Досье 43 - Олег Длиннорукий

Василий Малык
1


- Товарищ Лейтенант, зайдите ко мне! – прозвучал строгий голос Капитана Венгерского на весь отдел, после чего громко захлопнулась дверь, и Владимир, глубоко вздохнув, последовал в его кабинет. – Вы, Владимир, умный человек, но как сыщик вы - болван! – Речь капитана была настолько громкой, что ее можно было отчетливо расслышать, находясь в другом конце здания. -  Целый год я жду от вас результатов, целый год жду, когда же вы, наконец, поймаете, этого разгуливающего на свободе особо опасного преступника, а вы? А что вы?
- Гм…
- Ну, вот скажите мне, что удалось вам сделать для поимки этого жулика за последний год? Что? Да ничего! Бегаете взад-вперед и все безрезультатно! Знаете, что я вынужден сделать? Да, я вынужден отправить вас заниматься другими делами, менее «опасными»! Вам ясно?
- Так точно, товарищ капитан…
- Есть люди порасторопнее вас! – сказал он и, встав из-за стола, рявкнул в приоткрытую дверь: - Лейтенант Боровский! Позовите ко мне Боровского!
- Разрешите, товарищ Капитан? – не прошло и минуты, как в кабинете появился я.
- Присаживайтесь, товарищ Боровский, - обратился он ко мне. - Ознакомьтесь вкратце с делом, получите досье и немедленно приступайте к работе. Информацию, нужную вам, сейчас расскажет товарищ Тупоухов, после заберете документы, - сказал он и, переведя взгляд на Владимира, добавил: - Рассказывайте, Лейтенант, рассказывайте.
- Как нам удалось выяснить, - начал покрасневший Тупоухов, - это хитрый и опасный преступник, мошенник, совершивший многочисленные аферы финансового характера. - Владимир достал из папки его фоторобот и передал мне. - Входит в доверие к жертве, помогает «удачно вложить» средства, и первое время возвращает хорошие проценты на радость ничего неподозревающего человека. Так продолжается несколько месяцев до тех пор, пока сумма вклада не достигнет около десяти тысяч долларов, после чего он исчезает с деньгами своего клиента и больше не появляется. Здесь двадцать человек, - сказал он, хлопнув рукой по папке, - жертвы нашего афериста. Показания, заявления, детали дела, фотографии пострадавших их истории. Все здесь и все в целом одинаково, не за что зацепится. - Он передал мне папку, и я открыл ее с интересом. - Всем представляется Олегом Длинноруким, то ли такая странная фамилия, то ли кличка, неизвестно! Пробивали по базам - ничего не нашли. Никаких особых примет нет. Вот, пожалуй, и все, - закончил Владимир и вопросительно посмотрел на Капитана.
- Вам все ясно, товарищи? – спросил он и перевел взгляд на меня. Я кивнул головой в ответ. - Тогда приступайте…
Мы вышли из кабинета Капитана, Владимир аккуратно закрыл за нами дверь, и мы прошли к моему столу. Я бросил на него полученную папку с документами, обошел кругом и, усевшись в свое старое скрипучее кресло, взял в руки стакан и глотнул остывший кофе.
- Кофе - дрянь, - сказал я, взглянув с сожалением в стакан, который был наполовину полон невкусным напитком, и посмотрел на Лейтенанта: - Ну, так что, Боб, неужели совершенно ничего не нарыли на этого Больнорукого? И почему шеф так завелся? Сколько подобных дел не раскрыто, и ничего, работаем дальше, ждем случая. Да и люди сами, как правило, по большей части виноваты, что такие мошенники процветают.
- Длиннорукий, - поправил он меня, - ты не поверишь, за целый год ни одной зацепки! Зато еще две жертвы написали заявления, а при опросе к моему ужасу высказали то, что нам уже было известно, и опять всплыл этот проклятый Олег! - от злости он ударил кулаком по моему столу. – Между жертвами никакой связи не обнаружено, общих знакомых нет, живут в разных местах. Показали им составленный фоторобот, они с улыбками на лицах кивают головой, мол, он самый, попался голубчик, а я им: «Не спешите радоваться, сами ищем, не можем найти».
- Расскажи, что вообще было сделано?
- Расклеили во всех магазинах его фоторобот, опросили всех жильцов в тех домах, где проживают пострадавшие, расспрашивали их самих, но как я уже сказал никакой связи между ними нет. Оставили всем контактные данные, чтобы в случае чего сразу же связались.
- И что кто-нибудь звонил?
- Никто, - вздохнул он.
- А шеф отчего такой злой?
Владимир обернулся на дверь Капитана и, убедившись, что она плотно закрыта, приблизился ко мне и шепотом сказал:
- Только я тебе ничего не говорил. - Он выразительно посмотрел мне в глаза, ожидая немого согласия с моей стороны не распространять услышанную информацию, после чего я утвердительно кивнул ему в ответ, и он продолжил: - Этот Олег умудрился кинуть двоюродного брата нашего шефа на тридцать тысяч долларов!
