Натюрморты Тихой жизни... ч. 1

Ольга Сергеева -Саркисова
 
           Голландский натюрморт,- это сказка... Я часами могу разглядывать это совершенно потрясающее свидетельство бытия, образа жизни и мысли голландцев с 15 го- и далее веков. В Голландии натюрморт с изображением предметов или «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель или «тихая жизнь» был очень распространён. Хотя известно, что в переводе с французского этот жанр живописи называли -"Мёртвая природа ".
Я всегда возмущалась, какая она мёртвая, когда в ней столько жизни, тепла, сиюминутности, красоты, энергетики и динамики человека, даже какого- то красивого беспорядка. Да, собственно, что такое натюрморт? Это своеобразный творческий беспорядок , но очень гармоничный... К примеру, когда я смотрела на свой стол, заваленный красками, кистями, разными причиндалами для живописи, книжками, раскрытыми на разных страничках, и всё это в окружении бесчисленных баночек для красок, клея, воды, сусального золота, листы бумаги, рисунки, сухие цветы - образцы для рисования, свечки, блюдечко с остатками  ягод,....  чашка с остатками вечернего чая, то думала:- Чем не натюрморт? Как живописно! Какая красота! Это надо всё на полотно! Художник всегда это заметит и схватится за кисть. А для другого человека, у которого всё всегда лежит по полочкам - это возмутит, ведь это кощунство, хаос, настоящий беспорядок. Вот откуда появился натюрморт! Просто кому - то очень понравился беспорядок и его стали позиционировать, как натюрморт, выдвигать на пьедестал. Голландцам беспорядок, видимо, пришёлся по душе. Изображения на их полотнах настолько реалистичны, неповторимы по цвету и теням ,написанные в разное время суток, яркие и выразительные, хранят прикосновения человека, его дыхание, что просто осязаешь их фактуру: ... лимон с кислинкой, символ неутолённой жажды, с него срезана корочка  юбочкой, ягоды в капельках воды, недопитый знаменитый стеклянный бокал с вином, украшение многих полотен художников того времени, его ещё называют римский бокал от слова рёмер, -"хвалить", "слава"-, roem- т.е."заздравный", особо был популярен в позднем Средневековье, Возрождении, в Барокко. Очень был распространён в рейнских землях, в 15 веке. Его изготавливали в Кёльне. Хочется взять его в руки, потрогать, представить, как ты из него пьёшь прекрасное вино и... уже шлейф каких-то воспоминаний тебя переносит в другую реальность. Ах, бокал! Его вместимость всегда 250 гр, неплохо для начала ... Он на толстой ножке со стеклянными налепами, чтобы не выскальзывал из рук и держать было удобнее после долгих возлияний, или иногда украшен стеклянной нитью. Такая ножка ещё удобна тем, что в ней собирался осадок. Видимо, вино было не лучшего качества. Бокал -смотрится как украшение и часто центр в картине. Он немного липкий в ножке, если долго участвовал в трапезе, но с красивым отражением льющегося из окна света, а вино- с греческого "утешение", оно в бокале и недопито. Да, так и хочется дотронуться до него. Мы его встретим на всех работах Питера Класа, - великолепного художника и рисовальщика. Такие нарядные натюрморты с большим мастерством выполняли Виллем Калф, Абрахам ван Бейерен, Хендрик ван Стрек. Вот нож из серебра - символ жертвы, уязвимости или мужского начала, которым резали хлеб-символ Плоти Христовой, бекон, мясо- символ бренности тела, а вот прохладный серебряный кувшин с дорогим напитком, и блюдо с экзотическими угощениями...- символ роскоши и богатства, угощение -чаше всего- мидии или устрицы. Дополняет всю эту красоту букет красивых цветов, часто тюльпанов, и "тюльпанов Рембрандта"- пёстрых, а не однотонных, их луковицы в 16 веке завезли из Турции в Голландию - символ неземной красоты и расточительности. Фрукты- яблоки, груши, персики,- говорят о блуде, инжир,- символ вожделения, как и вишня, гранаты - все библейские символы напоминающие о грехопадении(  в библии написано - "пэшен фрут",т.е. без уточнения на выбор - фрукт страсти), кусочек сыра настоящего, голландского с большими дырками,-мечта каждого, кусок вкуснейшего пирога,...красивая салфетка - всё готово к трапезе и подчеркнёт обеспеченность хозяев.
