От души к душе. Гл. 2 Системы стихосложения

Элла Лякишева
                Рисунок  Светланы  Петровской

                Начало на   http://proza.ru/2017/07/19/1591

                ГЛАВА 2

  Рассматриваемые понятия: акцентный (тонический) стих, былинный стих, раёшник, вирши, стопа, логаэды, реформа стихосложения  Тредиаковского-Ломоносова.
               
                «ДЩЕРЬ НЕБЕС»
        Русское стихосложение: классические и неклассические системы.
         
                Доколе мир стоит, доколе человеки
                Жить будут на земле, дотоле дщерь небес,
                Поэзия, для душ чистейшим благом будет.
                Н.Карамзин   «Поэзия»
 
      «Дщерью (дочерью) небес» называет поэзию Н.Карамзин, автор многотомной  «Истории государства Российского», - книги, на страницах которой воскресает жизнь славянских племён,  дохристианской и христианской Руси. Но, как верно заметил Ф.Буслаев, «начало поэтического творчества теряется в тёмной, доисторической глубине", когда созидался сам язык.
 
  Славянская ветвь искусства взрастала в глубокой древности. На берегах глубоководных рек и медлительных речек селились в лесных чащах миролюбивые племена, ставили шалаши или деревянные избы, неутомимо трудились, «не зная ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов».

     Празднуя, веселились под звуки дудок, гудков, гуслей, а песни «воспламеняли сердца огнём мужества, представляя уму живые картины битв и кровопролития, сохраняли память дел великодушия и были в некотором смысле древнейшей историею славянскою. Так везде рождалось стихотворчество…» (Н.Карамзин).

       При свете лучины долгими зимними вечерами за прялками девушки пели свои грустные песни. В марте веснянками «закликали» Весну, «завивали» берёзку белую, хороводы водили.

      В летнюю купальскую ночь костры жгли да венки в воду бросали, слова сердечные да вещие кружевом сплетали.

    Так расцветала обрядовая поэзия. История не сохранила имён  древнейших авторов, одно общее имя у них – народ. А вот как особый литературный жанр славянская поэзия связана с появлением письменности.

      Что же касается теории, то в 1619 году в России была издана  знаменитая «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, по ней  учился и М.Ломоносов. Автора учебника можно назвать зачинателем российского стиховедения, так как  именно в этой книге русские грамотеи получили возможность познакомиться с основами античного стиха.
    
     Но у России свой путь и своя история стихосложения, в которой  выделены  три  сменявшие друг друга  классические системы.


      1. ТОНИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА  СТИХОСЛОЖЕНИЯ (от греч. «tonos» - ударение) характерна для  народного стиха (былин, песен), она оформилась ещё в дописьменный период  и основана на счёте ударений (обычно 3 или 4 в строке), связанных с музыкальным напевом. Поэтому в  литературоведении эту систему называют  ещё  МУЗЫКАЛЬНО-ТОНИЧЕСКОЙ.

       Рифмы, как правило, не было, она появлялась лишь в раёшном стихе.  Название  происходит от слова «раёк»: ящик с отверстиями, закрытыми увеличительными стёклами, через которые зрители рассматривали вращающиеся картинки. Владелец райка давал шутливые пояснения в стихах.

     Позже раёшный стих (раёшник) стал употребляться и в других народных жанрах. Содержание раёшника разнообразно: от реклам базарных торговцев и балаганных зазывал до кукольных спектаклей и сатирических произведений. Не гнушались им поэты: например, «Сказка о попе и его работнике Балде» написана Пушкиным раёшным стихом:

Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
      
      А вот русский литературный стих развился, когда в XVII веке утвердилась иная система стихосложения – слоговая, то есть

          2. СИЛЛАБИЧЕСКАЯ («sуllabe» - слог по-латыни), в которой  важно одинаковое  количество слогов в строке (обычно 11-13) с отчётливым ударением на предпоследнем слоге и в середине строки перед паузой. Появляется и рифма. Эти особенности можно увидеть в творчестве русских поэтов, начиная со 2-й половины XVII века, например в сатирах Антиоха Кантемира:

                Уме недозрелый, плод недолгой науки!
                Покойся, не понуждай к перу мои руки:
                Не писав, летящи дни века проводити
                Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
                («К уму своему») 
 Поэты того времени:  Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Карион Истомин, Михаил Собакин, Сильвестр Медведев, казнённый Петром Первым, - создали первые образцы русского рифмованного стиха.  Так проявились  «вирши» (от латинского  «versus» - стих), а «версификаторством» стали называть стихосложение.