- Не может быть! - воскликнул я так громко, что некоторые коллеги прекратили тут же свою работу и обернулись с интересом в нашу сторону.
Владимир укоризненно посмотрел на меня и с недовольным выражением на лице ушел к своему месту, оставив меня в небольшом замешательстве.
- Вот так да! - многозначительно произнес я, разглядывая фоторобот Олега.
Это был непривлекательный молодой человек с курносым носом, маленьким лбом, большими хитрыми глазами и острым подбородком. «Внешность - не его конек», - подумал я, - «и как только он втирается в доверие к людям с такой мордой?». Я покрутил не самый лучший портрет Олега в своих руках и, положив его на стол, пририсовал ему на лбу кружок с крестом, словно взял его на прицел. Отодвинув фоторобот на край стола, я взглянул на толстую папку, и на рядом стоявшую кружку, и решил, прежде чем приступать к делу, налить себе свежего кофе. Благо в моем верхнем ящике стола находились не канцелярские предметы, а месячный запас банок кофе, сахара и пачек сигарет. Вылив холодную коричневую жидкость из стакана в горшок с цветком, который стоял на окне, я направился к небольшой тумбочке в углу комнаты. На ней стояла настольная электроплита и металлический чайник. Вскипятив воду, я вернулся к своему столу и насыпал в стакан две ложки быстрорастворимого кофе, ложку сахара и залил все кипятком. Удобно усевшись, я раскрыл папку и глубоко вздохнув, сделал глоток бодрящего кофе и приступил к чтению показаний.
Всю вторую половину дня я потратил на изучение дела и, к своему глубокому сожалению, ничего нового не нашел, ничего за что бы мог зацепиться. Я чувствовал разочарование, потому как был уверен, что Владимир и его коллеги по отделу обязательно что-то упустили из виду, какую-нибудь очень маленькую, но чертовски важную деталь. Я думал, что в деле обязательно должно было быть что-то, что меня направило бы на верный след, но - увы. Абсолютно ничего, за исключением лишь того, что одна из пострадавших долго и нудно перечисляла все его достоинства, хорошие манеры, умение говорить, безупречный внешний вид и ухоженные руки. Как он захватывающе рассказывал истории на разные темы, будь то финансы, экономика или политика и во всем хорошо разбирался. Кроме этого, увлеченно говорил о спорте, что добился хороших результатов одновременно в карате, айкидо, боксе, самбо, рукопашном бою и бильярде. Она писала так, словно была рада тому, что он появился в ее жизни. Мне это абсолютно ничего не дало, так как я сам ловил и лично знал многих мошенников, которые, как правило, рассказывали своим жертвам необыкновенные истории, чтобы войти в доверие. Из ста процентов их рассказов, лишь десять соответствовало истине, остальное же было чистой воды выдумкой.
Допив, наверное, десятый за день стакан кофе, я сложил документы обратно в папку и беспомощно положил на нее руки. Оглянувшись на коллег, я увидел, что они не были такими же озадаченными и напряженными. Я посмотрел на часы, которые недавно отбили восемь часов вечера, и, достав пачку сигарет из стола, решил прогуляться и еще раз все обдумать.
«Итак, что у нас есть? Да практически ничего, - размышлял я, прогуливаясь по вечернему парку. - Олег Длиннорукий без особых примет, с отталкивающей внешностью, поразительно легко входящий в доверие к людям… - мысли беспорядочно блуждали в моей голове, наводя на невольные вопросы: - Кто он такой? Что он рассказывает такое, что люди начинают ему верить и отдавать свои кровно заработанные деньги? Может быть, он отличный собеседник? Или он тонкий психолог? Двадцать человек за полтора года, это же примерно двести тысяч долларов, - случайно посчитав его годичный заработок, меня чуть не хватил удар».
Я остановился у ближайшей свободной скамейки и, присев, судорожно закурил. «Это же, сколько он денег зарабатывает? – продолжил я мысленный диалог с самим собой. – Он же подпольный миллионер! Так легко и просто наживает состояние на обычных доверчивых людях. Невероятно! – я пришел в уныние от осознания того, что такой отвратительный человек, как Олег, без особого труда зарабатывал такие огромные деньги, дурачил людей и разгуливал на свободе». От чувства собственного бессилия я достал еще одну сигарету и, закурив, осмотрелся по сторонам. Стояла теплая весенняя погода, люди с улыбками на лицах гуляли среди зеленых деревьев цветущего парка и ни о чем не беспокоились. Я тяжело вздохнул и, отведя взгляд от счастливых прохожих, вдруг случайно наткнулся на вывеску «Бильярд» на обветренном здании в конце парка и почувствовал, как внутри что-то щелкнуло. «Карате, айкидо, бокс, самбо, рукопашный бой и бильярд! – мгновенно пронеслись в голове показания потерпевшей, и я спросил у себя: «Что лишнее в этом внушительном и неправдоподобном списке? В чем он на самом деле достиг результатов, в боевых единоборствах, в бильярде или только лишь в мошенничестве? Во всем сразу преуспеть невозможно - заключил я и решил, что возможно у меня появилась небольшая зацепка». 
