Храм Василия Блаженного

Светлана Бестужева-Лада
Молитва Василию Блаженному
«Преблаженный Василие! От юности тщался ты стать в день суда Божия без страха и боязни, и, смело отвергнув все удовольствия телесные, последовал за Христом. Собирал богатство духовное трудами и терпением со свечою всегда готовою. И, радуяся, взошел ты на небо. Молись спастись душам нашим. Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от него дар исцелений. И ныне, блаженные Василие, моли о нас, славящих твое успение».

На главной площади Москвы рядом с Кремлем стоит непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного. Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом.
И судьба у этого храма такая же яркая и причудливая. Официальное его название— собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Потом, до XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице.
Так почему же Василий Блаженный, который жил в то время, когда никакого собора еще не построили? И откуда он взялся, этот Василий?
Апрель памятен именами нескольких святых, имевших одинаковое имя - Василий. Таким именем называли многих мальчиков, появившихся на свет в этом месяце. Возможно, был среди них и знаменитый русский святой Василий Блаженный (даты его жизни неточны).

В 1469 году (по другим источникам - в 1464-м) в селе Елоховском близ Москвы родился мальчик, названный Василием. Родители его, крестьяне Иаков и Анна, долго не имели детей. Молитвами выпросили они ребенка у Бога и с детства внушали ему любовь к Всевышнему.
Когда сын подрос, отец стал брать его с собой в Москву: возле Китай-города продавал он плоды трудов своих. А потом отдал сына в сапожную мастерскую в ученики. Тихий мальчик прилежно трудился, читая про себя молитвы. В 16 лет Василий покинул мастерскую, и дом родительский, приняв на себя подвиг юродства.
На Руси блаженных и юродивых почитали Божьими людьми. Среди них были не только слабоумные от рождения, но и юродивые Христа ради, то есть люди, сознательно пошедшие на самопожертвование, а именно таким стал Василий - нищий скиталец ради спасения души.
Вверяясь словам апостолов: «Аще внешний человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни», - такие люди отказывались от всех земных благ, подвергая себя лишениям. Блаженные не имели пристанища, питались только подаянием. Босыми в рубище ходили они в любую погоду, и тяжелые вериги раздирали их кожу до кровоточащих ран. Жизнью своей блаженные утверждали заповедь: «Не душа ли есть больше пищи и тело - одежды... Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сие все приложится вам».
Блаженных называли печальниками народа. Они опускались на самое дно общества и поднимались в палаты бояр и царей, не как просители, а как заступники народные и обличители несправедливости.
Василий Блаженный скитался по Москве, ходил по храмам, для редкого отдыха укрывался в одной из башен Китай-города. Любимое им место народ назвал Васильевским лужком. Конечно, тот лужок теперь не сохранился, а вот Васильевский спуск существует поныне.
Именно здесь ходил Василий, устремляя глаза в небо, он как бы читал там истины, открывавшиеся ему. Предание гласит, что в 1547 году, находясь в царских палатах на именинах Ивана Грозного, блаженный увидел сильный пожар в Новгороде. Вылив за окно вино, которым угощал его царь, Василий помог справиться с огнем.
Вообще-то знаменитый юродивый жил при двух царях: Василии III и Иване Грозном. Смутное время, жестокая борьба за власть, частые войны. Народ страдал не только от внешних врагов, но и от бесчинства бояр. Не раз грозный царь Иван выслушивал укоры блаженного Василия, но не решался наказать юродивого.
О самом Василии Блаженном ходило много необычных легенд. Однажды некие лихие люди решили выманить у юродивого шубу, подаренную ему барином. Один из воров притворился мертвым, а другой попросил Василия Блаженного помочь с погребением. Юродивый сразу понял, что его обманывают, но снял шубу и накрыл лежащего притворщика, сказав, что лукавый человек достоин быть мертвым. Обманщик оказался под шубой мертвым.
За день до большого московского пожара юродивый Василий пришел на порог Вознесенского монастыря и заплакал, говоря всем о том, что произойдет пожар. Разрушительное пламя разгорелось именно в этом монастыре.
Когда 88-летний Василий заболел, Иван Грозный пришел к нему со всем семейством. Старец, указав на Федора Иоанновича, произнес:
- Наследник будеши им, - и умер с просветленным лицом.
