О золотом ключике к Атлантиде как Царству Бог
О золотом ключике к Атлантиде как Царству Богородицы.
Кроме того, что Буратино у нас - получается, - Ивиков журавль, - он ещё и Меркурий, - бог-вестник (что не противоречит одно другому).*
Эта кукла-марионетка несёт радостную весть о живом Пушкине.
Да, мы считаем, что только такой Золотой век - Пушкинский - может открывать Золотой ключик.
Век ж и в о г о Пушкина, Пушкина - царя Русской Атлантиды.
Тех читателей, которые на наше заявление с сомнением качают головами, мы просим перечитать главы нашей книги, в которых разбираем контекст и героев Сказки о Буратино.
Здесь же повторим главное.
Золотой ключик взят А.Н.Толстым у немецкого поэта - романтика Новалиса (Фридриха фон Гарденберга), - это выявила Елена Дмитриевна Толстая, - внучка писателя.
Золотой ключик Новалиса открывает Атлантиду поэтов; почему Золотой ключик, оказавшись у Толстого, должен открывать что-то иное?..
Кроме того, известный Талисман Пушкина и Воронцовой - сердолик с "загадочными письменами", - взят из сказки купцов, - из того же романа Новалиса - "Гейнрих фон Офтердинген". (Это уже - наше открытие).
Талисман этот стал перстнем русских писателей. Им владели В.А.Жуковский и И.С.Тургенев. Потом он пропал.
Но мы считаем, - что гипотетически его "взял себе" Алексей Николаевич Толстой, и - символически - это колечко и есть заветный клад в "Детстве Никиты"; колечку этому Толстой сообщил "новалисовские" цвета - синий и золотой. (Это отмечает Е.Д.Толстая).
Получается, что клад в "Детстве Никиты" составляет новалисовское колечко; а клад в "Приключениях Буратино" открывает новалисовский золотой ключик.
Новалис же - первый и, - кажется, - единственный, - возвёл в короли поэта.
Поэт (скоморох) становится царём, - как мы считаем, - в сказке "Конёк-Горбунок", - в которой за образом сказочного Ивана-дурака скрылся сам Александр Сергеич Пушкин.
И стал он им ради открытия Русской Атлантиды и русского Золотого века.
О Золотом веке для России мечтал и великий русский царь Пётр Первый.
Празднуя свой последний Новый Год (1725), он запускал фейерверки с изображением бога Сатурна, - царя Атлантиды... Пётр Великий провозгласил Золотой век России.**
Пушкин - как преемник Петра Великого, - обеспечил России этот Золотой Век.
В кабинете А.Н.Толстого много лет присутствовали гипсовые маски Петра Первого и А.С.Пушкина. Сейчас их можно увидеть в его кабинете в Московском музее писателя на Спиридоновке, - последнем месте проживания Толстого.
Толстой явно мечтал о Золотом веке России.
Он мечтал о том, чтобы мы вернулись к Пушкину и поверили, наконец, в наше счастье.
На пути к заветному кладу в "Золотом ключике" намертво стояла злобная крыса Шушара. Это понятно даже топонимически: Шушара - это Шушары, - которые - перед Царским Селом - городом Пушкиным (который назван так по инициативе А.Н. Толстого).
Крыса эта - аналог гофмановской Мышильды. Мышильда превратила прекрасного принца в Щелкунчика, - в неживую вещь, - деревянную игрушку для щёлканья орехов.
Мы так же превратили живого Пушкина в памятник Пушкину.
А живым Пушкин станет для нас только при помощи "Конька-Горбунка". Потому что именно в этой сказке Поэт женится на Душе России. А Душа России должна быть живой - всегда. Она может только засыпать, но умереть - не может.
Пушкин и Душа России едины, - как показано в марионетке Лебедевой.
Мы практически уверены, что мысль о создании этой группы марионеток дал С.Д. Лебедевой Алексей Николаевич Толстой.
Поскольку здесь - его "следы": и первый "след" - в том, что марионеток этих - 11.
Ни один писатель так настойчиво не играл с числом "11" - числом инициации, - как "третий" Толстой.
Марионетки помещены на 29 странице книги, и среди них - царь с двойным лицом, - как у римского бога Януса, в честь которого назван месяц Январь. Здесь явно прочитывается дата смерти Пушкина (по ст. ст.) - 29 января.
Царь-Девица держит руки - как стрелки часов - на 15.45, - как бы снова запуская время жизни Поэта.
Всё это придумано - вряд ли, - самой Лебедевой.
В группе отражена ситуация, описанная Толстым в его статье "Чистота Русского языка": прекрасный конь с раздвоенным хвостом символизирует объединение Пушкиным двух языков - литературного и народного - в единый Русский язык.