Тут же затушив сигарету об мусорное ведро, я быстрым шагом направился в бильярдную. Я чувствовал, как вместо апатии внутри появлялось азартное ощущение начавшейся охоты.
Открыв двери, я вошел в небольшой зал, по углам которого стояло четыре бильярдных стола, а у противоположенной от входа стены, находилась барная стойка с горячительными напитками на витрине. Было людно, шумно и в воздухе стоял густой сигаретный дым. Я немного огляделся, заметил на стенах картины, изображавших, видимо, бильярдных звезд и обратил внимание, что большинство присутствующих стояли у самого дальнего стола. Кто за ним играл, я не мог разглядеть, так как его окружала стена из людей, но мое любопытство взяло вверх, и я решил подойти поближе и посмотреть, что же там происходит.
За столом играли двое. Первый: солидно одетый мужчина среднего роста со светлыми волосами, зализанными назад. На нем блестела черная жилетка, из-под которой выглядывала шелковая серая рубашка. Он покуривал и наблюдал своими маленькими голубыми глазами за вторым, который в свою очередь вызывал изумление и восхищение одновременно. Он был невысокого роста, с недельной щетиной на лице и сединой в редких волосах на голове. Одет не броско: в потрепанную серую рубашку и в старые спортивные штаны. Ковыляя вокруг стола, он был похож скорей на гнома, чем на игрока. Но больше всего меня поразило то, что у него не было левой руки! И, тем не менее, согнувшись почти пополам, взяв крепко кий в единственную руку и положив его на борт, он плавно покачивал его и наносил такие четкие удары, что шары катились строго по задуманной траектории прямо в лузы, вызывая громкие аплодисменты неравнодушных зрителей. Наблюдая за игрой старика, я, к своему удивлению, пришел в неописуемый восторг! Никогда бы не подумал, что можно было получить такое удовольствие от просмотра бильярдной игры. Конечно, нужно было отдать должное однорукому мастеру - он был бесподобен. Тогда как его противник за сыгранные шесть или семь партий подошел к столу всего лишь несколько раз и больше походил на зрителя, разве что с кием в руке.
Я, как и остальные смотрел на него с восхищением несколько часов подряд, пока он разбирался со своим соперником, а в конце он гордо отвесил всем поклон и неожиданно выставил нас за дверь. Только тогда я посмотрел на часы и, увидев, что уже было два часа ночи, вспомнил для чего я вообще туда зашел. Со мной впервые такое произошло, чтобы я забыл о работе и любовался, чем бы то ни было, весь вечер напролет. Осознав себя на улице, перед закрытой бильярдной, я тряхнул головой и пошел домой. 
В ту ночь я долго не мог уснуть. Закрывая глаза, я видел старика, его движения, хлесткие удары, видел восторженных зрителей, видел, как побеждённый шел с унылым видом домой, и приходил в еще больший восторг. «Вот это игра! - думал я, лежа на спине и глядя в потолок. – Надо попробовать научиться играть в бильярд».
На следующий день рано утром перед работой я первым делом отправился в парк, в надежде застать старика в бильярдной. Добравшись до парка пешком, я сразу же направился к зданию, в котором находилась бильярдная, и подошел к двери. К моей большой радости она была открыта, и я быстро вошел внутрь и увидел старика, который в окружении сигаретного дыма, наносил удары слегка кривым кием по шарам.
- Доброе утро! – поздоровался я.
- Доброе, – распрямившись и посмотрев в мою сторону, сухо пробормотал он.
- Вы не возражаете, если я понаблюдаю за вами?
- Нет, – ответил старик и продолжил свою тренировку
По столу катался лишь один шар. После каждого нанесенного удара, он, проделывая определенный путь, останавливался в одном том же месте. Старик был предельно сконцентрирован, находясь в одном положении и лишь, когда шар останавливался возле его кия, его правая рука приходила в движение и снова отправляла биток в «путешествие». Так продолжалось около двух часов, после чего старик попросил его разогнуть:
- Никто так долго не наблюдал за моей тренировкой. Обычно через двадцать-тридцать минут уходили даже самые настойчивые. Но ты, черт тебя побери, два часа стоишь тут! Что тебе вообще нужно? Из-за тебя спина затекла, эх, - он попытался разогнуться, но у него ничего не получилось. – Ну, что смотришь, помоги!
- Я хочу научиться играть в бильярд! – восторженно и слегка наивно сказал я, помогая старику выпрямиться. - И лучше учителя, чем вы, мне не найти!
- Я не даю уроки.
- Дайте знания.
- Иди своей дорогой, парень! – сказал вспыльчиво старик.
- Дорога привела меня сюда, - настаивал я.
