Авангард чёрноты

Виктор Болгов -Железногорский
АВАНГАРД ЧЁРНОТЫ

       Слово "живопись" означает - живописать жизнь. На мой взгляд, "Чёрный квадрат" Малевича, российского художника начала XX века, ничего общего с живописанием не имеет. Мне этот квадрат представляется замазанной художником-абстракционистом халтурой. Замазал, во время творческой депрессии, отставил в угол и забыл. И надо же было такому случиться, что кто-то, случайно, увидел, в этом квадратном чёрном пятне, шедевр равный по значимости "чёрной дыре" во Вселенной. Уму не постижимо до чего дошло в своём упадке "чувство прекрасного". Но не стану более оспаривать живописную значимость "чёрного квадрата" Малевича.Тем паче, что он, "чёрный квадрат", стоит бешеных денег, а в наше время деньги являются мерилом всего.
Пусть он есть и остаётся одним из примеров авангардизма в живописи.
      В искусстве есть разные направления, одно из направлений называется "авангардом"
(из Википедии)
"Аванга;рд, авангарди;зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. Слово французского происхождения авангард первоначально относилось исключительно к военной терминологии и означало отряд, выдвигающийся вперёд по движению..." .

      Но лично мне думается, - Авангард как явление, зародился гораздо раньше XIX и XX веков. Удивительные, пугающие картины Босха,отличались от массы картин художников того времени и их вполне можно отнести к авангарду. Тем паче картины Малевича, Кандинского, Пикассо, Дали и других несомненно гениальных художников - хотя и работавших в разных манерах - так же авангард. Их картины имеют отличительные качества, как бы выдвинуты вперёд. Возможно опережают своё время. Но опять же: на вкус и цвет товарища нет.

      Авангардизм включает в себя многие направления как в живописи, так и в поэзии. Любой поэт в своих стихах стремится блеснуть, выделиться, показаться более оригинальным, особым в массе обыденной поэзии.  Даже художники пейзажисты попали под новые авангардистские веяния, стали вместо берёзок и сосенок писать какие-то какашки в виде фигушек на тарелке, или летающих среди облаков в банных лоханках голых, сисястых дам…
Но не у всех и не всегда это получается хорошо.