    Первые натюрморты  просты — хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Но все предметы в них символичны: рыба — символ Иисуса Христа, несколько орехов в скорлупе — душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении; вино или виноград — символ Крови. О бренности земного существования напоминают насекомые, человеческие черепа, разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен. Раковина — оболочка, оставленная  когда- то жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскрешение и символ бессмертия души. Да, роскошные угощения! Это же настоящий пир и ты уже его участник - тут тебе и лобстер, и краб, и креветки, угри, рыба разнообразная, и устрицы, мидии... А экзотические раковины "Наутилус" или "гребешки" в серебре или золоте, отливающие перламутром, сделанные очень изящно, на красивой ножке в виде вазы или бокала, украшали не одно застолье. А вот раковина пустая с открытым устьем направленным на вас говорит о том, что жизнь уходит, дом пустеет, и в нём поселяется одиночество, как это не печально. Как прекрасны раковина галиотиса- "морское ушко" с красивейшим перламутром. Его используют в ювелирном искусстве. Уже представляешь этот пир. Всё дышит теплом человека, его желанием жить и дарит радость бытия.
В других натюрмортах, менее аппетитных,но очень интересных различными диковинными предметами, рассыпанными по столу, мы встретим часы - они о многом расскажут: о времени,которое необратимо, и в котором жил их хозяин, о состоятельности хозяина,   напомнит о бренности мира, об уходящем времени, принято относиться с уважением ко времени, ценить его, иначе многое может поменяться не к добру. Компасы напоминали о пути и выборе человека- куда идти,в какое отправиться путешествие...Каждый выбирает дорогу сам в жизни, и компас открытый - это сомнение, пока путь не выбран. Брошенные ключи...возможно от забытых дверей, романтичных калиток в саду... куда, возможно, спешили тайно в ночи на свидание влюблённые. Ключи...- важный символ жизни.А может,это ключи от Рая? Главное ко всему в жизни подобрать подходящий ключ, и всё будет хорошо,если он подойдёт. Все они разные по размеру: одни, совсем малюсенькие от шкатулок, в которых собирают обычно самое дорогое - трепетные драгоценные любовные письма,которые обычно хранят до последней черты, символы самых главных человеческих отношений,а кто-то прячет деньки, другого не накопил за жизнь, и для него деньки эквивалент- всего самого-самого, о чём может мечтать человек.  Возможно там вы обнаружите самую дорогую сердцу вещицу от любимого человека,особенно кольца- символа бесконечности и обещания верной любви, серьги,-гарантия замужества и благосостояния, броши- ценный подарок от всего сердца, их с гордостью носят, как знак высшей благосклонности,все видят,что любовь пришпилена к сердцу,так как она расположена на левой стороне груди. Иногда эти вещицы прорываются на полотно, и мы вместе пытаемся разгадать их тайну, и храним её сообща. Или вот другие ключи, огромные - от амбаров, дверей мельниц, храмов, больших домов и складов. Они рассказывают о богатстве и состоятельности заказчика. Но, всё-таки главный,- это ключ от сердца любимого человека...- и это может быть открытка от любимого, памятная вещица, заколка или засушенный цветок, любая безделушка, хранящая тайну влюблённых. Компасы, глобусы и старинные карты напомнят нам о дальних странствиях или мечтах о них, и дадут подсказку, что в этом доме живут моряки и путешественники. Зеркала и зеркальные шары продемонстрируют тщеславие человека - это было дорогое состояние. Каких денег стоили венецианские зеркала! Это целое состояние.Такое мог позволить себе только очень богатый человек. Ещё, возможно, разговор пойдёт о кладах, которые зарыты где - то далеко, а возможно, это намёк - будь внимателен, он в душе близкого тебе человека, не будь слепым... Особенно, если рядом на полотне соседствуют раковины со всего света - трактуются в этой связи, как символы путешествий, как во внутренний мир человека, так и во внешний. Книги и перья - говорят об учёности заказчика, широте его взглядов и образованности, закрытая книга- значит человек уже многое познал в этой жизни, подошёл к истине, и обрёл просветление и мудрость, а раскрытая книга- значит, он ещё на пути к истине. Гвоздики напомнят о верном браке и материнстве. И, как всегда, мраморный конус притаился скромно в уголке полотна,как предостережение - "помни о смерти". Красивый рисунок раковины, это ещё не всё... Моллюск его смертельно опасен, он вестник несчастий и смерти, ведь его укол может быть последним в жизни прикосновением. Как видим, не такая уж "тихая жизнь" показана в натюрмортах голландцев, если прочитать их правильно, и совсем не "мёртвая натура",а ещё какая живая! Как же я люблю читать эти загадочные натюрморты-интервью! Ты видишь,чем жил человек и что оставил после себя...И ведь они, как зеркала, в них отражается жизнь людей. Это ещё предупреждение художника об опасности.Мир полон сюрпризов! Будьте внимательны всегда, умейте читать знаки, - Ангела вам в путь!
     2018.