Одноэтажный Шанхай ч6

Вячеслав Романович Каминский
Сад радости

Шанхай – это не только устремившиеся ввысь небоскребы, поражающие своими сверхгигантскими размерами даже видавших виды путешественников.
Это и самый большой, ну куда в Китае без этого, Нефритовый Будда, коего мы лицезрели в одноименном храме. Правда, храм этот построили чуть позже, уже после того, как из Бирмы в Шанхай привезли огромного Будду, вырезанного из цельного куска белого нефрита. Вернее, если быть точным, двух Буд. Причем сначала их привезли вовсе не в Шанхай, а на остров Путошань в подарок некому монаху, который их быстро передарил… Вот для их хранения и был выстроен этот ярко-шафрановый храм. Статуи для большей привлекательности инкрустировали изумрудами, рубинами и агатами, да вдобавок в соседнем зале установили еще трех позолоченных Буд. Остальные помещения также украсили страшными божествами – защитниками Доктрины, а стены храма разрисовали 7 тысячами буддистских сутр (афоризмов). Получилось очень даже симпатично. Особенно эффектно смотрелся на своем шафрановом ложе, декорированном все теми же золотыми дракончиками, в окружении многочисленных плодово-ягодных подношений, томно возлежащий (размышляющий) словно огромный сладкий леденец белорозовый Нефритовый Будда. Второго Нефритового Будду мы так нигде и не увидели. Очевидно, его спрятали в запасниках храма на всякий пожарный … А то мало ли что… Вот придут хунвейбины или кто-то вроде них и все снова поснесут… Знаем, проходили… Ведь снесли же они в свое время и буддистские, и католические храмы… Досталось от них и нашему несравненному Александру Сергеевичу Пушкину. Памятник которому, открытый русской белоэмиграцией к столетию со дня его гибели, был так же безжалостно разрушен доблестной гвардией хунвейбинов… Так что в этом смысле наши бывшие братья по соцлагерю не особо отличаются от апологетов китайской культурной революции… Но вот что интересно, гуляя в Шанхае по французскому кварталу, есть здесь и такой, мы вдруг столкнулись нос к носу с мраморным бюстом нашего великого соотечественника. Причем все было на месте: и кудри, и бакенбарды, и ладно скроенный сюртук… Так что усомниться кто перед нами — не было никакой возможности. Ай да Пушкин! Ай да… благодарные китайские почитательники таланта нашего великого пиита, восстановившие — таки рукотворный памятник солнцу русской поэзии.
Вообще этот французский квартал, весьма смахивающий на какой-нибудь западноевропейский город и выстроенный, естественно, французскими колонизаторами, обосновавшимися на брегах Хуанпу, после победоносной Опиумной войны, позволившей везти, сей запрещенный в Китае товар в свою цивилизованную Францию, дабы снабжать им своих продвинутых граждан, можно вполне смело переименовать в русский. Ведь именно сюда после Октябрьской революции или переворота (кому как больше нравится) хлынул огромный поток русских эмигрантов, или как бы сейчас сказали беженцев… заметно потеснив своих французских собратьев, образовав самую большую иностранную колонию на территории Шанхая. Да, что и говорить, проникновение наше по планете, как заметил другой наш пиит Владимир Высоцкий, особенно заметно вдалеке… Это ж надо, одну из центральных улиц французского квартала — Жоффра авеню сегодня пусть и в просторечие называют Русской. Представляю, какого шороху тут давала наша эмиграция в двадцатые годы прошлого столетия. Какая тут шла коммерция, какие открывались лавки и бутики, как широко, после тяжкого труда оттягивались в русских ресторанчиках, где пели не абы кто, а Вертинский, Шаляпин и прочие знаменитости, те кто еще не так давно в слезах и соплях покинул Рассею… Увы, культурная революция и минувшие годы кардинально поменяли облик и Жоффра авеню, и французского квартала в целом. О белоэмиграции сегодня здесь мало что напоминает… Благо, что есть еще книги, в коих весьма ярко и сочно описаны те времена, когда тут жили, любили, страдали наши соотечественники. И не только любили и страдали, но и издавали русские газеты — «Шанхайскую зарю», например, открывали русский драматический театр, балетную школу, муниципальный оркестр, короче, несли русское искусство в китайские массы. Думается, не напрасно… Ведь есть же сегодня в Китае и опера, и балет, в основе которых лежит (впрочем, может, это мне только кажется) русская школа.
