Рембрандт. Блудный сын...

Ольга Сергеева -Саркисова
 Рембрандт был очень плодовитым художником. Он создал огромное количество работ-350 картин, 300 офортов,2000 рисунков. Раньше их насчитывалось намного больше: только картин -850! Он был так популярен, что к нему шли в ученики очень многие дети, взрослые и художники, которые копировали своего учителя. И не только ученики, а другие художники копировали его работы на котором ставили клеймо мастерской Рембрандта и продавали их. Уровень работ был разный,не всегда самый высокий, но было столько желающих получить работу мастера, что обращали внимание только на подпись.Как же нас легко обмануть! А всё тщеславие... Рынок картин наводнился подделками. В последнее время эксперты, изучая руку мастера, принялись за проверку шедевров разных коллекций в разных музеях мира, галереях, частных коллекциях, и пришли к выводу, что во многих коллекциях имеются подделки. Подлинников намного меньше,чем об этом писали раньше. Энергетика его картин, игра света и тени, духовная и эмоциональная насыщенность образов до сих пор привлекает внимание и интерес к его шедеврам.Очень большое место в творчестве художника занимает портрет. Рембрандт раскрывает духовную жизнь модели, словно длящуюся во времени. Как красноречивы лица, глаза, руки изображаемых людей! Это своего рода портреты-биографии...Хочется в них заглянуть, узнать что-то неповторимое в каждом, насладиться необыкновенным реализмом его портретов.
   Нельзя не коснуться последней работы мастера, вернее двух- своеобразный диптих :1."Блудный сын в таверне" 2."Возвращение блудного сына".
В этих работах он интерпретирует библейскую притчу из евангелия от Луки о нерадивом младшем сыне, который легкомысленно проматывает состояние отца, уходит из дома в поисках лёгкой, беззаботной жизни, кутит в тавернах с красавицами, погрязая в безделии и пороке. В этой работе он изобразил себя с бокалом вина, а на коленях у него Саския...(«Автопортрет с Саскией на коленях»)
Это был самый счастливый период их жизни 1635г.Почему бы не пошутить? Пусть все завидуют его богатству и любви. Кто в такие минуты думает о плохом? -Никто!Вот и он не думал,что жизнь пойдёт по другому сценарию.Это единственный семейный портрет, где они изображены вдвоём. Себя изобразил беспечным,радостным в роли блудного сына в богатом одеянии, со шпагой, в шляпе с пером, с бокалом сладкого вина, обнимающего за талию красавицу, и расточающего «имение своё с блудницами",  Кажется,что так будет вечно, но жизнь полна неожиданностей.Саския тоже в богатой одежде изображает блудницу. Он счастлив бесконечно, и пока не знает,как судьба распорядится его жизнью. Эта дама всегда припасает неожиданные сюрпризы.Молодость беспечна и легкомысленна.
На столе на блюде из серебра-фазан, символ тщеславия. И только одна деталь напоминает, что пир закончится когда-нибудь, и по счетам придётся платить-это незаметная грифельная доска на стене комнаты. В этих работах он плачет и смеётся над собой.Он вернётся к теме блудного сына через 31 год, когда потеряет всё самое дорогое- любимую жену и сына Титуса...Уже подступают старость и болезни.Это будет уже другой Рембрандт. Он всё чувствует и пропускает через себя, всю боль мира, приближаясь к финалу...Всё больше пишет портреты стариков, пожилых людей- они ему очень понятны,близки.   
В конце творческого пути Рембрандт пишет большое полотно «Возвращение блудного сына». Это последняя работа мастера и своеобразный итог прожитой жизни. Мы уже видим другую сцену на этой картине, описанную в евангелие. Это уже не тот радостный, беспечный юноша-гуляка, ушедший из родного дома отца и свободно тративший всё им нажитое. Растратив и прогуляв всё состояние, он жалким, совершенно униженным возвращается к отцу за прощением. Художник наполняет эту сцену глубоко человеческим содержанием. Это картина обобщение, здесь показана драма, которая многому учит. Это и урок человечности. Идея любви к страдающему и страждущему человеку раскрыта здесь очень убедительно. Лицо старого ослепшего от слёз отца и жест его рук выражают бесконечную доброту, всепрощение и любовь,...а фигура сына на коленях в грязном одеянии, почти в лохмотьях, лишь остатки орнамента на одежде говорят о прежней роскоши, в стоптанной, и до дыр изношенной обуви, прильнувшая к отцу, и молящая о прошении, подчёркивает искреннее и глубокое раскаяние сына и трогает до глубины души. Художник как бы приглашает нас к разговору, предлагая пережить подобные чувства.На картине изображены братья, которые возмущены поведением брата и выступают в роли судей... Они упрекают и отца за то,что тот так легко прощает своего блудного сына.Особенно им не нравится то, что отец приказал приготовить праздничный стол и зажарить самую большую животину.   - "Почему , ты ,отец поступаешь так? Нам ты никогда не устраивал такой пир."
- "Вы всегда были со мной и получали мою любовь.А он умер и воскрес, потерялся и нашёлся"- таков был ответ отца. Изобразив в картине себя,художник как бы просит прощения у всех, кто остановится и будет думать, рассматривать это полотно.Возможно ,стоя у картины кто-то невольно узнает себя в одном из  образов.К себе он всегда беспощаден и открыт миру для диалога. Поучительная модель человеческих отношений работает и сегодня. Около этой картины можно стоять часами, перекидывая мостики из прошлого в настоящее и будущее, замечая, как меняются идеалы, трансформирует их время или нет?Где грань, за которую нельзя заступить... Он не случайно к этой теме обращается, так как всегда вечные проблемы и общечеловеческое его волновало прежде всего...

  *Работа "Блудный сын в таверне" находятся в Дрезденской галерее.
  * Возвращение блудного сына" Музей Эрмитаж.