Алфавит и смысловые цепи

Сергей Горохов 2
Алфавит и смысловые цепи.
  Так получилось,  что первое, что я опубликовал по рече-языковой теме. Я назвал: -  Знания,  которые мы утеряли.
 Где речь  прежде всего шла о устных, (звуковых)  языке и речи.

 В этом свете  хотелось бы и тут отметить, что является языком и устной, звуковой речью.
Немного о языке и речи.
 
Язык с одной стороны. Это некий набор знаков, кодов,  для обозначения чего-то.  В частности для обозначения объектов. Т.е. того, что можно ощутить органами чувств. Зрением, слухом, осязанием и т.д.
В другой частности. Для обозначения понятий, т.е. того, что можно понять, вообразить  исключительно  только  умом. Но невозможно ощутить органами чувств человека.   
С другой стороны язык. Это набор правил составления  языковых знаков в какие-то знако или кодо-сочетания.
 В частности таковыми сочетаниями разного вида знаков, является предложение. И вообще  тексты,  и речь в целом.
 Язык, в общем случае можно и нужно назвать системой обозначения. Или системой кодировки, шифровки.   Где каждый знак, или код, или шифр, что-то, какие-то сведения, смыслы, информацию  собой обозначает.
 А речь нами произносимая, наше говорение. Это сам процесс обозначения, кодировки, шифрования.   И  передачи смыслов, сведений, информации на некоторое расстояние.  В пределах слышимости.
Тогда как восприятие речи, слушающим.  Это процесс раскодировки, расшифровки знаков,  и получения информации сведений, смыслов.  От передавшего информацию, (сведения, смыслы),   в закодированном виде.
 В общем,  типичная система связи. Точно по такой же системе,  работает и телевизор.
На телецентре картинки кодируют, в виде разного вида волн.
Раскодирующее устройство в телевизоре, иногда его называют декодер. Раскодировывает, расшифровывает   эти коды в виде волн, и преобразует их в картинки на экране телевизора.
 
 От устройства передающего коды, в виде волн, скажем на телецентре,  к  декодеру находящемуся в телевизоре. Ни какие картинки или их  образы,   по «воздуху»  не летают. По «воздуху»  летят,  коды, шифры в виде разного вида волн.
А вот,  например, в азбуке Морзе, по «воздуху» летят  короткие и длинные сигналы.  Точнее, опять же летят волны, которые  являются кодами, знаками   для коротких и длинных сигналов.  Которые потом   воспринимаются человеческим ухом. А головой расшифровываются.  Что,  то или иное сочетание длинных и коротких сигналов, соответствует той или иной букве. 
  Точно также и при общении людей, ни какие картинки и образы по воздуху не летают. По воздуху летают коды, знаки в виде звуков и их сочетаний. Которые после их расшифровки,  в голове слушающего,   преобразуются в картинки, образы и т.д.
Все точно также как и в телевизоре.
  Важно только, чтобы в голове,  как кодирующего информацию, сведения, и воспринимающего, слушающего.   Один и тот же  код соответствовал одной и той же картинке.
Вот собственно и вся,  не очень-то сложная технология, или ситема связи,  именуемая языком и речью. 

Знания, которые мы утеряли.