То, как перед этим Конём стоит охранник-Городничий, - говорит о том, - что Конь этот хранится только как музейный экспонат, - он не используется дальнейшими поколениями писателей.
Всё это - мысли Толстого из указанной выше статьи.
Да и взять на себя ответственность за эту рисковую операцию - напечатание в книге Б.Н.Терновца "Сарра Лебедева" фотографии эскиза марионеток "Конёк-Горбунок" мог только самый авторитетный и неприкасаемый - на тот момент - писатель СССР.
Надо сказать, что сам искусствовед Борис Николаевич Терновец был к тому времени смертельно болен - у него был рак в последней степени. Он умрёт на следующий год после выхода этой книги - 1941. Так что, за себя автору вроде и не стоило так уж беспокоиться... Хотя, конечно, "приятнее" всё равно умереть дома, а если в больнице - то не в тюремной...
У С.Д. Лебедевой не было детей, и она так же была женщина рисковая... ("декабристка").
И всё же, - кто-то - на наш взгляд, - должен был гарантировать этим людям всю возможную безопасность.
Думаем, - что всё это была "операция" графа Толстого.
Он никак не мог прямо указать в своей сказке, что именно - какой клад - хранится за нарисованным очагом в каморке папы Карло. Но все косвенные намёки указывают - во-первых, - на то, что вся история имеет отношение к Языку.
Буратино - это маленький Меркурий (взятый у Апулея). Меркурий - и Тот Трисмегист (Гермес), - который изобрёл алфавит. Меркурий - и Бог-вестник ("Ивиков журавль").
Страна Тарабарского языка - это болотная страна духовной деградации (что в первую очередь сказывается на языке, - который становится "тарабарским").
Тарабарский король занял в этой стране место Меркурия -Гермеса -Трисмегиста, - поскольку его - Тарбарского короля (в пьесе) называют "Трижды величайшим", - а это эпитет Гермеса.
Карабас - это "чёрная голова", - доктор кукольных наук, - насаждающий в массы этот - тарабарский - язык.
Во-вторых, - существо, стоящее на страже этого - "болотного" - царства, - крыса Шушара, - явно отсылает нас к преграде на пути к Пушкину. В Шушарах был шлагбаум, перед которым подолгу стояла машина А.Н.Толстого, - на пути в Детское (бывшее Царское) Село.
Когда писатель писал свою сказку, это название - Детское Село - ещё действовало. Толстой и отдал свою Тайну - детям, - чтобы они ею владели.
Фотография же в книге о скульпторе Лебедевой (как и сам пластилиновый эскиз) была задумана для тех, кто способен всмотреться, сопоставить факты, проникнуть в тонкость игры; для так называемых "посвящённых". (Ну вот, и себя похвалили!)
Какая ещё связь между сказкой Толстого и эскизом в книжке о Лебедевой?
Думаем, такая: и у Толстого и у Лебедевой "действуют" - куклы-марионетки.
В Серебряном веке считали, что через марионетку можно постичь тайные смыслы бытия.
Конечно, сказка Толстого - вполне самодостаточное произведение. Но - в ней всё же не ясно: что за клад находят Буратино и его друзья? Новый театр, или Волшебную книгу? Понятно только, что герои вступают в Новый мир, в котором главное - то, что в нём не обижают маленьких детей.
На поверхности этот новый мир - Советская Россия, - где был провозглашён и активно муссировался лозунг "Счастливого Детства". На деле это была только "обёрточная" часть правды.
А.Н.Толстой не был ни идиотом, ни приспособленцем (т.е. сволочью), - чтобы на полном серьёзе считать СССР - страной счастливого детства.
Кроме того, Советский Союз встал на трупах детей - четырёх царевен и мальчика-Наследника. (Пусть из царевен только Анастасия ещё была ребёнком, всё равно - царские дети...).
А именно Пушкин ведь первым показал в художественной литературе, что бывает с правителем и страной, которые стоят на крови царственного младенца...
И у Лебедевой царь включает в себя Старика и Младенца - очень похожего на того, каким наше воображение рисует погибшего царевича Дмитрия.
Старик-царь - живой, мальчик-царевич - мёртвый...
Царство Романовых так же держалось на крови младенца - Вани Ворёнка, - сына Марины Мнишек и Тушинского вора. Трёхлетний ребёнок был повешен у Серпуховских ворот в Москве...
Царство, которое не приемлет детской жертвы - это Царство Богородицы.
"Нельзя молиться за царя-Ирода: Богородица не велит!"