Но дед не собирался больше спорить и с размаху засадил мне своим кривым кием по лицу:
- Убирайся! – отрезал он.
Не боль заставила меня попятиться назад, а инстинкт самосохранения и желание научиться играть. Выяснение отношений с пожилым инвалидом не входило в мои планы.
- Я еще сюда вернусь! – прохрипел я, вытирая кровь с лица. - Еще вернусь!
Старик ничего на это не ответил и, подождав, пока я не вышел из бильярдной, закрыл ее изнутри на ключ. Оказавшись на улице, я быстро сообразил, что к чему и направился в участок, который находился в трех шагах от парка. Я решил заскочить на работу и заодно пройти в травмпункт за первой медицинской помощью. Но, не успев войти в здание, я столкнулся лицом к лицу с Капитаном. Увидев кровь и опухший правый глаз, он сразу же переменился в настроении и не стал скрывать своей неожиданной радости:
- О! Товарищ Боровский! Вы, я вижу, головой работаете? Молодца! Два дня и уже кровь! Выкладывайте, что у вас!
- У меня вчера появилась новая догадка по делу Больнорукого, а сегодня в ходе отработки была получена небольшая травма, - я дотронулся рукой до ноющего глаза. - Но ситуация полностью под моим контролем. Разрешите продолжать?
- Действуйте, товарищ старший лейтенант!


2


Прошел еще один долгий день, прежде чем я, все тщательно обдумав, вернулся в бильярдную. Я не мог просто так все бросить и посвятить себя тренировкам с одной лишь целью - научиться играть. В первую очередь было дело, и я хотел поскорее поймать Олега, чтобы он больше не дурачил людей и не крал у них деньги. С другой стороны для того, чтобы отработать свою единственную зацепку, я думал, что было бы полезным для этого научиться играть в бильярд. Хотя признаться, это все-таки не было производственной необходимостью, а скорее моим желанием, которое совпало с рабочей целью. В общем, взвесив все плюсы и минусы, я пришел в бильярдную ровно через сутки после инцидента. Старик был на месте и отрабатывал свои странные удары. Я бесшумно подкрался и встал у него за спиной, чтобы старик меня не узнал. Подкурив сигарету, я специально кашлянул, чтобы он понял, что он здесь не один. Дед искоса взглянул на меня, нервно поморщился и продолжил тренировку. Через два часа он пробормотал:
- Развилось же любопытных! – и чуть позже добавил: - Молодой человек, помогите мне.
- Только при одном условии, – сказал я и, посмотрев на входную дверь, подумал: «Лишь бы никто не вошел».
- Что?
- Вы поможете мне, а я помогу вам.
- Чем же может вам помочь однорукий, больной и сгорбившийся старик?
Я подошел поближе и, нагнувшись, взглянул прямо ему в глаза, которые еще секунду выглядели жалостливыми, но наткнувшись на меня, запылали беспомощной яростью:
- А, черт! Опять ты! Вот уж назойливая муха! – прорычал он, конвульсивно пытаясь выпрямиться.
Прошло несколько минут, и старик сдался:
- Ну, ладно, уговорил, черт тебя побери, только помоги мне.
Я затушил сигарету и подошел к старику. Схватив его одной рукой за шею, второй я надавил в область поясницы, что-то скрипнуло в его позвонках, однорукий мастер тут же выпрямился и с ненавистью посмотрел мне в глаза. Я подумал, что он снова ударит меня своей палкой и отскочил на несколько шагов назад. Но старик оказался честным малым. Испепелив меня своим взглядом, он тяжело вздохнул и пошел за барную стойку.
- Чай, кофе? – спросил он, смягчившись в лице.
- Кофе, - ответил я и, достав еще одну сигарету, закурил.
Старик сделал две чашки крепкого кофе и передал мне стакан. Он посмотрел мне в глаза и, протянув руку, представился:
- Дядя Миша.
- Виталий, - ответил я и пожал его крепкую сухую руку.
- Ну что, Виталий, что ты знаешь о бильярде? Хоть кий в руках держал?
Так как мои знания о бильярде были зачаточными, я лишь процитировал великого поэта:
«Один, в расчеты погруженный,
Тупым кием вооруженный,
Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра…»
- Да уж, – многозначительно ответил старик и, почесав свою острую щетину, отпил кофе и задумался.
Несколько минут мы сидели молча, пили кофе и курили мои сигареты. После он показал мне рукой, чтобы я прошёл к столу, а сам сходил и выбрал мне кий, что висел на стене. Передав его мне, он попросил меня, чтобы я встал в стойку и нанес гипотетический удар.
- Да уж, - повторил он, отрицательно покачав головой, после того, как я попытался выполнить удар на пустом столе. – Свалился же ты на мою голову…
С того самого дня началась моя вторая жизнь.