 После опубликования первых статей, касательно языка и речи.  в силу того,  что наша речь, процесс кодировки и передачи информации посредством кодов, знаков. И нами применяемая письменность,  или письменная речь.  Вещи очень тесно связанные.   
По необходимости мне пришлось  излагаться.  По нашим письменным делам вообще. И по нашим азбукам, в том числе и современному алфавиту, в частности.
 Ну и,  конечно же,  по так называемым азбукам, Кириллице и Глаголице, из чего наш современный алфавит как бы произрос.
 В которых,  можно найти очень и очень много интересного. Некоторые очень интересные фрагменты нашего современного алфавита, будут рассмотрены в этой статье.
По ходу рассмотрения наших,  языка, речи и письменности. Появилась потребность несколько  разделить устные и письменные дела.
 В силу чего  появилось два цикла статей. По сути,  посвященных,  одной и той же теме:  -   Знания,  которые мы утеряли.
 Первый цикл статей посвященных письменных делам, я озаглавил так: -   Какая азбука первее.  Где с разных сторон рассматривается то,  какие азбуки и письменные знаки,  имели место быть в то или иное время у наших древних предков.
Второй цикл статей, посвященных устным делам. Я озаглавил так:  -  Истоки русского языка.
Содержание этой статьи в равной мере относится сразу к двум пересекающимся темам. И: -  Какая азбука первее. И: - Истоки русского языка.
 Потому как с определенных времен, устные речевые дела, регулировались, сначала рисуночными, а потом  письменными  средствами.  В частности своеобразно устроенной азбукой. Что можно назвать, самоучителем речи.
  Жалкими остатками чего являются,  как Глаголица,  так и Кириллица. Но и не только они. Потому как помимо Кириллицы и Глаголицы было и еще множество азбук. В частности,  берестяная Новгородская. Буквами,  которых писали старинные тексты.
В цикле статей: -  Какая азбуке первее.  Я приводил множество доказательств того,  что помимо,  и перед означенными азбуками, Кириллицей и Глаголицей,  имелись другие и более древние азбуки. 
Да собственно и любой может найти в старинных текстах эти неоспоримые доказательства.
Если вы видите в старинном тексте буквы.  Которых нет ни в Кириллице, ни в Глаголице. То это как раз и говорит о том. Что буквы эти имелись в тех, сейчас нам неизвестных азбуках. 
 
А теперь по существу темы рассматриваемой в этой статье. 
В настоящее время, существует устойчивое, ни чем не обоснованное мнение, о том,  что буквы в нашем алфавите, а соответственно и в его азбуках предшественницах. В частности,  в Кириллице и Глаголице.   
Ни какого умышленного распорядка  не имеют.  А тот,  кто устанавливал этот распорядок: -  А,Б, В, Г,Д и т.д.  Ни чем не руководствовался, и произвел этот распорядок, от фонаря. Как с похмелья вздумалось.   
  Тогда как на самом деле это совсем не так. Распорядок букв в алфавите, был строго выверен, и этот порядок был установлен сознательно. Ниже я вам приведу бесспорные доказательства этого утверждения.   


 Но сначала давайте разберемся, что такое смысловая цепь, смысловые единицы,  и  так называемый сдвиг значения.
 Значение, а равно и смысл, информация/сведения. Или смысловая единица.  Это то,  что тот или иной звук устной речи, (то,  что мы произносим).   А равно и их сочетание, например,  в виде слов,  обозначает. 
  Простой пример. Слово дом, обозначает смысловую единицу или значение,  дом, т.е. сам домЪ. В котором люди живут.
Судя по наличию в этом слове звука Ъ, а соответственно в письменном виде  и буквы Ъ,  обозначающей этот звук. Который с определенных пор стал применяться в качестве определенного артикля.    В качестве указателя того, что слово,  в котором в конце имеется этот   Ъ.  Обозначает определенное понятие, другими словами говоря, какой-то объект. Т.е обозначает то, что можно не только видеть глазами, но даже можно и  потрогать, ощутить рукой, пальцами.
 Сейчас мы не рассматриваем, а правильно или нет?   Было образовано это слово домЪ, для обозначения самого дома.
 Другой смысловой единицей для нас является понятие Река.  Судя по тому,  что в конце этого слова, имеется артикль не определенности в виде А. То те,  кто создавал это слово, рекА.  Считали,  что обозначаемое этим словом является понятием. Т.е. тем,  что понимается, представляется исключительно только умом.
И что невозможно ощутить органами человеческих чувств. В  частности увидеть и потрогать.

Действительно, если мы попытаемся потрогать реку, то потрогаем мы не реку, а  воду.    Вот вода, это, в какой-то степени  действительно объект. Мало того, что воду можно увидеть и потрогать. Но ее можно даже употреблять внутрь для утоления жажды,  например.      
Точно также дело  обстоит и с понятием ДорогА. Если мы попытаемся потрогать дорогу. То потрогаем мы грунТЪ, или асфальТЪ, нечто твердое,  которым покрыта дорога. Но отнюдь не дорогу. Потому как сама дорогА,  это понятие.   
 