      Как-то в конце "Перестройки", в городском клубе с космическим названием "Спутник", проходил вечер поэтов, считающих себя авангардом. Поэты-авангардисты, того времени, на своих вечерах стремились показать себя с неожиданной стороны, как бы вывернутой наружу.  Кто-то отпускал бороду, кто-то наоборот брился наголо. Даже входящие в наш круг любителей поэзии и туризма две очаровательные девушки, прониклись авангардом, и стремясь в мечтах к сексуальной свободе, как в недавно запретном эротическом фильме «Греческая смоковница», купались в голом виде в студёной речке, потом сами же разболтали об этом своём «подвиге в честь авангарда» всем своим знакомым. Восьмидесятые годы начало романтичной, раскрепощённой, будоражущей мозги Перестройки катились к своему завершению. Уже не пели с бобин свои песни Владимир Высоцкий: Я не люблю», Виктор Цой «Мы хотим перемен». Наутилус Пампилиус – «Скованные одной цепью»… Уже становился не интересным тяжёлый металлический рок, с его разрисованными под чертей кумирами…  Уже прочитаны все ранее запрещённые книги… На смену приходила бездарная, бестолковая «попса», бездуховные рыночные отношения. Опять пахнуло застоялым болотом. Но «лодка государства, раскаченная «ветрами перемен» вошла в резонанс. Вот и мы, «молодые таланты и непризнанные гении» сибирской глубинки, втянулись в этот непонятно куда влекущий водоворот. Придумали провести в клубе «Спутник», вечер так называемой «чёрной поэзии». Кому тогда была интересна «светлая поэзия», притихли и не протестовали, боясь показаться несовременными, устаревшими махровыми консерваторами. Я был лет на 10 постарше моих друзей и не сильно поддавался новым веяниям. Но даже мне вначале было интересно – во что выльется наша авангардистская затея. Я считал не желательным провал вечера. И потому сразу одобрил приглашение на  наш непонятного содержания вечер известных в Красноярске музыкантов. ВИА «Корабль дураков», артиста Красноярской филармонии по фамилии Лазарев известного в Красноярске конца восьмидесятых годов прошлого века шоумена, музыканта и сатирика Якова Айзенберга. Тот вечер так и назывался на расклееных по городу Железногорску зазывных афишах:  "Тёмный вечер чёрной поэзии". Ведущим был Яков Айзенберг, в последствии эмигрировавший из соц реалистического СССР в Израиль. Его "авангард" заключался в том, что он, возможно приняв за кулисой горячительного, пел какие-то похабные куплеты и выкрикивал в запруженный народом зал, некие "остроумные остроты" собственного сочинения. Выбежал, точнее выкатился Яков на эстраду этаким красноносым колобком, в семейных трусах длиной по колена, в крупных красных цветах, и в полосатой тельняшке. В руке у него был игрушечный красный же пластиковый маузер или парабеллум, (игрушка моего семилетнего сына), которым он потешно размахивал себе в такт и выглядел конечно же экстравагантно. Отчего публика в зале, жадная до ярких зрелищ, громко хохотала и неистово подбадривала Яшу свистом и топаньем ног. Распевая свои куплеты, он то и дело забегал за стоящий в углу сцены чёрный рояль, точно за импровизированную баррикаду, то готов был прыгнуть в оркестровую яму или же, изловчившись по обезьяньи, повиснуть как морской пират на центральной люстре, что над зрительным залом, и - высказать или выкрикнуть в зал и всему миру всё, что он Яша о нём думает. Ради пущего авангарда, казалось он мог бы снять трусы и бегать голышём, размахивая трусами, как флагом. К сожалению, в дикие девяностые, эстрада и даже серьёзные театры, будто заразившись от "ветра перемен", широко использовали полную оголёнку. Хорошо хоть  другой артист Красноярской филармонии Лазарев выглядел скромнее. Он наряженный в длинную солдатскую шинель «аля Дзержинский» ходил прямолинейный как телеграфный столб рядом с крутящимся Яшей и довольно прилично играл на саксофоне. «Корабль дураков» -  исполнил несколько весёлых, но не запомнившихся песен. Городские поэты, не сведущие в авангарде, читали свои обычные стихи и пели песни под гитару. В отличии от опытного шоумена, городские поэты готовились к вечеру авангарда заранее, выискивая неопубликованные, как им казалось, диссидентские стишки, колючего, разоблачительного содержания, что могло быть хотя бы малость приравненным к чёрному, истинному авангарду Якова Айзенберга. Вечер удалось спасти. Но вспоминается почему-то в основном "авангардист Яша". Земля ему пухом и царство небесное. Талантливый был человек, яркий, за словом в карман не лез. Мы даже завидовали ему, но тот вечер авангарда мне явно не понравился, - может не понял что, или ещё не созрел, не дорос до понимания великого. Лежит ныне в земле Израиля некогда известный красноярский авангардист. Таки и не передавший секрет своего понимания лёгкого, свободного от рамок и условий, весёлого авангарда, угрюмыми и замшелыми консервативным сибирякам. Видимо на вкус и цвет товарища нет. Кому-то нравится реализм, кому-то авангард. На вечере авангарда, дали слово и мне, но зря. Я прочитал в финале одно стихотворение высмеивающее "авангардную чернуху" в поэзии.
Последняя строка звучала так: "Дайте света, включите свет!" Больше меня на такие вечера не приглашали. Видимо авангард иссяк вместе с отъездом в знойный Израиль Якова Айзенберга. Как Яшу там встретили с его авангардизмом мне не известно. Вряд ли у него была там большая популярность, чем в нашем сибирском суровом реализме. Диссидентство против политики Израиля там не приветствуют, законы к таким максималистам жёсткие. Инакомыслие пресекают на корню. Однако, страну свою Израиль, в пример многим, защищают хорошо. В прочем,  на сибирских поэтах, как присутствие, так и отсутствие "Яши-шоумена" никак не отразилось. Разве что малость на мне.  На мне, выступление со стихом на "Тёмном вечере чёрной поэзии"  сказалось неожиданным, и даже где-то досадным образом. Меня, мои друзья, городские поэты "авангардисты", негласно, без объяснения причин, по тихому, исключили из группы авангардистов по названию "Мост".  А ведь вместе сочиняли оригинальное название своей, как нам казалось, авангардистской, не внятно от кого протестной, тогда ещё молодёжной группы. Ветры перемен дули в наши головы, как в паруса свободных от рамок и зажимов бригантин. Но прошла бесславно "Перестройка", прокатились по стране тяжёлыми разрушительными катками дикие девяностые годы. Бывшие молодые поэты-авангардисты постарели. Группа "Мост" вскорости развалилась, а поэты,- как писали, так и пишут, "как дышат".
Кстати сгорел и клуб "Спутник". Теперь на его месте в сквере вроде как переименованного Парка культуры и отдыха, некогда имени С.М.Кирова, полуразрушенные чёрные руины.