Похоронили Василия Блаженного недалеко от Кремля. Гроб несли царь и бояре. По велению Ивана Грозного, вблизи могилы был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. А у могилы юродивого начали совершаться чудеса. По преданию, нищий Герасим, который не мог ходить и 12 лет просил милостыню у Спасских ворот, во сне увидел Василия, сказавшего:
- Почему не веришь святым? Ступай к гробнице юродивого.
Герасим исполнил сие и излечился.
Предания повествуют, что не только моления у гроба юродивого, но даже земля с его могилы, принесенная в дом, давала исцеление болящим. Самое большое чудо свершилось спустя 36 лет после его погребения. 2 августа (как раз в день погребения) во время молитвы в храме Покрова исцелились сразу 120 болящих и немощных. Это посчитали знамением, и царь Федор Иоаннович приказал построить при соборе придел в честь Василия Блаженного и велел возвести серебряную гробницу над могилой.
Сюда стекались страждущие со всей Руси, а стольный град Москва стал считать Василия Блаженного своим заступником и молителем. Как сказано в житии святого:
«Блажен еси град Москва, яко в тебе таков возрасте богоблаженный Василий, высок житием, благ сердцем, просвещен чистотою, жизнь свою добре скончав и по преставлении своем милостию светло просия... Молися о нас прилежно Христу Богу нашему, буди граду нашему Москве и всем российским городам и весям забрало и щит».
Чудеса начались после его погребения, как тогда говорили - от «гроба». Святой почитался как «от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонятель; слепым прозрение, хромым хождение, болящим всем исцеление и здравие, от бед и скорбей избавление, печальным утешение подающий».
На ранних иконах Василия представляли обнаженным, так как он отказался даже от одежды «наготою телесною Христу работая..., мраза и жжения солнечного никогда не уклоняяся.» Вот почему в народе его называли также Василий Нагой. На более поздних иконах тело святого стали опоясывать полотенцем. Иконы с изображением этого святого есть во многих храмах России.
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков - один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд. Например, считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма.
Храм Василия Блаженного – официальное название собора, С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем.
После отказа защитников Казани от мирной сдачи города, русское войско начало осаду столицы Казанского ханства.
Согласно старинной легенде, во время службы, проводимой в походной церкви, когда священник прочитал строфы из Евангелие, раздался взрыв, благодаря которому удалось сделать проход в стене, окружающей город.
И хотя взрыв был заранее подготовлен русскими дружинниками, прорывшими тоннель под стеной – это совпадение вошло в легенды о походе Ивана Грозного. Русские войска ворвались в город и с тяжелыми боями завоевали победу. Для увековечивания памяти о славном походе, царь дал обет возвести в Москве величественный храм.
Прошло два года. Для строительства нового храма пришлось освободить место возле Спасских ворот Кремля, разрушив деревянную церковь Святой Троицы. Поскольку дата взятия Казани совпала с праздником Покрова, новый собор решили назвали Покровским. Есть версия, что Иван IV (Грозный) хотел постройкой этого храма увековечить память своего отца — Василия III, но доказать это предположение, пока, не удалось.
Чаще всего, при обсуждении истории храма, вспоминают легенду о том, что по приказу повелителя, после завершения строительства, архитекторов ослепили, чтобы никогда не было построено аналогичного объекта. Эту легенду историки опровергли документами, из которых следует, что имя архитектора Постника встречается в летописях в связи с возведением иных архитектурных объектов уже после завершения строительства Покровского собора в Москве.
Хотя стихотворение Дмитрия Кедрина, написанное об ослепленных зодчих, производит сильное впечатление:
«Как побил государь Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое Приходить мастерам.
И велел благодетель,- Гласит летописца сказанье,-
В память оной победы Да выстроят каменный храм.
И к нему привели Флорентийцев, И немцев, И прочих
Иноземных мужей, Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей, Статных, Босых, Молодых.
Лился свет в слюдяное оконце, Был дух вельми спертый.
Изразцовая печка. Божница. Угар я жара.
И в посконных рубахах Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись, Стояли сии мастера.
