Совершенный учитель

Валентина Товпегина
   Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
 Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Толстой Л. Н.

                Тамару Николаевну впервые я увидела на районном  мероприятии, куда она привела своих учеников.  Это была молодая, статная и яркая женщина, застенчивая брюнетка с милой улыбкой. Мне было интересно наблюдать за тем, как дети общаются с учителями. Тамара Николаевна по-матерински опекала каждого своего питомца: то спрашивала, удобно ли устроились, то подбадривала школьников, когда они шли выступать на сцену: « Самое главное - ты не волнуйся, у тебя все получится!» Пятиклашки, выступив, под громкие аплодисменты возвращались к классному руководителю, ища ее взгляда, а она, светясь от радости, передавала эту радость им. Ребята, взглянув на Тамару Николаевну, тоже в ответ счастливо улыбались, успокаивались, забыв о шероховатостях при выступлении. Это потом, в своей школе, они признавались, где ошибались,  а учительница говорила, что выступали все замечательно.В классах, где работала Тамара Николаевна, даже самые слабенькие и очень робкие ученики раскрывали свои таланты.
                Затем я с удивлением узнала, что  Тамара Николаевна помогает людям, стряхнувшим голову, к ней, даже после серьезных травм головы, обращаются люди. Как это у нее получается, не знаю, но своими чуткими руками она восстановила здоровье многим, кто приходил, приезжал к ней.  На своем умении реально помогать людям она не спекулирует, считает:  стыдно наживаться на горе других, ведь болезнь – это горе. Вот такой высоконравственный человек Тамара Николаевна!  А Дар Божий - помогать людям жить в здравии - пришел к ней от бабушки и от крестной - Марфы Ивановны. Крестная (тетка матери) слыла в свое время отличным костоправом.
                Родилась Тамара Николаевна в селе Первый Чиндант Ононского района. Отец, Николай Прокопьевич Мошинский, работал директором  маслозавода. Его родители (мать-украинка, отец - поляк) были  сосланы с Украины в Сибирь.
Старыми фотографиями Тамара Николаевна очень дорожит, хранит их в отдельном альбоме. На одной из фотографий я увидела человека средних лет, он  крепкого  телосложения, с  белокурыми   волнистыми  волосами, со светлыми глазами; взглянув на фото, даже не подумаешь, что это отец Тамары Николаевны, она - жгучая брюнетка, а он – блондин. Но природа  наградила всех трех ее дочерей голубыми, как небушко, выразительными дедушкиными глазами.
                По воспоминаниям Тамары Николаевны, отец был правдолюбом, справедливым человеком, нежадным, добрым, но очень вспыльчивым, не терпел ленивых и лживых людей. Когда был голод, он помогал бедноте: где молочка, где масла выдаст на свой страх и риск, берег и жалел рабочих.  А еще в Монголию тогда возили масло, чтоб там его продать и привезти вещи ( в основном зимние). Отец эти вещи распределял среди работников маслозавода.  Но, видимо, кому-то не угодил, потому что арестовали его в 1952 году по доносу, отсидел в тюрьме ( в Оловянной, в Ангарске) целых девять лет.
                По подсказке друзей, он после освобождения из тюрьмы семью перевез в Иркутскую область, в  литовский  поселок Тальяны, где получил работу лесника. Дом их стоял на краю поселка. Тамара Николаевна помнит, как ее мать, Галина Никандровна, добрейшей души человек, вечная труженица, молчунья, устраивала на ночлег геологов в сарайчике, как кормила их. Она всех жалела, чем могла – помогала. Жизнь вот только очень трудная выпала ей : постоянно в тяжелом труде (в деревне он легким не бывает, после работы нанималась белить, красить, стирать, чтоб посытней накормить своих девочек) растила детей одна, пока муж сидел.
                Когда-то прадед и прабабушка Тамары Николаевны (Беломестновы) владели заимкой в Икарале. Трудились всей семьей, батраков не было, но все равно их раскулачили. Дед Галины Никандровны был коренным казаком. На фото он запечатлен у тумбочки ; бравый казак с лихо закрученными вверх усами, чубатый, в форменном казачьем одеянии. У Галины Никандровны было два брата и сестра, один из братьев  служил в Морфлоте, чем вся семья гордилась, а он всегда носил тельняшку.
