День большого, малого и другого террора

Владимир Гречанинов
Итак,  сегодня у нас типа  юбилей - 80 лет с того  дня,  как 5 августа 1937 вступило в действие постановление Политбюро ЦК ВКП (б) "Об антисоветских элементах",  что считается днем начала «Большого террора»  и массовых репрессий. Хотя и без всякого «Большого террора»  моего отца прекрасно осудили по ст. 58-10 еще  в 35-ом - за крамольные разговоры о дальности стрельбы духового ружья профессора Мориарти из рассказов о Шерлоке Холмсе. Но это, видимо,  было время «Малого террора», а до него и после было время  каких-то еще терроров, потому что других периодов истории у нас практически  не было.
Это я к тому, что те  немногое замечательные люди, которые пишут про репрессии и другие кошмары нашей истории, на мой взгляд,  излишне увлечены статистикой и аналитикой. Сколько было арестовано в 1937-1939 годах?  Вот, пожалуйста,  по справочным данным МВД СССР  - 1 миллион 575 тысяч 259 человек. А на деле? А на деле наверняка  больше.    А сколько расстреляно?  Пишут, 681 692 человек, но это неточно.  А если посчитать с 18-ого года?..
А  зачем вообще понадобились репрессии Сталину?   Чтобы обновить элиту и избавиться от старых большевиков?  Возможно. Чтобы нейтрализовать возвращающихся  из лагерей раскулаченных?  Не исключено. Чтобы запугать народ и вывести овечью породу хомо-советикус?  Очень может быть…
Все это, конечно,  очень интересно в академическом плане,  только  вот попробуйте представить, что   евреи после войны занимались бы исключительно подсчетами отравленных в газовых камерах соотечественников и поисками гносеологических причин антисемитизма.   Этим они, понятно,  занимались тоже,  но в основном  охотились на  военных преступников по всему миру.  Находили и судили с тем,  чтобы никогда  больше и больше никогда! Nevermore.  А историческая  память и чтение фамилий чужих родственников у Соловецкого камня  – дело, конечно, хорошее, если только ты уверен, что как-нибудь ранним утром тебе в дверь не постучат товарищи в штатском, которые с тех пор никуда не делись.
И вообще, у  нас все больше  любят поговорить о покаянии, но вот лично мне кажется,  что тема воздаяния в историческом плане куда актуальней.  Впрочем, об этом я уже писал, см. ниже.

О БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЕ,  ГЕСТАПО  И НЕ ТОЛЬКО

Недавно  был в Берлине. Ожидал увидеть холодную имперскую архитектуру,  что-то вроде угрюмого черно-белого триумфа воли (мужчины с каменными лицами, женщины с мясистыми ляжками), а увидел  тихий, зеленый,  слегка провинциальный, зато невероятно уютный  город без толп и пробок, город   симпатичных кокетливых фройлян, застроенный немного бестолково – величественный немецкий ампир плюс архитектура США конца 50-х,  стекло и металл,  но может в этом явном пренебрежении стилевым единством и  скрыто главное – этот город существует для людей. В отличие от Москвы, которая предназначена для застройщиков и забогатевших провинциалов.

Но если бы отличия состояли только в этом!  Истории наших стран временами  были мистически  схожи, особенно своими неприглядными моментами.  Так вот,  когда-то в Берлине была улица Принц-Альберт-штрассе,  где в доме 8 располагалось  Гестапо, куда временами захаживал  любимый в народе Штирлиц.  Теперь эта улица называется Нидеркирхнерштрассе, а на месте гестаповских застенков стоит  музей «Топография террора».

Раньше экспозиция  располагалась просто под открытым небом тут же, рядом с Берлинской стеной,  а потом для музея  построили специальное просторное здание.  И это правильно, народ должен знать своих героев в любую погоду, антигероев особенно. А площадь у бывшего гестапо засыпали толстым слоем гальки - чтобы на этом проклятом месте больше никогда и ничего не выросло бы. Очень символично.
Я ходил по просторным залам, рассматривал  фотографии экспозиции  "Берлин 1933-1945. Между пропагандой и террором", смотрел на людей.  Некоторые  фотографии я видел и раньше, но они все равно впечатляли. Люди тоже. Судя по разговорам, посетители были в основном местные, то есть немцы, было немного  иностранцев,  русских не было совсем, они в основном попадаются в дорогих магазинах на Фридрихштрассе, правда, это совсем рядом.

Посетители были задумчивы и сосредоточены, они молча переходили от стенда к стенду,  смотрели на фотографии, некоторые вытирали слезы. Они смотрели на зверства,  которые не так давно творили такие же немцы, возможно даже  их родственники или родственники знакомых, и им было стыдно и страшно,  это было видно по их опрокинутым лицам. Им было стыдно за то, что такое могли делать их соотечественники и  вообще люди.  В античной  трагедии это называется катарсис, очищение страданием, это тяжелое, но с точки зрения истории позитивное чувство. Гарантия невозврата.

А ведь в ту пору Германия тоже была великой страной. Империей. Немцы  строили дворцы, каналы, корабли, самолеты  и доступные автомобили, выпускали потрясающие товары народного потребления, снимали  замечательные  фильмы, которые потом назовут  трофейными.  И в том благополучном мире жили  прямые родственники сегодняшних посетителей «Топографии террора», которые теперь не могут без слез смотреть на дела своих отцов и дедов.   Это действительно очищение и гарантия. И потому у них невозможно представить телевизионную дискуссию на тему «Как оцениваете роль Гитлера в истории… »,  в которой,   вдобавок,  выступал бы жизнерадостный внучок Риббентропа.

А у нас все это можно. Хотя у нас тоже был террор,  и  у него была своя не менее  впечатляющая география и топография. Но и сегодня все олицетворяющие этот террор здания, включая Лубянку, прекрасно располагаются на своих прежних местах и по старому назначению, а вот музея нет.

Да и быть не может, ведь музеи нужны для того, чтобы помещать в них свое прошлое, а если прошлое так и не стало прошлым, оно живет  не в музеях, а на улицах и в душах. В этом случае развитие прекращается, а время, как в фильме «День сурка»  начинает не двигаться  вперед, а ползти  унылыми старческими кругами.
Это называется застой, стагнация, ни к чему хорошему это не ведет, это наши вечные Жигули,  и именно это, увы,  мы и видим  вокруг.