28. 7. 2017. Игорь Губерман и Дуня Люлькина

Феликс Рахлин
Недавно я получил на свой электронный адрес письмо, в котором тема была обозначена так: «Пронзительное стихотворение Игоря Губермана». Приславшая мне эти стихи знакомая  - не только не литератор, но вообще далека от словесности, однако совершенно правильно отметила, что присланные строки – совсем не в духе губермановских «гариков».

Лишь  кинув взгляд на строчки, я усомнился, что они вообще написаны Игорем Мироновичем: уж очень примитивны!  А он – человек сложный и поэт весьма искушённый. Но в этом (якобы им написанном) стихотворении  большинство рифм – глагольные, одно это свидетельствует о лености мысли.  Впрочем, мало ли кому взбредёт в голову  неудачно пошутить…
 
Но  вскоре ту же «шутку» прислал мне другой партнёр по переписке, а  ещё через день – третий… И везде весьма посредственные стишки были, как по сговору, названы «пронзительными». Между тем, вчитавшись, я заметил, что одна из рифм – не просто глагольная, но представляет собой повтор по сути одного и того же глагола: «бросают» и «разбросают»… Это уж совсем на уровне вошедшей в анекдот «рифмы»:  ботинок» - «полуботинок»…

Благодаря Интернету, оказалось предельно просто найти  истинного автора стихотворения – по  этическим причинам не стану называть истинные имя-фамилию, заменю вымышленными: ну, пусть Дуня Люлькина. Я легко разыскал эту Дуню на одном из поэтических порталов, где тоже публикуюсь, и прочёл в её авторском резюме такие слова: «Никогда не читала литературу, как правильно и профессионально писать стихи, потому что (на мой взгляд) их должна диктовать душа, а не голова… Только тогда стихи рождаются настоящие и искренние… Стихи нельзя выдумать, но их можно почувствовать и записать… Именно так с детства я записываю всё, что диктует мне душа…»

Мнение не редкое, однако явно превратное.  Нельзя научиться писать хорошие стихи, выучив (даже и назубок) все приёмы поэтики, просодии, эвфонии и т.д.  Однако знать хотя бы основы стихотворческой техники – очень полезно для пишущего. И хорошие поэты, как правило, всегда  этим интересовались. А некоторые поэты, в том числе такие крупные лирики, как А.Пушкин, В. Маяковский, Д. Самойлов, И.Бродский, писали и теоретические работы литературоведческого характера, в том числе и о поэтике.

Я сообщил своё мнение молодой поэтессе в корректной форме, на всякий случай назвав свой возраст (86 лет) и специальность (учитель-филолог). Новый ответ, мною полученный,  гласил:

«Да бред всё это – о «знании писать стихи»… Главное – душа и искренность для меня…»

После чего самоуверенная Дуня меня банально забанила… То есть, виноват: заблокировала. Дескать,  пошёл вон, старый дед, со своими  советами. Искренняя Дуня. Душевная, как видите.

Что можно сказать по этому поводу? Я не эксперт-авторовед, но всё-таки смог ведь отличить  жалкие потуги  душевной, но невежественной Дуни от высокотехничной поэзии мастера.  Одно это должно было подсказать неопытной «курсистке» желание хотя бы прислушаться. Нет, не захотела.

Не нужно быть пророком, чтобы предсказать: никакого толку не выйдет из проб пера у человека, который не хочет и слышать о знании. Чудес, свет-Дуня, не бывает.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
           Николай Заболоцкий

А одной души, если она ленивая,  очень мало  - ленивая душа родит ленивый, глупый, деревянный, дурной стих. Который и стихом-то не назовёшь. = Ф.Р.