Конечно, когда вернулся отец, семье стало легче жить. Дети, пять дочек, Тамара – самая старшая, учились.  После окончания средней школы с профессиональным уклоном Тамара приехала в гости в Дурулгуй к своим родственникам.                Удостоверение об окончании педкласса ей пригодилось, потому что ее пригласили работать в школе в качестве старшей пионервожатой. Уезжать она не торопилась, так как встретила свою первую любовь. Паренька, с которым в детстве катались с горки, она дождалась из армии. Но судьба любит выписывать неожиданные виражи, так случилось и с Тамарой. Пути – дороги ее и того юноши, что верно ждала,  разошлись, оставив незабываемый след в душе.  В школе работала с огоньком, ее ценили за высокую активность, неравнодушие, добросовестное отношение к труду, за выдумку ( без этого в работе с детьми не обойтись). Затем поступила в пединститут в Чите на филологический факультет,3 года училась заочно. В 1968 году перевели ее в райком комсомола заведующей школьным отделом, образование так и осталось «незаконченным высшим».
                На слете передовиков сельского хозяйства она познакомилась с Анатолием Иннокентьевичем Васильевым, будущим супругом.
Праздник был в самом разгаре, загорелые механизаторы после уборки урожая выстроились в ряд. Передовиков сельского хозяйства чествовали, награждали и  надевали  им почетные красные ленты. Когда с лентой подошла красавица Тамара, Анатолий удивленно спросил:
-А ты кто?»
- А тебе-то что?
- Нет, но ты откуда взялась?

                Так слово за слово и познакомились. Анатолий в тот вечер был неотразим;  белая рубашка, с подвернутыми до локтей рукавами и заправленная под ремень, очень шла ему, подчеркивая широкие плечи и мускулистую,  гибкую фигуру юноши. Смуглый, темноглазый, с красивой волнистой шапкой волос, он похож был на армянина, даже прозвали его в селе за это «Ара». А еще он умел говорить с армянским акцентом. Весельчак и шутник, просто красивый парень, легкий танцор, он в первый же вечер, когда провожал Тамару до дома, твердо заявил ей: «Если с кем увижЮ, все равно Атабью!»  Выйдя замуж за Анатолия, перешла работать  (по назначению Кочижова Н.К., зав. РОНО) в другую  школу.
                Анатолий Иннокентьевич был  хорошим мужем, другом; товарищи его очень любили, уважали, на работе ценили;  работал шофером в автоколонне, дома почти не бывал, но всегда заботился о жене и детях, всегда был поддержкой и опорой в жизни. Про него в селе говорят: «Теперь такого не найдешь!»
                Семья Васильевых содержала  большое хозяйство: 3-4 дойных коровы, поэтому имела  свое молоко, мясо, масло.  Машину купили. Работы, конечно, с хозяйством было очень много, но молодость не знает ограничений, успевали везде: и дома, и на работе. В шесть часов вставали, управлялись с хозяйством и уходили на работу.  Проработала  Тамара Николаевна в одной и той же школе до пенсии, ведя уроки русского языка и литературы, а еще  ей была доверена работа библиотекаря. Получалось, что с каждым учеником в школе она общалась, воздействовала на учеников в воспитательных целях через героев книг.
                Любимая работа  требовала большой отдачи, не зря же говорят:  « Учитель – это не профессия, это образ жизни!» Так уж получалось, что вся семья Тамары Николаевны порой работала на школу. Дочки хорошо рисовали, поэтому помогали выпускать  газеты, раздаточный материал  красочно оформляли, муж,  когда его просили, подвозил в школу уголь. Бывало и такое, что Тамара Николаевна утром уходила, а возвращалась поздно, но была уверена: муж детей досмотрит, напоит - накормит и домашнее хозяйство в порядок приведет. Анатолий Иннокентьевич любил и уважал свою жену, поэтому никогда не упрекал ее чрезмерной работой в школе.
                Тамара Николаевна умела выслушать ребенка, побеседовать с ним, предоставляя ему необходимую свободу, а он, чувствуя искренний учительский интерес, раскрывался доверительно, что давало ей правильно среагировать,  подсказать ребенку верный выход из неприятной ситуации. Чуткости, внимания, любви у нее хватает на всех, поэтому тянулись и тянутся к ней люди, ученики же видели в ней вторую маму. Она из числа тех учителей, которые являются великолепными психоаналитиками, это очень ей помогало в работе с трудными подростками. Вот умела  Тамара Николаевна найти подход именно к таким неуправляемым, вроде, ученикам, другие учителя нервничали, срывались, не желали утруждать себя, а она тихонько, спокойно, методично находила слабые и сильные стороны питомцев, старалась, чтобы сами ученики осознали, что хорошо, а что плохо.