  Следующей смысловой единицей  является, так называемый сейчас предлог У. А лучше сказать,  пространственный указатель в виде одной из вариаций произношения звука У. Который указует,  что нечто находится рядом с чем-то. 
  Например.  Дом стоит  У реки. Или,  река протекает У дома.
В данных случаях за точку привязки, или точку отсчета, отправления принимается,  Река. Но это в одном случае, А вдругом случае -  Дом стоит У реки. За точку привязки берется река.   
 
Двух точечная система привязки.
 
 Следующим пространственным указателем, а соответственно  и значимой для нас, или смысловой единицей.  Является звукосочетание ЗА.
Например: -  Дом стоит ЗА рекой.  Т.е по ту сторону, или на той стороне реки относительно того,  кто  это говорит.
  Следующий пример.  Река протекает ЗА домом. 

 Получается так. Что в приводимых примерах, с применением пространственного указателя ЗА,   говорящий,  исходит сразу от  двух точек привязки.
 Первая точка привязки, или точка отсчета, как начало своеобразной системы координат.   Это сам говорящий.
 Ибо если говорящий окажется на той стороне реки. То он тоже будет говорить, что нечто, относительно его,   находится    ЗА рекой. Но это уже будет находиться,  на той стороне реки, где говорящий  раньше сам находился. 
 Т.е. он исходит относительно того, где, он сам находится. И получается так,  что говорящий, в качестве точки отсчета  принимает подвижную точка отсчета, т.е. самого себя любимого и подвижного.    
Вторая точка привязки, отсчета.  Это сама река. Но этой точкой привязки может быть и дом. Река  ЗА домом. За сараем.   И вообще второй точкой привязки, может быть что угодно.  Все зависит от того,  какую точку привязки выберет говорящий. Сарай, дом, лес и т.д. 
  Получается так, что говорящий,  применяет, или оперирует сразу   двумя точками отсчета, или двумя системами координат, как бы накладываемых одна на другую.
 Такую  постановку  пространственного обозначения. Можно  назвать двухточечной, двух мерной,  системой привязки.
Но одна точка привязки, сам двигающийся человек,  является подвижной. А другая точка привязки,  например,  дом или река, когда мы говорим ЗА рекой. ЗА домом.  Является не подвижной, закрепленной,   как бы привязанной. 

Одно точечная пространственная привязка.

Возьмем следующий пример.
Один человек спрашивает у другого: -  Где стоит твоя машина?
Другой ему  может ответить: -  За домом. Т.е. на той, противоположной от  отвечающего,  стороне дома.
В этом случае, как уже было отмечено,  он применяет сразу  две точки отсчета. Самого себя любимого, и дом. Ну и вообще все,  что угодно. Как оно ему вздумается.  Реку, сарай, лес, и т.д.
 Но он может ответить и так: - Машина стоит У дома. Или машина находится У  реки.   Т.е. рядом с домом или рекой.
 Но в этом случае применяется всего одна точка привязки, в данном случае,  дом или река.  Но не вводится точка привязки,  сам человек.
 
 Таким образом, если передающий информацию говорит: - Машина стоит   У дома.  То за точку привязки, берется  только дом. Который,  является как бы центром площади в виде окружности располагающейся рядом с домом. Или У дома. 
  И машина может находиться, У дома.    В любой площади окружности прилегающей близко к дому. Располагающейся рядом с домом.
Такую  постановку  пространственного обозначения. Можно  назвать одноточечной,  или одномерной круговой. Где точка привязки, как некий центр  ограниченной окружности,  является неподвижной, как бы привязанной.
Этой неподвижной точкой привязки может быть что угодно. Как оно обозначающему,  представляется.

О бессмыслицах. 

   Применение пространственных указателей, в частности У и ЗА,   без наличия точек отсчета, или точек привязки,  или точек пространственной  ориентации. Не имеет и   лишено смысла. 

Мы же не можем сказать:  - Дом стоит ЗА. Или -  Машина стоит У.    Ибо, без точки привязки,  получится  бессмыслица. 
Но для пространственной ориентации, может быть применено  как одна точка привязки.  В означенном случае - У дома. Эта точка привязки в  виде дома, является неподвижной.
  Так и сразу две.  Но одна  точка привязки является подвижной, сам человек. А другая неподвижной. Например, дом, река,  Холм (тепе),  и т.д.
 Круговая и секторная система ориентации.

