Царь Николай Второй и его значение для Церкви

Геннадий Гумилевский
В последнее время либеральная общественность, желая унизить героиню Русского Крыма Н.Поклонскую, высмеивает её преданность православию и её поступки донести народу правду о великомученике Царе Николае Втором. При этом либералы приписывают Царю его вину в кровавом воскресении 9-го января. Копирую из интернета ответ служителя православной церкви на вопрос о Царе Николае Втором:

Вопрос: Здравствуйте, у меня вопрос: почему последний царь Николай II и его семья были причислены к лику святых, хотя он, судя по истории, был человеком довольно слабохарактерным. Я понимаю, что он мученик, был с семьей замучен и зверски убит, но ведь в его правление были такие факты, как например "кровавое воскресенье", когда были расстреляны женщины и дети, мы это знаем еще из школьных учебников. Почему бы тогда и их к лику святых не причислить. И как тогда ходить в церковь, поклоняться подобным святым?

ОТВЕТ: Беда наша в том, что историю мы изучаем по учебникам, в которых очень многое и в подборе фактов, и в их толковании зависит от субъективного взгляда авторов. В том учебнике, который Вы читали, рассказано, видимо, о «кровавом воскресении», о «слабохарактерности» последнего российского Государя, но нет ни слова о том, насколько соблюдали при жизни (и в мученической смерти своей!) Царь и его Семья все установления Православной Церкви, о том, что был он прекрасным, благочестивейшим семьянином, дававшим и при жизни своей редкостный образчик жизни по Евангелию…

Но вот что было по этому поводу сказано в Докладе Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, На Архиерейском Юбилейном Соборе РПЦ (Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 Августа 2000 года): «Как политик и государственный деятель Государь поступал, исходя из своих религиозно-нравственных принципов. Одним из наиболее распространенных аргументов против канонизации Императора Николая II являются события 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге. В исторической справке Комиссии по данному вопросу мы указываем: познакомившись вечером 8 января с содержанием гапоновской петиции, носившей характер революционного ультиматума, не позволявшей вступить в конструктивные переговоры с представителями рабочих, Государь проигнорировал этот документ, незаконный по форме и подрывающий престиж без того колеблемой в условиях войны государственной власти. В течение всего 9 января 1905 года Государь не принял ни одного решения, определившего действия властей в Петербурге по подавлению массовых выступлений рабочих. Приказ войскам об открытии огня отдал не Император, а Командующий Санкт-Петербургским военным округом. Исторические данные не позволяют обнаружить в действиях Государя в январские дни 1905 года сознательной злой воли, обращённой против народа и воплощённой в конкретных греховных решениях и поступках».

Чисто по-человечески мне лично в жизни царственного мученика более всего удивительно и дорого то мгновение, когда он принял свое отречение – как раз то, что более всего вменялось ему в вину. Почитайте и об этом эпизоде тоже – подумайте, что это было: не то ли начало восхождения (вместе с Россией) на Голгофу, которое в памяти нашей воскрешает другие страницы - моление Спасителя о Чаше в Гефсиманском саду: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26: 39, 42).

«За многими страданиями, перенесенными Царской Семьей за последние 17 месяцев жизни, которая закончилась расстрелом в подвале Екатеринбургского Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке». (Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Юбилейном Соборе РПЦ).

…Вопрос о канонизации царственных страстотерпцев соборно решался на Архиерейском Соборе нашей Церкви в 2000 году, пред тем работала специальная комиссия по канонизации – она рассмотрела массу материалов и документов, свидетельств очевидцев: ведь у Церкви есть свои, строго определенные требования к возможности причисления к лику святых. В результате и приянто было решение прославить в Соборе новомучеников и исповедников Российских в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию Если есть время и желание – почитайте и эти материалы… Адрес сайта: http://www.russian-orthodox-church.org.ru/s2000r05.htm.

Я вам хочу дополнительно предложить и небольшой фрагмент из статьи протоиерея Александра Шаргунова «О значении канонизации Царственных мучеников» - она была опубликована впервые еще до Архиерейского Собора, и автор как раз размышляет о необходимости и возможности канонизации…

ФРАГМЕНТ ИЗ СТАТЬИ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСАНДРА ШАРГУНОВА «О ЗНАЧЕНИИ КАНОНИЗАЦИИ ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКО»
Для прославления святого всегда требовались два условия: первое - почитание верующего народа, второе - посмертные чудеса. Когда пять лет назад я начал читать по радио "Радонеж" свидетельства о чудесах Царственных мучеников, я не мог предположить, что эти передачи вызовут таклой отклик. С тех пор вышли четыре сборника чудес Царственных мучеников, готовится к изданию пятый и поток свидетельств не иссякает.