Я был искренне рад между делом овладеть навыками бильярдной игры, учитывая, что из-за работы ни на что не оставалось времени. К тому же, увлечения мои распространялись кроме работы лишь на кофе и на сигареты. Жил я один, родители были в другом городе, поэтому некому было положительно повлиять на меня. Я допоздна засиживался на работе, после приходил домой, включал телевизор и засыпал прямо перед ним. Спорт сам по себе был далек от моей жизни. После выпуска из академии, я так и не смог найти в себе желание постоянно чем-то заниматься, ходил понемногу то на бокс, то в тренажерный зал, но быстро терял к этому интерес и снова погрязал в рабочих делах. Я часто слышал от своих коллег, что можно делать комплекс спортивных упражнений дома и держать себя в хорошей физической форме, но попробовав однажды отжаться на полу в зале после тяжелого дня, я там и уснул, и поставил в этом вопросе жирную точку. Несколько лет я ничем не занимался, но где-то в глубине души я всегда хотел что-то начать, в чем-то попробовать себя и поэтому, когда мне подвернулась возможность заняться бильярдом, я нырнул в этот спорт с головой. Впервые в жизни я почувствовал сильное желание овладеть навыками игры в бильярд, к тому же чутье опытного сыщика подсказывало мне, что я ухватился за правильную зацепку.
Таким образом, помимо разработки своей гипотезы, я приступил к долгожданным тренировкам. На внеочередном собрании, я доложил Капитану, что я решил освоить навык игры в бильярд. На его хмурое: «Для чего вам это?», я ответил: «Чтобы поймать преступника, нужно думать, как преступник». Немного подумав Капитал, дал мне устное разрешение без особого энтузиазма: «Я даю вам еще полгода, делайте, что хотите, занимайтесь чем угодно, хоть в футбол научитесь играть, мне все равно, но, чтобы Длиннорукий сидел в тюрьме, не позже положенного срока».
Получив одобрение Капитана, я сразу же погрузился в мир бильярда. Честно говоря, я не знал, к чему именно это меня приведёт, к поиску новой работы или к успешному завершению дела, но других зацепок у меня не было и приходилось действовать по ситуации.
С утра я наблюдал за стариком, после брал кий или вернее мощную, кривую палку, выструганную, наверное, из саксаула с железным набалдашником, и производил воображаемые удары на пустом бильярдном столе. После длительных теоретических занятий старик как-то произнес:
- Знаешь, Виталий, в бильярде, да, как и во всем остальном, главное - практика! Запомни, если ты хочешь чего-то достичь на бильярдном столе, ты обязан производить не менее одной тысячи ударов в день.
- Задача, как у стрелков, - пошутил я.
- Все верно. Только так можно овладеть полезным навыком – многократным повторением. Но ты же образованный человек, поэтому в теории ты должен разбираться не хуже. Вечером схожу к одному товарищу и заберу у него книгу. Будет у тебя домашнее задание прочитать ее за неделю. - Я поморщился при слове «домашнее задание», и сразу же вспомнил свои унизительные школьные годы. – А как ты хотел? – спросил он меня, увидев на моем лице разочарование.
- Думал, обойдемся без заданий на дом
- Ну, так не получится, – улыбнулся он оттого, что смог задеть меня за живое. – Прочитаешь, потом перескажешь и дальше. Иначе все это затянется на несколько лет, - он поморщился от такой перспективы и, схватив мою пачку, достал сигарету и закурил. - А ты думаешь мне делать больше нечего, как только торчать здесь днями напролёт и учить всяких баламутов, вроде тебя?
- У нас договор, - невозмутимо ответил я.
- Договор, - пробурчал недовольно он.
- А что вы вообще кроме этого делаете? Чем занимаетесь в свободное время? – спросил я, попытавшись увести тему в более мирное русло.
- Свободное время, - горько усмехнулся он. - Видишь? – спросил он и повернулся ко мне своей левой стороной, где висел пустой рукав. – Я несколько лет пытался устроиться куда-нибудь на работу, а после того, как меня взяли сюда уборщиком, несмотря на то, что у меня есть высшее образование, я тут два года и отработал. Ухватился за эту возможность, как за последний шанс, ну и подумал, дурак, что жизнь наладится потихоньку. Подумывал, что в свободное время, как ты говоришь, займусь чем-нибудь, машину там старую возьму, переберу или еще что. Вот только в тот самый момент, жена моя дорогая с детьми, отправили меня на ежегодное лечение на десять дней, а по приезду из санатория я их здесь не обнаружил. С того самого дня это и есть все мои увлечения, - он показал рукой на столы, да на выпивку.
- Сожалею, - сказал я ему.
- Не стоит, - он махнул рукой. – В принципе, жаловаться не на что. Утром полы мою, днем закупаю товары, ночью играю.
- Так вы уборщик или все же администратор? – спросил я с подозрением.