    Систему ориентации с привязкой всего к одной  точке привязки: -  У дома. Можно назвать  плоско круговой. Где центром близ лежащей площади окружности является дом.    
 И действительно,  говоря,: -  Машина стоит У дома.  Подразумевается,  что она может стоять,  с любой стороны дома.  В любой точке  близ лежащей  площади в виде окружности. 

 Но вот когда применяется  сразу две точки привязки, причем одна подвижная, сам человек,  а другая неподвижная, например, дом.

 То эту систему координации можно пока условно назвать   плоско секторно угловой.
Потому как по этой системе ориентации, обозначения,    нечто принимаемое  за точку привязки. Например, Дом.   Должно располагаться в поле зрения говорящего.
 
Но вот и говоря,  река за домом. Или: -  Автомобиль стоит за домом.  Мы, подразумеваем,  только  некий участок реки, или пространство, площадь, попадающий в определенный сектор За домом.   
Однако есть и такие случаи, когда точки привязки, подвижная, сам человек, и привязанная, неподвижная,  совмещаются. 
Например. Если спрашивается: -  Кто в очереди последний?  Можно услышать ответ, Будете За мной. Или я стою в очереди: -  За этим человеком. Или я стою: -  За домом.

 Но если дом находится  сбоку от человека, он уже не может  сказать, что река  находится за домом.  Потому как дом не находится в поле зрения говорящего в направлении реки.



 Шарообразная система ориентации. 

  Помимо плоско секторной, и плоско круговой, мы применяем еще и другие, скажем,  системы ориентации в пространстве.

Возьмем выражение с такими  пространственными указателями. Как НАД, ПОД, НА, ВЪ  и т.п.
Книга находится НА доме, ПОД домом,  НАД домом, ВЪ доме и т.п.
В данном случае  в качестве точки привязки  применяется ни какая-то пусть и условная точка. А некое пространство.  В данном случае,  в качестве этого пространства привязки выступает объем и поверхности дома.
Говоря,  Под домом,  или Над домом, или ВЪ доме.  Мы не подразумеваем  в каком месте  конкретно находится нечто, Под домом, или ВЪ доме.
   Получается так, что скажем само некое пространство, например,  объем  дома,  и является «точкой» привязки. А лучше сказать, пространством привязки.
 


 Конечно,  тема этой статьи  не посвящена всем этим  пространственным указателям и различным системам  пространственной ориентации нами применяемым в нашей повседневной жизни.
 Тема эта, пространственные указатели и пространственная ориентация,  требует отдельного рассмотрения и изложения.
Здесь же она частично рассмотрена,  чтобы уловить,   что такое, так называемый сейчас сдвиг значения. В данном случае речь идет о пространственном сдвиге значения.   
Также, пусть и вкратце,  надо упомянуть об очень интересных,   скажем,  мифических персонажах древности. 
 
  Один из них, Руго/ виД. А если учитывать артикль неопределенности без границ,  в виде /Е/. То лучше сказать  Руге/вид.
  В последующем, когда все и вся вокруг классифицировалось, систематизировалось.  В частности посредством классификационного указателя в виде звука К. В значение чего-то  К чему-то. В коем качестве мы его применяем и по сих пор.  Например, К стене, К дому, и т.д.
  То те или иные понятия  обладающее свойством, ну или  качеством окружности, круга. Относились к тому,  чем заведовал этот Руге/вид. 
Если чашка, и вообще все что угодно,  была например,  в виде круга. То ее относили к Ругу или Руге.
 Или действие совершалось в виде окружности, например бег по кругу.  То это действие так и именовали К ругу.  А учитывая,  что в РугЕ, имелся этот артикль не определенности.  Его можно было сменить, для  осуществления сдвига значения. Т.е. в основе было К ругЕ, или КругЕ. То,  меняя указатели можно было, что мы по сей день и делаем, обозначать нечто связанной с этим КругЕ. Например, КругоМ,  круголя, ок/ружность, ну и т.д.
 