Одно чудо подтверждает другое, каждое новое, следуя за другим, подтверждает истину и правду предыдущего, и вместе они создают радость среди тех, кто потерял радость и надежду, среди безнадежно отчаявшихся, утверждают веру тех, у кого вера слаба, воодушевляют добрых тверже идти путем добра и обращают заблудших к покаянию.
Как в Евангелии Богоизбранный народ, слыша слова истины и видя явления силы Божией, радовался, так сегодня русский православный народ, хранитель благочестия, радуется о Царе-мученике, и вести о его чудесах распространяются повсюду.

И вот, наконец, чудо с иконой, источающей благоуханное миро, которое началось 7 ноября 1998 года и до сих пор не перестает. На крестном ходе в Москве в день рождения Царя-мученика 19 мая 1999 года свидетелями благоуханного мироточения были пять тысяч человек. Икона переходит из храма в храм, заполняя своим благоуханием всю Церковь. В каждом свидетельстве о чудесах Царственных мучеников есть некое благоухание любви, а здесь это дается ощутить всем, видимым образом, для того, чтобы все видели и чувствовали это помазание святости на Царе-страстотерпце. И для того, наверное, чтобы все понимали, что Царское Христово помазание остается на нашем Государе, несмотря на низвержение его с престола. Поскольку главным преткновением в вопросе о канонизации Царя-мученика до сих пор для многих остается его насильственное отречение, мы получаем в ответ свидетельство небес.

И среди множества чудесных знамений, которыми Господь прославил ныне Государя Николая II, нужно особо выделить два великих, воистину пророческих чуда. Это чудо христианской семьи, "малой Церкви", накануне разрушения миллионов семей, и чудо законной власти в близком преддверии власти "человека беззакония", антихриста.
Государственное служение Царя соответствовало чудесному небесному помазанию, которое он получил от Бога: правитель должен любить свой народ (любовь Царя, особенно к простым людям, как бы без различения богатых и бедных, не может не поражать) и угождать во всем Богу. Теперь просто в голову никому из претендующих на власть такие понятия не приходят. Во время царствования Николая II поражал благочестием, смирением и простотой, которые были таким контрастом со всеми правителями. Предельное самоотвержение в исполнении долга перед Россией выражено в знаменитых словах Государя: "Если потребуется жертва для спасения России, я буду этой жертвой".

Убийство Царя имело много далеких целей, в том числе и разрушение семьи. Троцкий писал в 30-е годы: "Опять Россия стала буржуазной, снова в ней культ семьи". Они хотели уничтожить семью. Семья - малая Церковь, и таким образом осуществлялось разрушение всей церкви. На семье держится все - и нравственность, и государство. За убийством Царской семьи в обществе последовало: "Долой брак!", "Долой стыд!", - как бы прорвалось и ясно обозначилось (пока не время) то, что было духовной сутью этого убийства. Мощь государства сохранится на десятилетия, но не может в конце концов не рухнуть.

Семья и Родина - от Бога, две составляющие удерживающего. И потому кто хранит их, тот исполняет волю Божию. Символично, что убили не одного Царя и его Семью, а всех верных слуг его. Царственные мученики и слуги их - символ России. Это было как уничтожение всей России, всех, кто был предан Царю. А потом старались убить тех, кто их знал, чтобы не было памяти. Мы не должны удивляться, что после разрушения православной монархии последовало быстрое разрушение черт неповторимости русского народа, вначале - в обезличивающей коммунистической коллективизации, а теперь, в более страшной степени, - обезличивающей народ оскотинизации через узаконивание самых растленных грехов как нормы.

То, что происходит в России сегодня - распад семьи, нравственности и государства - является непосредственным результатом неосознанного и нераскаянного преступления 1918 года. Сейчас, когда уничтожение семьи достигает предела, канонизация Царя будет как бы собиранием русского народа в единую семью и возвращением блудного сына к отцу своему. Кто больше всех выступает против канонизации Царя? Враги Православия и русофобы - вот тоже показатель. Эти говорят о Царственных мучениках со злобой, как о врагах. Как будто изо всех сил стараются доказать, что являются духовными наследниками тех, кто совершил преступление.