- Год назад шеф зашёл с друзьями сюда, смотрит - я шары гоняю, ну и сыграл со мной партию. Я его восемь ноль за десять минут разобрал и он, вместо того, чтобы вытолкать в шею однорукого бродягу, повысил меня в ту же ночь до администратора. С тех пор, я здесь делаю все. Обрёл свой дом, - улыбнулся он и со злобой в голосе добавил: - После того, как квартиру семья родная продала и умчалась от меня в другой город…
Я почувствовал себя неловко, но, к счастью, он не стал продолжать больную тему, а вместо этого просто взял мою пачку сигарет, подмигнул мне и ушёл к себе в небольшую каморку, что находилась за баром. После этого разговора по душам, мы стали реже поднимать больные темы, обмениваясь только короткими словами по делу.
С утра я приходил, брал молча и кий и до вечера гонял шары под неодобрительные выкрики старика. Это были простые упражнения: Дядя Миша расставлял битки напротив каждой лузы на расстоянии пятнадцать-двадцать сантиметров, и я должен был загонять в них шары. Это оказалось не так просто, как думал я. Прошло около недели, прежде чем у меня стало немного получаться попадать в лузы. Через две недели я уже забивал все шары, заботливо расставленные на четырёх столах по несколько раз подряд. После этого старик усложнил задачу и начал ставить по два шара напротив лузы, чтобы я научился бить прямые. На освоение прямых ударов у меня ушло три месяца ежедневных тренировок, включая субботу и воскресенье, но это того стоило. Видя, как шар залетает в лузу со смачным звуком, после хлесткого удара, я чувствовал непередаваемое удовольствие. Я мог заниматься этим часами напролет и с наслаждением наблюдать за тем, как шары падали в лузу, но дядя Миша, заметив, что прямые стали получаться, показал мне ещё одну группу ударов под названием «свояки». Их можно было забивать под любыми углами, из любых ситуаций, что в разы увеличивало вариативность игры. Показав мне всевозможные случаи, когда можно было бить свояков, старик так сильно поразил меня, как если бы на моих глазах он отрастил себе недостающую левую руку.
Освоив весь арсенал ударов где-то за четыре месяца, я решил зайти в одну из бильярдных и проверить полученные навыки. Первые несколько партий я сильно нервничал, но выпив кружку пива, я расслабился и заиграл в полную силу. Я был на высоте! Предлагая сыграть в «американку», я не оставлял ни единого шанса соперникам. А звуки, доносившиеся со стола, за которым играл я, привлекали всеобщее внимание. Я чувствовал себя королем, ловил восхищенные взгляды зрителей и испуганные потенциальных соперников. Собравшаяся толпа, с уважением и трепетом смотрела в мою сторону. В тот вечер я получил столько положительных эмоций, что по возвращению домой, долго не мог уснуть. Я закрывал глаза и видел, как шары, после моих ударов ложились прямиком в лузы.


3


На следующий же день я поведал об этом своему старику и сердечно его поблагодарил.
- Да, ты оказался на удивление способным игроком. Пойдем, кое-что тебе покажу, я думаю, что ты уже готов.
Он взял с полки два шара и подошел к столу. Один поставил вплотную к короткому борту в десяти-пятнадцати сантиметрах от лузы, второй (биток) ближе к длинному и встал в стойку, покачивая кием. Раздался четкий, хлесткий звук и биток ударившись в первый шар, к моему удивлению, продолжил вращательные движения по направлению к лузе. Еще секунда - и он в нее упал.
- Ого! – сказал я в изумлении.
- Этот удар называется «круазе в угол» или «француз». Немногие в нашем городе умеют его бить, всего несколько человек. Думаю, что ты сможешь его освоить.
- Всего несколько человек? И вы думаете, что я смогу стать одним из них? – удивился я.
- Ну, этих-то самозванцев удалось научить.
- Так все-таки я не первый, кого вы научили играть? - спросил я с улыбкой. - И сколько нас таких было?
- Ты такой один, уникальный, - усмехнулся он. – Этих ребят учить с нуля не пришлось, слава богу!
- И давно это было?
- Последний паренек приходил ко мне полгода назад где-то. Услышал от кого-то, что я придумал этот удар, пусть так и думает дальше, и предложил мне условия: играем в «американку» одну партию, если выигрываю я, то забираю его деньги, если он - я учу его бить «француза». Надо сказать, большую сумму предложил, не то, что некоторые, - язвительно добавил он.
- Сколько? – спросил я, подумав подкинуть однажды что-нибудь старику.
- Штуку баксов!
- Ого! С моей зарплатой мне два месяца придется не кушать, чтобы собрать столько.
- А он предложил, сказал за такой удар не жалко.
- И что, он реально готов был заплатить столько денег за один удар? - спросил я, подозрительно прищурившись.
- Да, реально. После игры отдал деньги, как и полагается.
- Серьезно? Тысячу долларов?
- Ну, да.
- И вам это не показалось странным?
- Ты удар видел? Ты попробуй сам сначала, а потом уже удивляйся, - немного с обидой проговорил он.
- Удар, без спору, великолепный. Просто, кто в своем уме предложит такие деньги за простой удар?
