На живца

Реймен
               

       - Не помешаю, Анатолий Андреевич? - зайдя в кабинет   замначальника по оперработе нашего ГОВД  майора Пролыгина, интересуюсь я. Видя, что у него что-то вроде совещания.
       Толя мой близкий друг, но на службе отношения мы особо не афишируем.
       -  Прокурору  всегда рады, - поднимается он  навстречу, и мы пожимаем друг другу руки.
       В залитом солнцем кабинете,  с непременным  Железным Феликсом на стене, у приставного стола, сидят еще трое.
       Начальник  угро Степан Макогончук, похожий на цыгана  и как всегда хмурый,  один из его старших оперов, здоровенный  Коля Линник, а также инспектор по делам несовершеннолетних  Оля Мозговая.  Импозантного вида,  миниатюрная брюнетка.
       Они встают тоже (субординация),  здороваемся и я присаживаюсь в кресло у окна, за которым дрожат листья клена.
       - Вот, мыслим, Николаич -  обращается ко мне Толя. - Как подловить  Горского насильника. Достал гад.
       Это дело мне хорошо известно. Оно находится в производстве одного из моих старших следователей, а оперативную работу  по делу   ведет «розыск». 
Впрочем, пока безуспешно.
       Первое изнасилование произошло в апреле, в лесопосадке за автобусной  остановкой   на трассе   Горск  - Первомайск, в зоне нашего обслуживания. Второе,  в мае, там же, а  очередное в июне.
       В двух случаях  потерпевшими были женщины, работавшие на шахте «Горская»,   возвращавшиеся с вечерней смены, в третьем - жительница близлежащего поселка.
       Каждый раз преступник подстерегал их в посадке, примыкавшей к останове  и, угрожая ножом, утаскивал в заросли. Где насиловал, а потом грабил.
       Чтобы не быть опознанным, имел на голове капроновый чулок и голоса не подавал. Осмотры мест происшествий, в том числе с использованием  служебно-розыскной собаки, результатов также не дали.
       Толю с его начальником уже вытаскивали на разборку   к их милицейскому  генералу, откуда оба приехали с бледным видом, мое руководство тоже выражало недовольство.   
       Налицо был  явный маньяк, редкость в то время.
       - И какие есть  мысли? -  поинтересовался я. - Весь внимание.
       - Думаем взять злодея на живца, - наклонился вперед Толя. - У него вроде как система, сейчас начался июль, должен проявиться.
       - Возможно, - согласился я. - А кто живец, если не секрет? Тут нужна смелая женщина.
       - Вот она, - ткнул Толя пальцам  в Мозговую. - Сама вызвалась.
       - Что, правда сама? - уставился я на  лейтенантшу.
       - Ну да, - хлопнула та пушистыми ресницами.
       - Даже не знаю, - засомневался я. - Может лучше Таню-Ваню?
       Таня-Ваня, богатырской стати  участковый инспектор, весьма решительная и могущая скрутить  в бараний рог любого мужика. Что не раз доказывала  на деле.
       - Не, Таню-Ваню нельзя, может пришибить на месте,-  встряхивает косой челкой Макогончук. - Оля в самый раз, отличная жертва.
       -  Это да, - поддерживает его Линник. - На такую сразу набросится.
       - Короче, вопрос решен, -  констатирует  Толя. - Оговариваем, так сказать, технические вопросы.
       -  Ну, тогда не буду мешать, - поднимаюсь я со своего места, - желаю удачи. И выхожу из кабинета. Через полчаса мы с начальником  ГОВД выезжаем в область, на межведомственное совещание и  нужно согласовать кое-какие вопросы.
       Проходит неделя, а на исходе второй, утром мне звонит начальник и   сообщает, насильника  взяли.
       - Кстати, я уже доложился генералу, - довольно сопит в трубку. - А то совсем замордовали. 
       - Молодцы, - говорю я. -  Везите  его на санкцию.
