Самокритичность в боксе

Владимир Добровольский
В боксе, тренеры, да и сам боец, настраиваются только на победу. В перерывах между раундами, на бойца буквально кричат, стараясь его как следует накрутить, но вместо мобилизации, боксер начинает тупить. Почему, ведь тренерский штаб делает все правильно. Если не настраивать себя на победу, то и незачем выходить на ринг. С другой стороны, прилив сил от накрутки, может сыграть против боксера, так как он дестабилизирует равновесие и гасит критический анализ, без которого невозможно осмысленное ведение боя. Заклинивание на тупости особенно проявляют себя в утомленном состоянии. Каков механизм тупизма, при котором теряется связь с реальностью? Просмотрим это на примере сновидения…. Стресс, переутомление, односторонняя направленность мышления, суета, тупизм. В сновидениях все это проявилось наглядным образом…. Снилось, будто мне надо куда-то срочно пойти. Куда? Пока не знаю. Для начала, надо выйти на улицу, чтобы осмотреться и во всем разобраться. Вышел. Раннее утро. Может, еще поспать? Нет, сначала надо оглядеться. Народ куда-то сильно торопится, наверное, на работу. Или нет? Всмотрись (во время сна, мозг стремится обрести видение, но этому препятствуют обнажающиеся при расслаблении подавленные ранки, сидящие в подсознании). Ага, народ торопится купить билеты на какой-то очень интересный фильм. Успею посмотреть. Нет, беги срочно покупай билет (поддался настроению толпы). Желающих-то как много, если не пошевелюсь, то не успею купить билет. Какой-то парень хотел надеть мои ботинки, но я его в грубой форме прогнал. Что мое, то не отдам. Бегу в кинотеатр все быстрей, обгоняя соперников. Пролез через какой-то лаз. Наконец-то, я у кассы. Еще больше взвинчиваю себя. Так хорошо, когда энергия желания разряжается. Слышу, говорят, что осталось всего четыре билета на сеанс. Просовываю трешку в кассу и прошу, чтобы мне дали два билета. Зачем тебе два билета, ты ведь хотел пойти один? А потому, что дефицит. Но если билеты на утро, то мне не с кем пойти. Значит – на вечер. Для кого второй билет и на который час билеты? По времени – на девятнадцать двадцать, чтобы человек смог работу закончить. А кто этот человек, который был бы для меня родным? Мама. Решено, пойду в кино с мамой, сделаю ей подарок. Как фильм-то, называется? Спрашиваю у людей, никто толком не отвечает, но все говорят, что очень хороший фильм. Ладно, пойду, потом разберусь, что к чему (все это время мысли гнали в ускоренном темпе и все мои действия оправдывались). Главное – добился желаемого и приобрел билеты. Потом буду думать, зачем я это сделал. Можно немного расслабиться и осмотреться. Черт, исчезли перчатки, которые я зажал под мышкой, пока покупал билеты. Я точно знаю, что они у меня были. Обернулся. Сразу за мной стоит молодой крепкий мужчина и ухмыляется. Точно, он выдернул перчатки. Стал предъявлять мужчине претензии и требовать, чтобы он вернул мне перчатки. Тот ответил, что не брал. Его у них действительно нет. Значит, он передал их своему дружку, который стоит за ним, а тот – следующему. Да тут их человек шесть стоит. Я сказал, что со всеми ими разберусь, но свое верну. Последний в очереди из дружков угрожающе сказал: «Это мы с тобой разберемся». Да наплевать, разберусь хоть со всеми. Стоп. Всмотрись в ситуацию. Каким бы крутым я себя не считал, мне с этой оравой не справиться. А если бы и справился, то заимел бы себе врагов, которые бы все равно отомстили. Что делать, не сбегать же от них постоянно? Но ведь я на сто процентов прав. Точно помню, что перчатки только что были, а теперь их нет. И кроме этого мужчины, взять их больше некому. Воспользовался моей невнимательностью и выдернул из подмышек. Прощать такое нельзя, иначе сам себя не буду уважать. Но и справиться в одиночку я с ними не смогу. А вдруг я не прав, а они правы? Нет, я прав на сто процентов и буду отстаивать свою позицию. Но она изначально проигрышная. Черт, загнал себя в тупик, из которого нет выхода, что делать? Всмотрись в ситуацию и оцени ее критически. Пробегись по всей цепочке событий. Пробежался и убедился, что я прав на сто процентов. Но если я прогнусь, то перестану себя уважать, если попробую воздействовать силой, то тоже ничего хорошего не получится. Капец. Абсолютно нет выхода. Стоп. Всмотрись в ситуацию и верни себя в первоначальную позицию, когда еще не начали развиваться события и оцени каждое свое действие КРИТИЧЕСКИ. Увидь, как есть, как было на самом деле. Всмотрись во всю цепочку