                Работая классным руководителем, она  семьи всех своих учеников посещала, в некоторых была даже чаще, чем родители были дома, потому что они уезжали в степь на отару, а дети оставались дома, если не шли в интернат.  Были и очень бедные семьи матерей - одиночек, нуждающиеся в одежде, в еде;  тогда, наплакавшись дома, Тамара Николаевна собирала  в узелок вещи дочек, кое- какую еду и несла  бедным ребятишкам.  Одна девочка, которой сердобольная учительница помогала, уже став взрослой, благодарила Тамару Николаевну, встав на колени, чем смутила  ее до слез.
                Добрая, но не добренькая, Тамара Николаевна  была очень требовательна  тогда, когда дело касалось учебы.
Кто не работал учителем, тому кажется, что  никакого труда не составляет научить ребенка чему-либо.  А ведь его надо удержать на уроке, как? Значит, надо заинтересовать, надо доступно и понятно объяснить  материал. Надо уметь владеть классом, в котором двадцать, а то и больше личностей. Тамара Николаевна - прирожденный организатор и педагог. Ребятам на уроках было всегда интересно, потому что уроки у нее  были продуманными, подготовленными.  Часто в подготовку к следующему уроку Тамара Николаевна привлекала  учащихся, повышая тем самым их статус и самооценку, а это очень важно - окрылять ребенка.
                Помню  ее урок-сказку в пятом классе при изучении имени существительного. Форма урока – путешествие.  Конечно, ребята  все испытали большой интерес, странствуя по карте, выискивая имена собственные и нарицательные, запоминая, как они пишутся; в другом дидактическом материале выискивали одушевленные и неодушевленные существительные, тут же и повторяли правописание падежных окончаний имен существительных, даже разыгрывалась по этому поводу сценка.
В сельской местности учитель  работал с ребятами не только  в классе, он работал  и в поле, и на ферме.  Воспитывая молодое поколение, не постоишь в поле руки в брюки, глаза в потолок, чтоб ребята хорошо работали, надо учителю показать пример,  и Тамара Николаевна  «показывала», даже будучи уже в  предпенсионном  возрасте, говоря : «Совесть не позволяет стоять надсмотрщиком, когда ребятишки трудятся!» Любя свое дело, любя учеников, работая на совесть, Тамара Николаевна  не ждала,что ее заметят, выделят, будут восхвалять, наоборот, уходила в тень,   слова признательности в свой адрес она принимала стесняясь. Она всегда  придерживается такого мнения: каждый на своем месте должен быть хорошим человеком, хорошим специалистом, должен выполнять свою работу так, чтоб не было стыдно перед людьми, каждый человек должен поступать по-Божески.Будто о ней, о Тамаре Николаевне, написала Ирина Самарина-Лабиринт: Хорошие люди всегда улыбаются сердцем... Хорошие люди не сразу заметны обычно…
Не лезут в глаза, как отросшая чёлка девчат.
Но в сложный момент не бывают они безразличны…
У них обязательно добрый с грустинкою взгляд…
Хорошие люди наивны и сентиментальны.
В них сердца любовь заглушает ворчанье ума.
Обидчика зло забывают они моментально.
Им сложно поверить в неискренность чувств и обман...
 
 
                В данный момент Тамара Николаевна  на заслуженном отдыхе, однако, отдыхать  она не умеет, все хлопочет по хозяйству, занимается с внуками.  Благодарные ученики не забывают  свою вторую маму.  Хоть у каждого свои дела, проблемы, навещают Тамару Николаевну, звонят, благодарят  ее  за участие в их судьбе. А Тамара Николаевна радуется, гордится, что вовремя помогла тому или иному ученику, следит, как  дальше растут,  развиваются ее питомцы.  Как точно сказал Дмитрий Менделеев: «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян».
04 августа у Тамары Николаевны большой юбилей – 70 лет исполняется со дня рождения. Я поздравляю ее с юбилеем, желаю ей крепкого здоровья, желаю, чтобы в ее дом вместе с лучиками солнца входило добро и счастье!
03.08.17 На фото поселок Тальяны (Спасибо Инету за фото).