       - Щас твой следователь  закончит постановление, и они выезжают.
       Спустя  час  дверь тамбура из приемной открывается и на пороге возникает секретарша Наташа.  «Валерий Николаевич, привезли этого отморозка на санкцию».
       - Пусть заводят, -  киваю я. - Заждался. 
       Наташа исчезает, в кабинет с пухлым томом в руках первым заходит мой  старший следователь Валентина Безродняя, за ней Толя, и последним   унылый тип в наручниках.   Сопровождаемый двумя конвойными.
       Передав мне дело, с пришпиленным сверху постановлением, Валентина усаживается за приставной стол, Толя напротив, а задержанный и  сержанты остаются стоять. Как того требует регламент.
       Вид у насильника помятый, на одной скуле кровоподтек, рожа  исцарапана.
       Дело я не читаю, поскольку  знаю его в деталях, листаю переданный  Валентиной паспорт.
       - Будько  Валентин Петрович, 1946-го года рождения, уроженец города Золотое. Все правильно?  - поднимаю на  задержанного глаза. 
       - Ну да, - бормочет тот. - Это я буду.
       - Рассказывай, за что доставлен?
       - Там написано, -  шмыгает он носом. - У бумаге.
       -  Что там написано, я знаю. Желательно  послушать тебя. Может неправда?
       -  Сплошная  брехня, -  оживляется Будько. - Та девка  меня чуть нэ вбыла.
       -  Так значит, ты на нее не нападал? -  вкрадчиво спрашивает Толя.
       -  Не, - вертит Будько патлатой головой. - Хотел токо познакомиться.
       -  А зачем грозил зарезать и потащил в посадку?
       -  Пошуткувал малость.
       Затем я допрашиваю задержанного по остальным двум эпизодам. Категорически все отрицает.
       - И сколько у тебя ходок? - задаю последний  вопрос.
       - Две. Двести шестая по малолетке, а потом сто семнадцатая.
       - Получается, ты, Будько, сексуальный маньяк, - говорю я. - На время следствия будешь находиться под стражей.
       -  А можэ не надо, гражданин прокурор? - делает тот  скорбную рожу.
       -   Надо, Федя, надо, - говорит подполковник.
       Далее я  подписываю постановление, удостоверяя гербовой печатью,  и вместе с делом возвращаю Безродней.
       -  Можете увозить, - оборачивается она к конвою. - Я приеду чуть позже.
       Когда мы остаемся одни, я интересуюсь у Толи как прошла операция.
       -  Если бы не Оля,  сбежал  бы гад, - отвечает он. - Едва не лопухнулись.
       -  В смысле?
       - У нее в кармане была «тревожная кнопка», а у моих ребят в засаде, приемник сигнала.  Когда Будько сгреб жертву и поволок в посадку, Оля тут же  ее нажала. Но устройство не сработало.
       Тогда, отчаянно сопротивляясь, Оля  нащупала подвернувшийся   под руку камень и саданула им насильника по роже. Тот от боли завопил, ребята услышали и прибежали на крик. Дальше было делом техники.
       - Смелая девушка, - закурив папиросу, пускаю я вверх дым. - Неплохо бы ее поощрить. Ты как считаешь? - гляжу на  подполковника.
       -  Обязательно, - кивает он, - тем более что дело на контроле у  министра.
       - В таком случае готовьте с начальником рапорт. Если что, поддержу по своей линии.
       -  Добро, - отвечает Толя, после чего мы расстаемся.
       -  И что б вы делали без нас, женщин? - подкалывает меня Валентина.
       - Это да, - соглашаюсь я. - Без вас сложно.
       Дело мы тщательно расследовали, и Будька полностью изобличили.  Получив свои пятнадцать лет строгого режима, он  был отправлен «в места не столь отдаленные».
       А  спустя еще месяц, Оле досрочно присвоили  звание «старший лейтенант милиции».  С чем мы ее и поздравили.