    Сейчас термином «версификация» (уст.) обозначают общие приёмы и правила стихосложения, а вот  «версификатором» можно «обозвать» сочинителя бездарных стихов. Читать (да и слушать) вирши тех лет нам трудно:

                Наука ободрана,  в лоскутах обшита,
                Изо всех почти домов   с ругательством сбита,
                Знаться с нею не хотят,  бегут её дружбы,
                Как страдавши на море  корабельной службы… 
                (Антиох  Кантемир)

     Силлабическое стихосложение более естественно для языков с постоянным и несильным ударением: испанского, итальянского, французского, а также польского, чешского. Для русского с его сильным и подвижным ударением оно оказалось малоподходящим.

    Дело в том, что в русском народном стихе решающую роль всегда играло ударение. Поэтому в начале XVIII века в русскую поэзию на смену силлабическому стихосложению наконец  пришло

           3.СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ. Эту систему предложил  Василий Тредиаковский, опубликовав в 1735 году книгу «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».
     Одновременно с ним над созданием новой системы трудился Михайло Ломоносов: в статье «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739г.) он теоретически и (что очень важно) на практике показал реальную возможность применять в русской поэзии  силлабо-тонический стих.

   Поэтому реформу русского стихосложения называют реформой Тредиаковского – Ломоносова. В её основе принцип правильного чередования ударных и безударных слогов. Силлабо-тоническая система  и сегодня остаётся в русской поэзии  наиболее востребованной и популярной.  Познакомимся с ней подробнее.
 
   Силлабо-тонический стих строится  из своеобразных «кирпичиков» - стоп.

     СТОПА (греч. «pus» - ступня, ступень, степень) – повторяющаяся слоговая группа, состоящая из одного ударного и одного или более безударных слогов с постоянным местом ударения. В схематической записи ударный слог обозначим ( /), а безударный ( - ).

   Пять основных видов силлабо-тонических стоп выглядят так:
                хорей ( / -) : реки
                ямб ( - /): река
                дактиль (/ - -): реченька
                амфибрахий ( - / -): речонка
                анапест ( - - /): ручеёк
      Строго говоря, стопа - условное понятие. Некоторые стопы совпадают с целым словом. Другие состоят из частей разных слов:
          
      Поэтическое творчество, как и жизнь, не стоит на месте. Стих тоже испытывает на себе  влияние времени, меняется. Так, на рубеже XIX - XX вв. появились тактовик, дольник, верлибр, акцентный стих. Их относят к неклассическим системам стихосложения. О них вы узнаете в следующей главе
 
   Иногда  поэты обращаются  к прошедшим векам, подтверждая истину: «новое – это хорошо забытое старое». Из античности  дошла до наших дней такая форма стихосложения,  как ЛОГАЭДЫ  (от греч. «logos» - слово и  «aoide» - песнь).  В логаэдах ударения в каждом стихе располагаются хаотично, не подчиняясь ни одному размеру. Однако из стиха в стих это расположение повторяется.
          
                Майская тихая ночь разливала сумрак.
                Голос птиц умолк, ветерок прохладный
                Веял, златом звёзд испещрялось небо,
                Рощи дремали.                (А.Востоков)
      
  Знаменитое стихотворение Ф.Тютчева «Последняя любовь» близко к логаэдам:

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.

     Вслушайтесь, как звучат вторые и четвёртые строки: ямб перемежается анапестами, но перебоя ритма при чтении  не замечаешь за счёт протяжного произнесения ударных слогов.
   Об особенностях стихотворных размеров вы узнаете в следующей главе.

              Продолжение на:  http://www.proza.ru/2017/07/20/1014