Лаврские истории

Иволга Летняя
                Новый шелковый путь

         Троице-Сергиева Лавра вмещает все и всех. Духовный мир, веру, живую историю, а в наше время еще парадоксы и путешествия по всему миру.
Задумали Вы совершить паломничество в Лавру.
Да припозднились до 10 утра. И вдруг попали по новому шелковому пути прямиком в Китай...
        Он окружил вас возбужденной толпой туристов в разноцветных панамах (этим летом от дождя), слегка охмелевших от отличного монастырского кваса, суетящихся, прыгающих и вопящих в поисках кадров, и так удивительно контрастирующих с благородными соборами, в которые уже и не попасть до 8 вечера, когда орды схлынут в свои автобусы.

                Службы

         Будем мудрее. Встанем в 5 утра, и подождем, когда откроются монастырские ворота.
В 5-30 в будни - братский молебен.
Потом литургия в Троицком. Все свои. Орда еще спит.
Монастырский хор поет знаменным распевом. И мы уже не в Китае, а возможно на Афоне? Или скорее в открытом духовном космосе. Где нет времени и тяжести земли. И душа живет по-настоящему.
       Поздняя литургия в Успенском соборе. Здесь просторнее и светлее. Можно бесконечно разглядывать росписи. Поют семинаристы, тоже чисто и красиво, но уже привычное партесное пение.
        А на праздник пел смешанный хор. С музыкальной стороны - замечательно, но все же немного похоже на концерт. После Троицкой небесной службы - совсем другая атмосфера.
Всенощное бдение под праздник длиться часа четыре.
И понимаешь, почему в обычных храмах иногда такие странные переходы. Это пропуски. Здесь все богаче, логичнее и полнее. Но устаешь с непривычки.
Орду на службу стараются не пропускать. Но иногда они просачиваются почти сквозь щели.
          А если выйдешь из храма на площадь, угодишь с чудесного острова в буйное азиатское море. Но можно спастись в книжной лавке. Там тоже тесно, но больше европейских туристов. Они слегка спокойнее.

                Трапеза

          В Старо-монастырской гостинице мы останавливались с детьми лет 8 назад. Тогда порадовала тишина и хорошее сочетание комфорта, благообразия и строгости. С тех пор ветерок глобализации кое-что занес и сюда. Появились телевизоры в номерах, фото "власть имущих" на стенах ( раньше были лишь иконы), а в стильной трапезной с классическими росписями из жития св. Сергия все столики были заказаны для интуристов.
         Все же и для земляков отыскали один столик.
Первыми ворвались веселые испанцы. Одни из них был в сувенирной шапке-ушанке ( пик моды этим летом). Перед трапезой испанцы стали дружно петь, от полноты чувств и впечатлений должно быть.
За нашим российским столиком паломница-старушка, слушая музыкальных испанцев, внимательно изучала меню. Официантка торопила:
- Закажите хоть что-то. Сейчас еще 2 китайские группы будут. Все сметут.
И точно. Китайцы по-хозяйски быстро и плотно заняли трапезную, от их возгласов и смеха не стало слышно испанцев.
Наш столик оказался в полном иноземном окружении.
- Да! Скоро приедем, а мест для своих нет.

                Сферы влияния

        Есть в Лавре уголки, куда экскурсо-водные течения не достигают. Если обойти Троицкий собор, попадаешь на границу двух сфер влияния. Ее ощущаешь и внешне, и внутренне. Монахи и послушники ходят именно этой заветной тропой, стараясь не угодить в водоворот страстей и событий. Здесь удивительно спокойно в любой час пик. И какой-то афонский воздух и облик. И есть маленькая церковная лавка. Для своих.
        На исповеди в храме Иоанна Предтечи тоже все свои.
"Чужие здесь не ходят". Исповедуют неторопливо и по-настоящему. Нет за спиной очереди. Можно наконец-то решиться сказать и спросить что-то главное, откладываемое годами. И так хочется привезти сюда наших взрослых детей с их запутанными проблемами. Но вот не едут. А в детстве так было просто!
          Могилка отца Кирилла (Павлова) на самой оживленной дороге. Но туристов она мало интересует. Иногда лишь фотографируют. А священники с паломниками каждый день служат здесь панихиды. Все в цветах. Какой-то странный неместный батюшка зовет поминать квасом и хлебом, разложив их прямо на деревянном помосте.
         Странных людей здесь много. Особенно молодых мужчин-паломников. Обычные (если это не семинаристы и монахи) редко бывают, а на службах тем более. Но кто более болен? На наш взгляд нормальный и почти равнодушный к духовной жизни?
Но самый хит сезона мы увидели на вечерней службе в Успенском соборе.