 В общем,  вместе, этот Руге /Вид, или Руге и ВиД.   Это нечто вокруг, в пределах видимости. То,  что вид/но вок/рУг, или пределах круга, как мы сейчас говорим,   поля зрения. 
 Или во внутри крУга, пространства. Ограниченное этим У, У дома, У реки. В общем,  рядом, близко, по кругу вокруг принятой точки отсчета. 
 Надо также отметить. Что  был еще такой знаменитый персонаж.  РыГл и Сим. Или как в сдвоенном состоянии их именовали СимаРЪгл.
Не вникая в тонкости, отметим,  что  этот РЪГл, заведовал тем,  что кругло, или как  мы сейчас сказали бы шарообразно.  Как мячик.
 В силу чего мы и по сей день именуем мяч или планету земля, круглыми, подразумевая под этим,  что они шарообразные.
 Но РЪгл, заведовал круглыми вещами, т.е. так как распространяется звук от произносящего звука. Ну и вообще от всего, что звук «произносит».  Пусть даже этот будет и звук,  появляющийся от удара молотком по гвоздю.
 Во времена классификации, систематизации всего и вся.  Все,  что было кругло как мячик, шарообразно.  Относилось К Руглу, было кругло, круглым.
В общем-то,  этот классификационный способ, в современное время имеет место быть точно таким же,  как и в былые,  очень древние времена. С применением тех же самых классификационных указателей, в частности с этим К.
 Школьники,  распределяя,   на уроках что к чему относится. Так и говорят, К одушевленным, К не одушевленным, и т.д.  В общем,  в древнее время, в школах, по этой части, выглядело все точно также,  как и в современное время.
   Но вернемся к пространственным указателям и точкам привязки, отсчета. 
Указуя, объясняя, поясняя,     что  нечто находится За чем\то, например, За стеной. 
 Мы вводим  сразу две точки привязки 
  Первую  точку начала пространственных координат.  Себя любимого,  и сектор  в пределах видимости,  скажем вперед от себя. Этот угол видимости впереди себя,  можно  условно принять за сорок пять градусов.  Что можно назвать угол зрения, или угол обозрения. И как мы выяснили, эта точка отсчета, в виде самого себя любимого, подвижна. Т.е. куда мы, туда вместе с нами и точка отсчета.
   Вторая точка, это нечто что находится в пределах видимости угла зрения.   Ну,  а об объёме, или угле сектора,   что имеет место быть За чем-то,  сейчас мы речи вести не будем. Ибо в связи с этими разъяснениями статья и так затягивается.
   Но вот если мы говорим, что: -  Машина стоит У дома. Мы берем за точку отсчета центр окружной площади.  Т.е. всего одну точку отсчета, привязки. И самого себя любимого, в качестве точки привязки, в этой,  скажем,  системе координат,  не учитываем.
Ну и действительно говоря: -  У дяди Васи есть кот.   Мы к этому коту,  ни какого отношения не имеем. Хотя как сказать.   

 Пойдем дальше.
Говоря Под домом, Над домом,  На доме, Въ  доме и т.д. Мы,  по сути,   оперируем своеобразной    шарообразной системой ориентации.  Или своеобразной слоевой шарообразной системой координат.
Где имеется сразу несколько шарообразных, скажем слоев, как матрешки,   располагающиеся друг в друге.
Где в качестве, скажем уже не точки привязки, а слоев привязки,  могут выступать совершенно разные слои.   И причем, в качестве отправного слоя может выступать как внешняя, так и внутренняя сторона  шарообразного слоя.  Или внутренняя и внешняя сторона стены.
 Раньше было обозначено, что в качестве точки привязки берется некое пространство, в частности объем дома. Теперь же речь идет о том.  Какая ориентация  и точки привязки  имеются в самом этот привязочном пространстве.  И это не точки, а это слои этого скажем шарообразного  пространства. Как стены у дома, только шарообразные.   В частности, слуховые, слышимые ухом человека, и видимые глазами человека.    
 
 Когда мы всем этим оперируем, то у нас вольно или не вольно, хотим мы этого или нет, но на подсознательном уровне формируется некое шарообразно слоевое   восприятие и представление  окружающего мира.  А по сути,  шарообразно, или кругло образно  слоевое  мышление.
О смысловых единицах.

