О лучшей смерти

Семенов Сергей Александрович
Существуют два варианта смерти: смерть внезапная, в расцвете лет, когда человек полон сил и замыслов, и смерть – медленное угасание, когда человек испытывает мучения и сам («под старость жизнь такая гадость…», Пушкин, «Евгений Онегин»), и приносит их окружающим. В известной песне «Прощание» на слова Исаковского есть следующие строки:

«И родная отвечала:
Я желаю всей душой
Если смерти - то мгновенной,
Если раны – небольшой».

Мгновенная смерть избавляет человека как от мучений, так и от ненужных и лишних раздумий о своем конце («плачет старуха, мало пожила…» Окуджавы). С другой стороны, смерть мгновенная не позволяет человеку подготовиться к переходу в мир иной, завершить начатое, составить завещание, дать напутствие близким… . Замечательный русский генетик Евгений Ананьев, когда узнал о своей неизлечимой болезни, написал: «Я рад, что я не умер внезапно. У меня есть немного времени посмотреть на свою жизнь, подумать о своей карьере, написать историю своей жизни».

Стремление к смерти мгновенной заставляет человека искать ее не на постели, о чем пишет Николай Гумилев:

«И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще…».

Какой из этих двух вариантов лучше? Читатель на это возразит: Бог дал нам эту жизнь, и мы не вправе не то, чтобы предпринимать какие-либо действия, выбирая тот или иной вариант, но и рассуждать на эту тему, нам остается лишь кротко и смиренно дожидаться конца нашей земной жизни. Но мысль не дает покоя в поисках ответов на вечные вопросы…

Иллюстрация: "Все в прошлом". 1889. Василий Максимов.