"Смерды! Можете ль церкву сложить Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней Заморских церквей, говорю?"
И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: "Можем!
Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю.
Государь приказал. И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход, Ремешками схватив волоса,
Государевы зодчие Фартуки наспех надели,
На широких плечах Кирпичи понесли на леса.
Мастера выплетали Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы И, работой своею горды,
Купол золотом жгли, Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы Вставляли чешуйки слюды.
И уже потянулись Стрельчатые башенки кверху.
Переходы, Балкончики, Луковки да купола.
И дивились ученые люди, Зане эта церковь
Краше вилл италийских И пагод индийских была!
Был диковинный храм Богомазами весь размалеван,
В алтаре, И при входах, И в царском притворе самом.
Живописной артелью Монаха Андрея Рублева
Изукрашен зело Византийским суровым письмом...
А в ногах у постройки Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам: "Покажи, чем живешь!"
Ночью подлый народ До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил, Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью, У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя Очесок седой бороды,
И в московской неволе Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой, Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом Та церковь была - Как невеста!
И с рогожкой своей, С бирюзовым колечком во рту,-
 Непотребная девка Стояла у Лобного места
И, дивясь, Как на сказку, Глядела на ту красоту...
 А как храм освятили, То с посохом, В шапке монашьей,
Обошел его царь - От подвалов и служб До креста.
И, окинувши взором Его узорчатые башни,
"Лепота!" - молвил царь. И ответили все: "Лепота!"
И спросил благодетель: "А можете ль сделать пригожей,
 Благолепнее этого храма Другой, говорю?"
И, тряхнув волосами, Ответили зодчие: "Можем!
 Прикажи, государь!" И ударились в ноги царю.
 И тогда государь Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его Церковь Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях И в землях Рязанских И прочих
Не поставили лучшего храма, Чем храм Покрова!
Соколиные очи Кололи им шилом железным,
Дабы белого света Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом, Их секли батогами, болезных,
И кидали их, Темных, На стылое лоно земли.
И в Обжорном ряду, Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило, Где было от пару темно,
Где кричали дьяки: "Государево слово и дело!"-
Мастера Христа ради Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь Такая, Что словно приснилась.
 И звонила она, Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах По широкой Руси Гусляры».
Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет. Строительство собора завершено в 1560 году До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю. 
Существует миф, что средства на строительство храма собирал сам Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.
В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.
Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему. Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.
Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию. Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку». Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.
И хотя храм был освящен в 1557 году, его строительство продолжалось еще много лет. Каждый правитель пытался сделать храм более прекрасным.
Необычный «восточный» стиль башен собора указывает на то, что архитектор хотел привнести в образ православного храма восточные черты. Оказалось, что восемь куполов собора напоминают вид казанской мечети Кул-Шариф (Мечеть была разрушена при взятии Казани русским войском). Девятый (центральный) купол храма Василия Блаженного символизирует победу русичей в казанском походе.
Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения. В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком. Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклети. Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного. 
Предпринималось несколько попыток уничтожения храма. Первым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем.
Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.
Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного ; 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:
• Центральный – Покровский
• Восточный ; Троицкий
• Юго-восточный ; Александра Свирского
• Южный ; Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
• Юго-западный ; Варлаама Хутынского
• Западный ; Входоиерусалимский
• Северо-западный ; Св. Григория Армянского
• Северный – Св. Адриана и Наталии
• Северо-восточный ; Иоанна Милостивого
• Над могилой Иоанна Блаженного ; придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
• В пристройке 1588 года ; придел Василия Блаженного
Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.
В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.
Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.
С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора  о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был передан Историческому музею.
В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения. На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей.
Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме. С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.
После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства. «Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.
В храме можно увидеть предметы церковной утвари и 400 икон, относящиеся к 16 веку, среди них есть и чудотворные иконы.
Еще одна тайна связана с Покровским собором. Говорят, что в глубоких подвалах храма спрятана библиотека Ивана Грозного. Поверить в это трудно, поскольку возводился собор на насыпном валу и имеет неглубокий фундамент. Но ведь библиотека Ивана IV до сих пор не найдена.
Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережил всех пытавшихся его уничтожить. Один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на Красной площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда.
 Хочется надеяться, что это навсегда.