Как мы выше рассмотрели, даже для пространственной ориентации  нами применяются совершенно разные подходы. В частности,  с одной или сразу с двумя точками привязки. С одним или несколькими слоями, скажем плоско круговой. И многими слоями, шарообразно слоевой. 
И для каждого подхода имеются свои особые пространственные указатели. Или особые, причем кардинально отличающиеся друг от друга,  пространственные смысловые единицы.  НАД. Под, Въ, У, ЗА и т.д.
  Но есть и такие смысловые единицы, которые могут  и служат в качестве точек привязки. Дом, река, сарай, лес и т.д.
 Да,  кстати.  Довольно часто,  от очень как бы умных филологов, можно слышать.  Все,  что создано в нашей рече языковой системе, создано от фонаря. 
В этом свете хочется задать вопрос. А вы хоть что –то понимаете на сознательном уровне в том что я сейчас излагаю?  И в чем, на под сознательном уровне,    очень даже прекрасно разбираемся.  И  этим оперируем,   примерно лет с трех. 
И прекрасно понимаем, что если машина стоит У дома, или За домом, или Под домом, то это не совсем одно и тоже, 
 Но ведь все это было создано кем-то и когда-то на сознательном уровне. Умышленно.  По сути, эти кто-то, и когда-то,  создавали систему кодировки под человеческий «компьютер» в голове. И с таким расчетом, чтоб эта голова все это просчитала и пользовалась, Применяли, условно говоря разного вида пространственную ориентацию, а соответственно и пространственное мышление.
 Учитывая,   что мы можем применять, разного объема смысловые единицы,
Например,  указатель У. У стола, У реки. Это очень маленькая по объему смысловая единица. 
 А вот такая смысловая единица как У-бежал, или Меро/приятие, приятие или принятие каких-то мер воздействия. В сравнении с У. Это уже большего размера смысловые единицы.
То сам собой напрашивается вывод. 
Что должны быть самые малые, или минимальные  смысловые единицы,  из которых потом складываются более  объемные смысловые единицы.  Которые состоят из более мелких или минимальных.
Например: -  Стул стоит у стола.  В этом скажем выражении или предложении,  присутствуют сразу четыре смысловых единицы.
Одна из них в виде одной из вариаций произношения звука У, является  плоско круговым пространственным указателем. 
 И является одним из видов,  как пространственных указателей, так и смысловых единиц вообще.

  Другие же звуки или те же самые звуки могут выступать для обозначения совершенно иных смысловых единиц. Тот же стол и стул, например, это некие объекты. А вот,  Стоит,  это смысловая единица  действия или бездействия. Например, Стул качается У стола. В данном случае слово качается, обозначает некое  действие, состояние, процесс. 
 Но и действия, состояния и процессы  могут быть совершенно разными.  Стул может качаться, прыгать, лететь, и т.д. Если  конечно оказывать на него какое-то внешнее воздействие.
 Но и само всякое действие, состояние, процесс,  объект, скажем внутри себя,   может быть тоже разным, Стул может качаться сильно, быстро, а может и тихо, медленно.  Ну и т.д.
Каждое действие, состояние, процесс, как и каждый объект, может иметь и свое предназначение. Например,  кухонный и письменный  стол. Имеют разное предназначение.
 Но также все, состояния, процессы, действия и без действия,   в общем случае, скажем  явления.
Имеют свои размерности. В частности по времени протекания и объему, размеру.
 
 Например, Стол и столиК. Это всё столы, обладающие одним смыслом, значением, Стол.   Но размерности значений, или смысловых единиц,  у них разные. Стол это большой стол, а столиК. Это тоже стол, но только маленький.
Таким образом,  за счет подставления к слову стол указателя размерности, в виде К, производится сдвиг значения по размеру  смысловой единицы стол.   
 Возьмем другой пример.
 Домище, домина, дом, домик, домичек, домишко.
   Во всех случаях мы имеем одно и тоже значение,  Дом, т.е. сам дом. Но вот за счет скажем указателей размерности,  подставляемых к базовому значению, Дом, получая домиК.    Мы осуществляем сдвиг значения  по размерности этого дома.
Точно такую же роль, выполняет указатель размерности в виде К, в образовании,  стол-столиК. 
Но вот в образованиях Бык- БыЧок, бы/Ч/ок ту же самую роль, указателя размерности  выполняет звук Ч. Вставленный в середину слова. И что,  вставление и смена разного рода указателей прямо в середину слова. Для нашей системы кодировки, совсем не исключение. А правило.
 Ну,  смотрите. Мы имеем смысловую единицу  дела, дела/ть.  И вот мы в  это дела/ть, там где я установил косую скобку, вставляем Е, со значением он или она. И получаем,  делаЕт, т.е. это некто он или она делаЕт. А если Е сменяем на Ю, со значением Они. То получаем делаЮт, т.е. это некто они  делают.

