусловленным изменениями окружающей среды» (http://informpskov.ru/news/249566.html). Изучив процесс видообразования, ученые пришли к выводу, что человечество появилось на Земле совершенно случайно. Конечно, эти научные результаты еще требуют проверки, тем более, что данное исследование противоречит дарвинизму, который утверждает, что основа эволюции – это наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, способность видов адаптироваться к изменению климата. Есть много исследований, которые так или иначе подтверждают теорию Дарвина, но я бы хотел привести соображения иного порядка, быть может, строго и не обоснованные, но имеющие какую-то свою пугающую логику.
          На определенном этапе эволюции способность человека к той изменчивости, которая характерна и для животных, была уже исчерпана. Именно развитие интеллекта стало основным фактором его живучести. Иными словами, как раз интеллект человека стал предпосылкой его выживания и доминирования на Земле. Это представляется вполне логичным. Даже эволюция динозавров показывает, что с определенного времени в основе их живучести уже преобладала способность приспосабливаться к изменению окружающей среды, нежели мощь и размеры. На смену динозаврам из эпохи мезозоя с присущими им физической мощью, циклопическими размерами, огромными клыками и зубами, в более поздний период пришли виды, которые уже не сотрясали так звучно поверхность земли при ходьбе и рык которых уже не был слышен на многие километры. Они (млекопитающие, к которым относят и человека) имели относительно небольшие размеры, отличались мобильностью, охотились стаей, были покрыты  шерстью и т.д. В каком направлении должны были эволюционировать человекоподобные обезьяны? Несомненно, была связь между умственными способностями и живучестью, которая, быть может, и предопределила появление человека разумного. Развитие интеллекта человека стало ответом на необходимость выживания. В сущности, это очевидная мысль – человек выжил и стал царствовать на планете, потому что сумел развить свои умственные способности. Потому что противопоставил звериной ловкости, смертоносным бивням, рогам и когтистым лапам свой ум. В фильме «На грани» (режиссер Ли Тамахори, 1997г.) персонаж драмы разгадает загадку охотника. Указывая на изображения животных (на веслах), тот спросит: почему кролик с трубкой не боится пантеры? «Кролик умнее», – ответит герой фильма.
        Между прочим, эволюцию на Земле обусловили не только естественный отбор и изменчивость видов. Сами катастрофические события: глобальные изменения климата, ледниковые периоды, колоссальная вулканическая активность планеты, падение гигантских метеоритов, подъем (снижение) уровня Мирового океана – послужили катализаторами эволюции. Природные катастрофы как бы стимулировали эволюцию видов, отбрасывая неживучие виды и выкристаллизовывая жизнестойкие – которые могли приспособиться после катаклизмов. Конец эпохи динозавров (их массовое вымирание) – в результате падения метеорита или по каким-то другим причинам, – стал началом эпохи млекопитающих, которые заняли освободившиеся природные ниши, и это, без всякого сомнения, ускорило появление человека. Если бы не было подобных катастроф, если бы климат на Земле всегда был бы мягким и теплым, привела бы эволюция видов к возникновению такого живучего субъекта, каким оказался человек разумный? Но природная машина работала безотказно: армагеддоны были постоянными и беспощадными, стирали с лица планеты 60–80 процентов живущих на ней видов, вызывали массовые вымирания животных. И совершенно ясно, что природные катастрофы несли с собой эффект обновления... С появлением человека к «набору катаклизмов» прибавились еще и социальные: голод, пандемии, войны, революции. Разумеется, здесь не может быть прямой аналогии: социальные катастрофы несут в себе много трагического, чтобы видеть здесь прежде всего «обновляющий эффект» для человеческого общества. Однако нельзя не заметить, что социальные революции приводили к прогрессу общественного строя, мировые войны – способствовали техническому развитию и модернизации, пандемии – увеличивали зарплату вследствие дефицита рабочей силы. Да и вообще, подобные катастрофические события заставляли человека по-новому взглянуть на этот мир, многое философски переосмыслить, произвести переоценку ценностей.   
         Очевидно, что в ходе эволюции, человек приобрел ни с чем не сравнимый интеллект, и сегодня, находясь в двух шагах от экологической катастрофы, от него требуется то же самое – незаурядный ум. Если в начале эволюции интеллект человека работал на выживание только своего вида, то сейчас человек разумный становится ответственным за судьбу всей планеты, ее флоры и фауны, за сохранение ее экосистемы, которая, кажется, уже начинает трещать по всем швам*. Для этого тоже требуется недюжинный ум. Как и раньше, новое мышление человека должно стать тем фактором, который обеспечит его выживание в условиях надвигающейся катастрофы.
          В «Общей теории роста населения» С.П. Капицы есть неожиданный результат. В течение 4-ех тысяч лет (по две тысячи лет до и после Р.Х.) рост населения планеты носил «взрывоподобный» характер. Это значит, несмотря на весь драматизм исторического развития: природные катаклизмы (засухи, наводнения, землетрясения), ограниченность ресурсов, невысокую продолжительность жизни и высокую детскую смертность (почти до 20-го века), эпидемии, пандемии, социальное неравенство, нещадную эксплуатацию, кровопролитные революции, мировые войны, региональные конфликты, экономические спады, депрессии, а также пророчества Мальтуса – ничто это не смогло остановить «триумфальный» рост численности человека на планете. Этому, конечно, есть объяснение. В отличие от животного мира, где численность регулируется «цепочкой питания», человеческое общество, состоящее из людей любопытных, страстных, амбициозных и неглупых, – непрерывно (иногда медленно, иногда быстро, но неуклонно) прогрессировало, создавая орудия труда и повышая его производительность. В течение четырех тысячелетий, как хорошо известно из истории, происходили изменения способа производства, экономического уклада, менялись эпохи и общественно-политические формации, причем на более прогрессивные и производительные (древний мир,  феодализм, капитализм, индустриальное, постиндустриальное общество). Да и сама скорость смен эпох резко увеличилась. Тысячелетние династии царей ушли в прошлое. Продолжительность жизни, уровень образования, медицины и многие другие показатели возросли после трех научно-технических революции. Но в начале 2000 года, как следует из того же исследования, наметилась тенденция к стабилизации уровня населения. Это объясняется переходом количества в качество... Автор указывает, что данные результаты требуют пересмотра парадигмы развития общества.
        Уверен, что в новой системе ценностей, где предстоит снова выбрать оптимум между государственным регулированием и стихией рынка, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, найдется место и для решения экологических проблем. 
        Я склонен видеть здесь некую закономерность: человек разумный, получивший в свое время от природы явное конкурентное преимущество, которое дало ему возможность подняться над всеми остальными видами, должен теперь доказать, что это не было случайным, это не было недоразумением. Человек должен подтвердить, что та фантастическая живучесть, которую он показал за последние четыре тысячи лет не была случайной. Ведь жадность, политическая близорукость, сиюминутные экономические интересы, эгоизм – все это не от большого ума.
        Хватит ли ума на этот раз?   


      *Когда прогнозируют последствия потепления климата, мало кто берет в расчет то обстоятельство, что все это может ощущаться не только постепенно, по мере таяния ледников, а происходить катастрофическим скачком. Наша планета, противясь повышению температуры, будет защищаться в полном соответствии с гомеостазом, со стремлением к равновесию. Не исключен вариант резкого усиления, если не взрыва вулканической активности, которая охладит и температуру на Земле, и пыл человека разумного. Эффект «ядерной зимы» из-за выброса в атмосферу колоссальных масс магмы, пепла и газов. Ведь вулканическая активность на Земле в течение последних ста лет неуклонно возрастает...