                В Успенском

            Служба давно началась, бывалые паломники расположились основательно и с толком. Служили, молились и пели чинно и красиво. Все прониклись атмосферой. И вдруг...
          В храме началось какое-то движение. Фотограф с солидной кучей аппаратуры, его помощник с микрофонами, мажорная дамочка с менеджер-претензиями, и Сам - в солидно-парадном костюме... Кто это был? Версии строили разные. Депутат, кандидат, губернатор, олигарх средней руки?
         Оригинальная пиар-акция шла в демократично-духовной живой обстановке. Фотограф со всем своим хозяйством очень ловко и бесшумно передвигался по всему храму. И то снимал Самого, то службу, то молящихся, подавая знаки помощнику. Дамочка деловито бродила и мешала всем. Сам ставил свечки, крестился, прикладывался к мощам и иконам, и все по нескольку раз.
- Дубль один, дубль два...
          Паломники шарахались от фотографа в разные стороны, явно не желая пиариться. Священники относились безучастно. Видимо акция была разрешена и согласована.
Старушкам приходилось оставлять свои удобные "боевые" посты у скамеек, и прятаться от вездесущего фотографа. Но поднимать шум и они не решались.
Ближе к концу службы все было снято и записано. Сам важно покинул собор. Группа пиара собирала аппаратуру. Паломники вздохнули облегченно.

                В Троицком

          В праздники и выходные к мощам огромная шумная очередь до середины площади. А в будни рано утром, после литургии совсем небольшая. Священник бесконечно читает записки, женский хор проникновенно поет акафист, дежурный время от времени приоткрывает заветную дверцу к святыням, а ручеек очереди никогда не иссякает. Монахи, семинаристы, паломники, трудники, священник, снова паломники... Вот кажется прошли уже все, и появляются новые люди.
Есть Русь уходящая, а это уповающая.
          На площади дружная группа паломников поет молебен. Женщины в одинаковых косынках, мужчины в стильных футболках. Одна команда! Руководитель - бодрая, бывалая и неутомимая, информирует:
- Сегодня ночуем в Дивеево!
           Почти космические скорости! Уже поздний вечер. И они еще в Сергиевом Посаде. Спокойно и неторопливо молятся.
Почему-то здесь чувствуется духовный центр не только России. Кто знает? Вот отберутся избранные - люди, народы, века, и двинуться дружно встречать новое Небо и новую Землю ...в Дивеево.
 
              Ну что вам рассказать про Сахалин?

             - На острове хорошая погода.
         Так говорят местные жители. Возвращались с ними на экспрессе из Лавры в Москву. Потом они перешли с Ярославского на Казанский, и...в заветное Дивеево. А дальше в Ярославль. Там тоже много чудесных монастырей. И все они знают, во многих бывали не один раз.
          И в Оптиной были, и в Шамордино, и в Хотьково. А ведь живут на Сахалине! Удивительно солнечные и жизнелюбивые люди! Бабушка лет 75 и дочка - на вид и 35 не дашь, а оказалось уже на пенсии, бывший военный врач. Хвалят жизнь на острове! И солнца там вдоволь, и вообще климат с годами меняется к лучшему. Все есть, что нужно. В том числе и работа, как это не удивительно. В семье военные и врачи.
           Внучка переехала в Ярославль, учится на врача, сильно скучает по дому. Солнца на Волге не хватает. И своих. Вот бабушка и мама приехали ее навещать, и заодно паломничать по монастырям.
Раньше в России за суровый климат платили надбавки северные, уральские, сахалинские, а сейчас нужно центрально-российские платить. Все стихии в гости к нам.
           Душевно с ними побеседовали. И на китайскую тему тоже. Им там виднее. Бывали и в Японии, и в Корее, и в Китае.
Говорят, недавно на Алтае отдали в долгосрочную аренду китайцам отличные лесные угодья . Это просто безумие! Сначала вывезут лес, потом землю так удобрят химией, что опасно будет их урожай есть.
Китай уже и летчиков наших переманивает. В Америку физики и программисты утекают. А все здесь воспитаны и выучены.
А в России людей не хватает. Для жизни и защиты.
          Договорились с ними (если Бог даст!) следующим летом встречаемся в Лавре. А можно и на Сахалине. Или на Волге, или в уральской тайге. Или еще где-нибудь в заповедной России.