 Таким образом, и в этом случае, дала/ть, делаЕт, делаЮт, и т.д. мы за счет смены указателя, сдвигаем значением по части деланья.            
Снова приведу этот ряд.
ДомиЩе -  домиНа -  /дом/ -  домиК -  домиЧек - домиШко.
Где я базовую смысловую единицу  дом,  заключил в косые скобки. У которой имеется как бы два «крыла», но на одном крыле производится увеличение, сдвиг  размерности исходного значения,   в сторону увеличения.   Домина-Домище. А на другом крыле,  ДомиК, домичеК, производится сдвиг значения в сторону  уменьшения.    
 Получается,  что указатель размерности в виде Ще, в доми/Ще, указывает,  что это огромный Дом. А вот доми/К, что это поменьше базового значения дом. А вот доми/Шко, это еще меньшего размера дом, в отличии от базового, образцового.
Надеюсь понятно,  что такое сдвиг значения. Что можно назвать и сдвигом смысла.
  Т.е. значение, смысловая единица, в частности дом, не исчезает, а сдвигается в ту или иную сторону. В рассматриваемом случае, в сторону увеличения или уменьшения базового, отправного  значения.  Ну,  или можно сказать, образцового, базового смысла.
Т.е. можно взять какой-то размерности дом, за образец, или Разец,  а все эти смысловые единицы со сдвигом базоовго значения.   Как сказали бы в былое время, его Из разцы.
Но все они как бы вытекают, происходят из Разца. 
  Но причем тут алфавит, точнее распорядок букв в алфавите? Скажете вы.

Приведу сначала еще примеры.
МальЧик-мальЧиШка-малыШ или малыШка.
Здесь как и в ДомиЧек - ДомиШко.  Ш сменяет Ч.  Для сдвига значения в сторону уменьшения размерности, в данном случае по возрасту.
  А вот в мальЧиШка, Ч и Ш, присутствуют в сдвоенном состоянии. Указывая,  что это еще не мальЧик, но уже не малыШ или малыШКа. 
В означенных и многих других случаях,   проглядывает явная закономерность.  Что если нужно указать на меньшую размерность, чего-то, или что  сдвигается значения в сторону уменьшения, надо Ч заменять Ш. Что мы собственно неуклонно и постоянно на практике делаем.
РеКа- реЧка-реЧуШка.
Ну, или для обозначения  самой малой размерности, вставлять Ш. Дорога- дороШка,  письменное дорожка.
Ну и приведу последний пример сдвига значения в сторону уменьшения размерности за счет указателей размерности.

ПтаХа, или птаХ -   ПтиЦа -  птиЧка - птаШка.
Где сдвиг значения осуществляется  за счет смены указателей размерности в таком ряде.  Х -  Ц -  Ч - Ш.
Если мы  возьмем фрагмент алфавита У-  Ф- /Х -  Ц -  Ч -  Ш/. То мы этот смысловой ряд в сторону  уменьшения,  в выделенном мной косыми скобками.    /Х -  Ц -  Ч -  Ш/, воочию наблюдаем.
Ну и скажите мне, что в нашем алфавите бессмысленный набор букв. Да как бы ни так.
  Более того, если мы не знаем,  как осуществлять сдвиг значения чего-то в сторону уменьшения и увеличения.  То если бы у нас был нормальный, как в древности алфавит.  То мы бы, зная его наизусть, или имея перед глазами, могли в этом алфавите в любой момент справиться. Так сказать,  под учиться родному языку и речи.
 Таким образом, нормально сделанный алфавит, выступал бы своеобразным самоучителем родного языка и речи.
 Как это ни странно выглядит для современного времени.  Но наш древний алфавит, азбука,  ну и естественно устроенный ни так как современный. По сути,  выступал в роли самоучителя языка и речи. 