- Да я почем знаю? Пришел, поставил деньги, я, знаешь ли, нуждающийся больной человек. Я каждой копейке рад, а тут валюта!
- Ну и что дальше? Он проиграл, отдал деньги, ушел ни с чем и больше не появлялся?
- Нет. Я выиграл с перевесом в один шар. Понимаешь, так получилось, что именно победный шар я забил этим приемом. Стало как-то неудобно, парень ведь деньги проиграл и остался без ничего. А тут я еще возьми и забей «француза» последним шаром. Да толпа в тот момент так взревела, что у бедняги аж слезы выступили на глазах. Я сжалился и решил его научить.
- А, все-таки вы его научили, - задумчиво проговорил я. - А как звали паренька, помните?
- Олег вроде. И нужно отдать ему должное, таких игроков как он, я еще не встречал. Мастер! Сейчас встреться я с ним за бильярдным столом, наверное, проиграл бы, хотя вряд ли, - добавил он и самодовольно улыбнулся.
 «Не может быть! – занервничал я. - Неужели это и есть этот негодяй? – спросил я сам себя, закипая и чувствуя, как сердце начало колотиться в груди как бешеное». Я с горящим азартом посмотрел на довольного старика и усилием воли постарался успокоить себя, чтобы не выбивать из однорукого мастера показания на Олега. Все в одночасье всплыло перед моими глазами, все двадцать жертв, и натура сыщика в мгновение ока проснулась в моем сознании с такой силой, что мне стало немного стыдно за то, что я столько месяцев ничего не предпринимал. Я несколько раз вздохнул полной грудью, выровнял свое дыхание и, закурив сигарету, как ни в чем не бывало, сказал:
- А я бы не прочь с ним сыграть, проверил бы свои силы.
- Да это несложно устроить. Бильярдных у нас не так много, а таких игроков тем более.
- Это, конечно, хорошо, а как же я его найду? Олег - у нас не самое редкое имя. Как он выглядит?
- Да черт его знает! Я не помню, что на прошлой неделе было, не то, что полгода назад.
- Ну, хоть что-нибудь запомнили? Может какую-нибудь интересную деталь?
- Да, была одна деталь, - немного подумав, вспомнил он. – Пока он ходил ко мне сюда, чтобы научится бить француза, я обратил внимание, что за это время у него на указательном пальце левой руки появилась татуировка в виде кия. Мне она тогда еще понравилась.
- А вот это уже интересно.
- К тому же, если так сильно хочешь с ним сыграть, походи по бильярдным в этом районе, поспрашивай у маркеров, приходят ли к ним настоящие игроки, которые играют на большие деньги, если скажут да, то смело можно сказать, что там будет Олег.
- Понял.
Следующие несколько недель, вместо того, чтобы учится бить француза, как хотел старик, я ходил каждый вечер по бильярдным и интересовался у администраторов и маркеров, где играют на деньги. Я обошел много разных бильярдных и маленьких, и больших, прежде чем удача улыбнулась мне. В самом центре города нашлась одна такая бильярдная, где играли на деньги, но для того, чтобы со мной начали играть, необходимо было познакомиться с администратором и походить туда несколько вечеров подряд. Так я и сделал. Каждый день я приходил туда в восемь часов вечера и первые два дня брал стол на три часа и играл один. Только на третий день ко мне стали подходить ребята и предлагать сыграть. Я соглашался, и всю неделю подряд, каждый вечер играл с разными людьми на деньги. Я начал зарабатывать неплохие деньги и при этом совершенно не чувствовал угрызения совести, словно всю жизнь этим занимался. Во второй раз за свою карьеру я забыл о деле, и, просыпаясь рано утром, думал не о том, как поймать преступника, а о том, сколько вечером смогу обыграть людей и заработать денег. Так продолжалось до воскресного вечера, пока я не увидел игрока, чье некрасивое лицо показалось мне знакомым. Заметив татуировку на его указательном пальце, я почувствовал, как кровь ударила мне в голову, и сердце застучало сильнее. На всякий случай я проверил свой маленький пистолет, пристегнутый к голени, и чтобы успокоиться заказал себе кружку пива. Собравшись с мыслями и оценив ситуацию, я дождался, пока он закончил очередную партию и освободился. Я подошел к нему и ровным голосом спросил:
- Сыграем?
Он не сразу ответил, внимательно изучив меня взглядом. 
- Десять тысяч за партию, – сказал он, не торопливо доставая шары из луз.
- Играем, - я достал из кармана брюк деньги и положил их на столик.
Он последовал моему примеру, и пока отсчитывал деньги, я взял в руки треугольник и выстроил пирамиду.
- Разбивай, – сказал я ему и отошел от стола.
Он не спеша смазал кий мелком, подошел к столу и встал в стойку. Он прицелился и последовал удар. Биток, ударившись в край пирамиды, немного разбил ее и упал точно в лузу.
- С почином! - вымолвил я, чувствуя легкое волнение.
- Благодарю.
- Кстати, меня зовут Виталий, - сказал я и протянул руку.