Россия давно провозгласила себя страной под покровительством Богородицы, "вотчиной Богородицы". Но на деле культа Богородицы у нас нет. (И не было; за исключением культа Прекрасной Дамы у поэтов Серебряного века).
Хотя большинство храмов в России посвящены именно Богородице: Её Успению, Введению во храм, или Покрову; а так же богородичным иконам.
Культ Её существует потаённо, негласно; как когда-то потаённо и негласно была любима русским народом прекраснейшая русская царица Елизавета Алексеевна.
И заявление нашей Царь-Девицы - "Я хочу царицей быть!" - это заявление самой Богородицы - на официальное царствование.
Богородицы как Души России. (Она же - Пушкинская Муза).
Она вывела его в цари России, - помимо всех земных царей, - царей, ставящих свои троны на трупы младенцев.
Время Пушкина - это время культа Богородицы.
Это время живого Пушкина. Время осознания его памятника, который вознёсся главою непокорной выше Александрийского столпа.
И - время, - когда мы безоговорочно отдадим ему авторство "Конька-Горбунка"; когда начнём осмысление этой сказки как пушкинской.
* * *
Культ Прекрасной Дамы у поэтов Серебряного века начался с этого стихотворения Якова Петровича Полонского:
ЦАРЬ-ДЕВИЦА
В дни ребячества я помню
Чудный отроческий бред:
Полюбил я царь-девицу,
Что на свете краше нет.
На челе сияло солнце,
Месяц прятался в косе,
По косицам рдели звезды,—
Бог сиял в её красе…
И жила та царь-девица
Недоступна никому,
И ключами золотыми
Замыкалась в терему.
Только ночью выходила
Шелестить в тени берез:
То ключи свои роняла,
То роняла капли слез…
Только в праздники, когда я,
Полусонный, брел домой,
Из-за рощи яркий, влажный
Глаз её следил за мной…
И уж как случилось это,—
Наяву или во сне?!
Раз она весной, в час утра,
Зарумянилась в окне: —
Всколыхнулась занавеска,
Вспыхнул роз махровых куст,
И, закрыв глаза, я встретил
Поцелуй душистых уст.
Но едва-едва успел я
Блеск лица её поймать,
Ускользая, гостья ко лбу
Мне прижгла свою печать.
С той поры её печати
Мне ничем уже не смыть,
Вечно-юной царь-девице
Я не в силах изменить…
Жду, — вторичным поцелуем
Заградив мои уста,—
Красота в свой тайный терем
Мне отворит ворота…***
Золотые ключи - ключи от Рая. Ключи к терему Царь-Девицы - Богородицы.
Золотой ключик Новалиса открывает новый век - век Атлантиды поэтов, в котором правит Фрейя - Душа мира, она же - Богородица.
Новалис по-новому интерпретировал платоновский миф об Атлантиде: вместо царя-детоубийцы Сатурна у него царь - Поэт, который сам - вечное дитя.
И у Новалиса верховное существо этого царства - Дама, - Душа мира, - Фрейя-Богородица. Она никогда не даст в обиду ребёнка. В Её царстве не может быть царя-Ирода; царя-Сатурна...
А говоря о марионетках, не лишне напомнить, что название этих куколок произошло от имени Мария, - поскольку они прежде всего представляли рождественские сцены, - сцены, отражающие обстоятельства рождения нового Бога.
Продолжение следует.
* Хотя бы потому, что сделан подобно фигурке Меркурия Апулея ("Апология, или О магии").
** Последний новогодний фейерверк петровского времени тоже очень интересен по своему содержанию. На фейерверочном транспаранте был изображен летящий Сатурн, из рога изобилия которого сыплются венки, короны и кадуцеи. Подпись сверху гласила: «Боже, благослови». Но никакого отношения к торговле и мирным промыслам, как можно было бы подумать на первый взгляд, это изображение не имеет. В символике петровского времени это место занимает, как и положено, бог торговли Меркурий, который был представлен на московском фейерверке 28 января 1722 г., посвященном Ништадтскому миру, с подписью «Плоды мира». В римской же мифологии Сатурн связан с «золотым веком»: данный фейерверочный сюжет как раз и знаменует наступление «золотого века» в России, на что испрашивается Божье благословение.
/ Внутриполитическая тематика фейерверков петровского времени
© Дмитрий Д. Зелов
аспирант Исторического факультета
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Огни потешные
Кандидат химических наук В В. ЗАГОРСКИЙ
(статья из журнала «Химия и Жизнь» номер 4-6 1996 год).
***Я. П. Полонский. Полное собрание стихотворений. — СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1896. — Т. 2. — С. 201—203
© Copyright:
Елена Шувалова, 2017
Свидетельство о публикации №217072800881