 А- Б – В –Г- Д –Ж- З.



 Возьмем другой пример. Где осуществляется сдвиг значения по несколько иному значению, смыслу.
 ДруГ-  друЖба -  друЖбан - друЖок -  друЗья.
Как мы видим, здесь сдвиг значения  по части скажем разного вида дружеских отношений, осуществляется за счет смены  указателей,   Г на Ж, и Ж на З.
 Но встречается это повсеместно. ДороГа- дороЖный, слуГа-слуЖба, овраГ- овраЖный,  лёГ-леЖать-леЗет, т.е. ползет леЖа, беГать-беЖит,   и т.д.  Где Ж сменяет  Г для осуществления сдвига базового значения. 


   А теперь  давайте возьмем фрагмент из нашего современного  алфавита.  Который столько раз переделывали, но вместе с тем, элементы,  того очень древнего алфавита, выполнявшего роль самоучителя.  В нем, все-таки сохранились.
А именно  А-Б-В / – Г-Д- Ж- З/……
Где нас интересует,    – Г-/Д/- Ж- З.
Как мы видим здесь втесался  указатель в виде Д. Но,  конечно же,  он не сам втесался.    А его в свое время втиснули реформаторы. Которые лепили-производили азбуку Кириллицу.

В этом ряду  – Г-/Д/- Ж- З,  Д явно лишний. 
 
О чем это говорит. Да о том, что в древнем алфавите, как самоучителе речи,  имелось, сейчас будем говорить, как минимум два столбца.
  Ну,  или  как минимум две строки.  Как кому удобней для восприятия. А   указатель Д располагался в другом столбце. 
 В силу чего тот же Ж, например, с одной стороны, был или применялся для  сдвига значения, по части  разных видов друЖбы, но с другой стороны, участвовал  для сдвига значения по части Давить, и Жать, или сдавливать и сжимать.  Что  очень сходно по смыслу. Или хоДить –хаЖивал.
Но мог он меняться для сдвига значения,   в этой тройке Г-Ж-З, только с Ж. Но не мог меняться  со значениями, смысловыми единицами обозначаемыми   Г и З. 
А Г, вместе с тем,  что обозначал сходное значение,   обозначаемое  звуком  Ж. Но еще обозначал и сходное значение,  обозначаемого звуком В. В одном из значений, В\нутрь.
Ну,  например. Г\нуть – выГ\нуть.   береГ. Земля,  входящая в воду. ОвраГ. Некая полость,  входящая в землю.
Или Грызть- Врыть. И т.д.   
      Из чего можно смело заключить, что тот же Ж. например,  применялся для обозначения не всего одной смысловой единицы, а сразу для нескольких. И в зависимости от ситуации, мог и применялся  в сочетании с другими смысловыми единицами. Для образования других смысловых массивов.
 Но это мы,  по сути,  вычислили из современного состояния алфавита.  Но ведь есть же еще наш язык и речь.
 Я уже доводил до сведения,  откуда произвелся, по заимствовался  этот Ж,   и в каких значениях применялся, и применяется до сих пор.
А  почему он может обозначать сходные значения. Проверяется это,  очень даже легко. 
Ну и в конце, по поводу того: -  Какая азбука первее.

 Если наш современный алфавит, а равно и Кириллица произросли из древнегреческого алфавита. Как это трубят со всех сторон. А как бы его создателям поют дифирамбы. 
 То покажите мне  в греческом языке и речи.   Хоть в современном, хоть в древнем, да хоть в каком.  Как по схеме, распорядку   заложенном в якобы греческом алфавите,  осуществляется  сдвиг значения в самих этих  языке и речи. Не было,  и нету этого. 
 Но у нас-то эти остаточные  схемы, в частности  сдвига значения в сторону уменьшения-увеличения размерности,  -  Ц -  Ч -  Ш/.  ПтиЦа- птиЧка- птаШка.  Имеющиеся в якобы по греческому устроенном алфавите. Как применялись в древности, так применяется нами и сейчас,  на всю катуШку. 
 Вот какая интересная штука.