- Олег, – поздоровался он со мной и окончательно развеял мои последние сомнения.
Ему удалось забить еще два шара и довести счет до трех - ноль в свою пользу, прежде чем пришла моя очередь. Картина на столе не предвещала мне ничего хорошего. Почти ровная пирамида, один шар у левого длинного борта, один за пирамидой и один у дальнего от меня короткого борта. Его я и стал играть. Дав левого верхнего винта битку, с небольшой силой, я отправил его в самый край шара возле короткого борта. Биток, как бы скользнув по шару, «отсвоячился» в лузу. «Ну что ж неплохо, - подумал я, переведя дыхание, - начнем».
Игра проходила в полной тишине. После первых десяти минут она приняла нешуточный оборот. Теперь, прежде чем нанести очередной удар, я, как, впрочем, и он, долго высматривал ситуацию на столе, выбирая наиболее лучший вариант. Кажется, мы оба поняли всю серьезность этой партии.
При счете семь – шесть, катастрофическом для меня, я задумал забить сразу два шара, дав так называемый прокат поверх битка, тем самым красиво закончив эту партию. Но первый шар, попав немного правее лузы, выскочил из нее, а биток с приданым вращением продолжал катиться к лузе! Какое же меня постигло разочарование, когда шар, подкатившись вплотную к ней, остановился. «Ну, вот и все! - подумал я обреченно. – Проиграл». Неожиданно Олег взял этот шар в руку и положил его к противоположенному короткому борту.
- Олег, а вы джентльмен! – сказал я с нескрываемой радостью и огромным облегчением.
На это он ничего не ответил и продолжил игру. После этого случая удача совсем отвернулась от Олега. Шары, когда уже казалось, что им некуда деваться, как только в лузы, выскакивали из них, что придавало мне еще больше уверенности. Наконец придя в себя, я забил свой седьмой шар, а два других оставшихся на столе, встали левее от центра стола почти на одной линии. В голове тут же промелькнул бильярдный афоризм: «Хочешь проиграть зимой и летом? Бей дуплетом!». Но в этот момент меня уже было не остановить. Я встал в стойку, выбрал приблизительно правильную траекторию и стал прицеливаться. Поймав момент между ударами сердца, я нанес удар. Биток врезался в шар и отскочил в сторону короткого борта, а шар, ударившись в длинный борт и отскочив к противоположенному, последовал точно в лузу!
- Есть! – крикнул я, забив победный восьмой шар.
В этот момент я услышал шум аплодисментов. Оказывается, вокруг нас столпились люди и даже делали ставки! Во время игры я этого ничего не заметил и только полностью расслабившись, обнаружил радостных зрителей вокруг стола. Олег подошел ко мне и крепко пожал мою руку:
- Может, еще партийку?
- Да, конечно! - ответил я, и, достав наручники из внутреннего кармана пиджака, попробовал его арестовать прямо у всех на глазах. Я был воодушевлен своей победой и совершенно не предвидел, что Олег может попытаться сбежать, сообразив, что я из милиции. Что и произошло. Увидев наручники и ехидную улыбку на моем лице, он мгновенно все понял, и хорошо приложившись кулаком по моей челюсти, побежал к выходу. Я не ожидал такого поворота событий и свалился как подкошенный на пол.
- Держи негодяя! - беспомощно заорал я, пытаясь подняться. - Проиграл и не хочет платить!
Не знаю, на что именно я рассчитывал в тот момент, но к счастью, вокруг нас находились игроки, некоторые из которых зарабатывали себе на жизнь игрой в бильярд. Скорее всего, поэтому они быстро оценили ситуацию и кинулись за ним вдогонку. Мне повезло, что их было много, а он один, и что я не стал кричать о преступнике, который скрылся от милиции.
Лишь после того, как Олега с разукрашенным лицом привели обратно к столу, я защелкнул на нем наручники, предъявил ему обвинение, его права и показал всем удивленным игрокам свое служебное удостоверение, сообщив, что это была операция под прикрытием по поимке известного мошенника. После этого я обыскал Олега, и, найдя при нем водительского удостоверение на имя Шарикова Олега Николаевича, шутливо подумал, что из-за такой фамилии я бы сам придумал себе прозвище. После проверки его карманов, я продолжил обыск и обнаружил на одной ноге пистолет, а на второй короткий нож. Олег ходил играть в бильярд в полной боевой готовности. Выложив вещи на бильярдный стол, я поддался чувству и вернул Олегу долг, засадив ему по уродливой физиономии. Он охнул и от неожиданности упал на пол. Я поднял его на ноги и осмотревшись кругом, наткнулся на вопросительные и боязливые взгляды игроков, которые не знали, как реагировать и что делать дальше.
- Всем пива за мой счет! – добавил я, чтобы хоть как-то сгладить напряженное молчание и попросил администратора вызвать подкрепление, дав ему номер телефона диспетчера своего участка.

Продолжение следует...

18.07.2017