Катафалк - 2

Владислав Мирзоян
из сборника «ЕСЕНИН. ГИБЕЛЬ» -
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=9#9
*
продолжение
начало -
http://www.proza.ru/2017/07/25/1187
*

Через два года после гибели Есенина,
тоже в декабре,
Союз поэтов хоронил поэта, писателя и драматурга Фёдора Сологуба -
Фёдора Кузьмича Тетерникова
как сейчас пишут - «одного из виднейших представителей символизма и охватившего всю Европу фан дё сьёкля».
*
Fin de siеcle - дословно - конец века -
это, как сообщает википедия:
«метания между ожиданием перемен,
эйфория в ожидании будущего,
страх перед этим будущим,
прозрение эфемерности бытия,
и чувство приближающегося конца света,
пресыщение жизнью,
очарование смертью,
беззаботность,
фривольность и декаданс».
*
Короче - полный фан дё сьёкль -
капец, пипец и свистец пред концом света.
Которого не избежали, как утверждает всё та же википедия,
ни Фридрих Ницше, ни врач и писатель Макс Нордау, ни философ Бенедетто Кроче,
ни историк Ханс Готлиб Леопольд Дельбрюк,
ни иные просвещённые умы Европы,
не говоря уже о наших.
*
Через фандесёклевый салон Сологуба и его жены переводчицы Анастасии Чеботаревской на Разъезжей, 31
прошёл весь дореволюционный театральный, художественный и литературный Петербург.
*
Февральскую революцию и свержение царизма Сологуб, конечно, принял,
а вот большевиков - ни в какую.
Писал о них злобные басни.
И хотел уехать.
Но большевики, зная про басни, всё тянули с разрешением.
Хоть Чеботаревская и была родственницей Луначарского.
Когда, наконец, виза была получена,
склонная к помешательству Чеботаревская бросилась с Тучкова моста в речку Ждановку.
И Фёдор Сологуб уезжать передумал.
*
У Фёдора Сологуба было много чего написано.
И романы -
«Мелкий бес»
про учителя-садиста Ардальона Борисыча Передонова,
«Слаще яда» -  драма о любви мещанской девушки Шани и юного дворянина Евгения.
«Заклинательница змей» - про феодальные отношения бар и рабочих,
которые теперь вряд ли кто-нибудь  будет читать,
кроме тех, кто хочет научиться писать романы.
Но это - скорее, достоинство.
Много всяческих эссе - например «Человек человеку - дьявол», «Демоны поэтов» и пр.
Ну и, конечно, стихи.
Много и разных…
*
… но есть и такой стишок…

          Когда я в бурном море плавал
          И мой корабль пошёл ко дну,
          Я так воззвал: «Отец мой, Дьявол,
          Спаси, помилуй, – я тону.
          Не дай погибнуть раньше срока
          Душе озлобленной моей, –
          Я власти тёмного порока
          Отдам остаток чёрных дней».
          И Дьявол взял меня и бросил
          В полуистлевшую ладью.
          И там нашёл я пару вёсел,
          И серый парус, и скамью.
          И вынес я опять на сушу,
          В больное, злое житие,
          Мою отверженную душу
          И тело грешное моё.
          И верен я, Отец мой Дьявол,
          Обету, данному в злой час,
          Когда я в бурном море плавал
          И ты меня из бездны спас.
          Тебя, Отец мой, я прославлю
          В укор неправедному дню,
          Хулу над миром я  восставлю
          И, соблазняя, соблазню.

*
… понятное дело –
этот сговор с дьяволом–отцом
(всё с большой буквы) –
не более, чем поэтическая поза
( или, как бы сейчас сказали – понты)
но большевикам понты эти очень понравились
и они решили, что детской секцией Союза поэтов
должен заведовать
непременно
такой человек –
ему
несомненно, есть чему научить детей…
*
… певец смерти,
как сам Сологуб писал, «смерти утешительной»
и всю жизнь писавший о ней стихи,
перед сам0й смертью он кричал:
-  Я не хочу умирать! Я жить хочу! Жить!
*
Но смерть не спросила.
Просто пришла.
В шестьдесят четыре года от роду.
И утащила с собой.
И судя по крикам, вряд ли была «утешительной».
*
«Наглая смерть» называет её покаянный канон -
«… да наглая смерть не похитит мя неготоваго…»
Наглая - значит внезапная.
*
Ещё год назад,
как потом напишет его поклонница - молодая художница и писатель Елена Данько -
а она сейчас здесь, на Фонтанке 50, в квартире № 26, на панихиде по Есенину -
Фёдор Кузьмич рвался к ней в комнату, когда она в костюме Евы легла на пол позагорать, да забыла закрыть дверь -
рвался как зверь, суя в щель двери свою старческую клюку.
А теперь вот «наглая» прибрала и его…
*
На фото - катафалк с похорон Фёдора Сологуба.
На нём его повезут хоронить рядом с Чеботаревской.
Нетрудно догадаться - Союз поэтов заказывает на похороны своих членов одну и ту же колесницу…
*
И скорее всего, вот на этой колымаге, что на фото и повезли Есенина на вокзал…
*
P.S.
Малюсенькая деталь к биографии Есенина.
Но хорошо бы нам
на такую колымагу
погрузить всю ложь,
что сто лет опутывала бедолагу Есенина
и отправить на…
На кладбище.
*

Серия книг «Есенин. Гибель» - скоро.
Книга первая «Ночь» - уже -
http://www.berkhouse.ru/blank-2/есенин