событий. Были ли у тебя перчатки вообще? Увидь всю ситуацию целиком. Ботинки…. Ботинки…. Значит, сейчас не лето и перчатки у меня были. Но ведь тепло и побежал я за билетами легко одетый. Значит, перчаток у меня изначально не могло быть. Зачем же тогда я их себе представил? Потому что возник страх, что из-за своей взвинченности и невнимательности я обязательно что-то упустил и потерял. Это было как предупреждение, что надо быть внимательным, иначе буду терять. Так, с этим разобрался. Перчаток не было, значит, я напрасно наехал на парней и мне должно быть стыдно перед ними. Не буду снисходить до унижения. И не надо. Раз перчаток не было, значит и парней не было. А если и были, то нормальные, это я повел себя неадекватно. Упразднились парни, нет их. И с этим разобрался. Далее, вернусь к началу действий. Зачем я сорвался и побежал вместе со всеми? Чтобы отвести раздражение от обнажившейся во время расслабления раны. Еще пристальней всмотрись в ситуацию. Ни в какой кинотеатр никто не бежал, просто люди торопились на работу. А твои ботинки зачем хотели украсть? Нечего класть их где попало, у себя в доме держи. И какой дурак несется сломя голову за билетами на фильм, названия которого он даже не знает. Да еще ранним утром. Идиот!. Усиление критического анализа все больше стабилизировало внимание, увеличивало охват и наполняло всю ситуацию спокойным смыслом. Видение сделало ее понятной, контролируемой и не страшной. Именно стабилизация внимания в полной мере активизировала критический анализ, без которого контроль ситуации невозможен. Во время боя боксер все время должен осмысливать ситуацию, чтобы удерживать ее под контролем и добиваться желаемого. Критический анализ позволяет ни на мгновение не терять связь с реальностью и воспринимать ее напрямую, целостно, двусторонне, без искажений. Если боксер начнет выдавать желаемое за действительное, то он потеряет контроль и в какой-то момент начнет тупить, так как односторонняя направленность мышления обязательно загонит в тупик, выход из которого можно найти только стабилизировав внимание, равновесие, поэтому стабилизации внимания надо уделять большое значение. После боя обязательно надо делать разбор полетов, с целью выявления допущенных ошибок и их исправления, но лучше и правильней делать корректировки во время боя, а для этого, критический анализ должен быть на уровне. Чрезмерное «яканье», переоценка (или недооценка) своих возможностей (и возможностей соперника), идет во вред. Самокритичность позволяет двусторонне оценивать ситуацию и выбирать «золотую средину», дающую наивысшую правильность в принятии решений. Самокритичность включает разум…. Энергия так и прет из вас. Вам хочется разогнаться и нырнуть в реку с крутого бережка, чтобы удовлетворить желание. Или хочется во что бы то ни стало выиграть бой. Но вас остановит страх, который заставит узнать все о месте, куда вы собираетесь нырять, достаточно ли там глубоко, нет ли коряг, камней или какой другой опасности. Лишь убедившись в полной безопасности, вы сможете дать волю желанию. Если подавите страх, ради удовлетворения желания, то можете за это поплатиться здоровьем или жизнью. Именно страх заставит вас засомневаться и критически отнестись к своим действиям. Даже убедившись в полной безопасности, не стоит игнорировать сомнения, потому что ситуация в любой момент может измениться в худшую сторону. Например, в месте ныряния будет проплывать доска или развернутая газета. Связь с реальностью должна быть неразрывной. Не напряжет ли это, не придется ли пребывать в состоянии постоянного стресса? Не напряжет, если внимание будет сочетаться с максимальной расслабленностью. Как раз это и убережет вас от неконтролируемых раздражений…. При устойчивом внимании самокритичность включается на подсознательном уровне. Вы просто сразу видите и знаете, без использования самообмана. Боксеры часто, чтобы преодолеть страх, внушают себе, что они обязательно победят. Но самовнушение – это самообман. Бой будет проходить не так, как хотелось бы, а боксер будет продолжать упорствовать, что все будет хорошо и он, в какой-то момент, одним ударом завершит бой. Самокритичность же, принуждает видеть и признавать правду, даже если она очень неприятная, но зато благодаря признанию правды, можно активизировать резервы нервной системы и изменить ситуацию в свою пользу. Поэтому, психологическая подготовка боксера, для его успешного продвижения, имеет очень большое значение.                27.07.2017 г.