Вообще это место считается самым романтичным в Шанхае. На улице Хуайхайлу (бывшей Русской), та что Жоффра авеню до сих пор множество ателье и кафе, расположившихся в старых, сохранившихся еще с 30-х гг. XX века зданиях. Здесь можно увидеть утопающие в зелени особняки, столетние платаны, кованые балкончики с маркизами, замощенные брусчаткой улочки. Будто мы находимся не в Азии, а в каком-то европейском городе… Все это очень уютно, очень мило и очень помогает окунуться, если вы обладаете богатым воображением и определенными знаниями, в прошлое…
Но есть в Шанхае одно особенное место, которое притягивает к себе буквально всех жителей сего огромнейшего мегаполиса – это сад Юйюань – сад Радости или «сад Неторопливого Отдыха»… Ну насчет «неторопливого» те, кто дал саду такое громкое название несколько погорячились. Может быть, тогда в далеком 1559 году, когда закладывался сад он и располагал к неторопливому отдыху, но сегодня в многомиллионном Шанхае неторопливо прогуляться при всем вашем желании не получится. Снесут… Это мы почувствовали еще загодя на подступах к даосскому храму Чэнхуанмяо (Город храма Бога), соединенному с садами Юйюань, когда огромный людской водоворот нас буквально понес к его дымящемуся алтарю… где молились, жгли ароматические палочки и просто поклонялись Чэнхуану, даосскому богу и хранителю города, его почитатели. И не то, чтобы все китайцы были так уж набожны… Отнюдь… Просто вокруг этого древнего храма вырос огромный одноименный торговый район. Каждое из этих вековых деревянных зданий, а их здесь насчитывается более ста, похожи на гигантские резные шкатулочки, в коих разместились многочисленные магазины, рестораны, кафе, сувенирные лавки… Все это очень красиво и изящно… Но обстоятельно рассмотреть эти чудеса китайского деревянного зодчества, нам, увы, не удалось, ибо расплющенные толпой, оглушенные ревом многочисленной армии зевак, мы двигались вместе с людским потоком туда, куда он нас нес… Поверьте, никогда раньше такой многочисленной толпы, жаждущих приобщиться к прекрасному, я нигде не встречал… Это было море. Людское море. На какой-то миг мне даже стало страшно, что вот сейчас вся это многочисленная толпа меня раздавит, сметет, растопчет и проглотит… К счастью, обошлось… Правда, как в такой давке можно еще что-то покупать, мерить и жевать, для меня остается загадкой…
Но, о чудо, людской водоворот вынес нас именно туда, куда мы и хотели попасть, а именно в сад Радости. Я сразу же ощутил ее прилив. Еще бы, здесь в этом саду Неторопливого Отдыха число праздношатающихся граждан резко сократилось. Ну это и понятно, ведь тут среди многочисленных водоемов, горбатых мостиков и экзотических растений не было ни одного бутика, ни одной закусочной… Одно сплошное созерцание… Но даже при столь ощутимом численном сокращении местного населения его было еще очень и очень много для того, чтобы действительно насладиться всей прелестью садово-паркового искусства древнекитайских садоводов. Нас то и дело толкали в спину весьма острыми локотками, прижимали к древним, привезенным из-за тридевять земель камням, наступали шершавыми вьетнамками на наши подуставшие конечности… Здесь все куда-то спешили, куда-то неслись, куда-то бежали, делая на ходу, радостно повизгивая, своими разноцветными мобильниками и планшетами, непрерывные селфи.
А ведь если бы они не так спешили, а бежали чуть помедленнее, забыв на время про все свои чудеса современной электронной техники, то наверняка увидели бы не просто сад Радости, а сад Огромной радости и не менее огромного Восхищения… Каким его увидели мы. Все эти искусственные горки, уютные беседки, многочисленные мостики, арки и террасы, все эти краснолистные желтолистные, золотолистные и просто зеленолистные деревья и кустарники, раскинувшиеся на площади более чем в 2 гектара… Когда мы это все увидели, то просто ахнули от восхищения. Наверное, так же, как это сделали 400 лет назад престарелые, но счастливые родители некоего, скажем, небедного сановника Пань Юньдуаня… Ведь этот садик он разбил именно для своих мамы и папы. Мол, гуляйте старички, любуйтесь, наслаждайтесь отмеренной вам жизнью… Правда, строил он этот сад Радости ни много, ни мало – 20 лет. За это время его престарелые родители успели еще больше состариться и уйти в другой, может быть, и не менее, прекрасный сад… нежели тот, что соорудил для них любящий сынок. С их уходом сад захирел и зарос сорняками… За минувшие столетия его несколько раз пытались реанимировать, но то ли силенок не хватило, то ли талантов или другой конвертируемой валюты. Но возродили его уже в наше время. Потратив на это 20 лет (какая-то магическая цифра) дабы приблизить сад к первоначальному виду.
Мы гуляли по разным уголкам сада, соединенным затейливыми переходами и чувствовали, как в нас вливается, в соответствии с законами Фэн Шуя, волшебная энергия «Ци». Не путать с «Цы». Мы рассматривали огромные валуны в саде Камней, изборожденные причудливыми извилинами, пытаясь разгадать их тайну и мудрость. Мы залазили в таинственные пещеры и не очень глубокие гроты, карабкались по каменным уступам… Короче, отдыхали…
Во время этой увлекательной прогулки мое внимание привлек гигантский каменный дракон, обвивший крышу одного из многочисленных павильонов сада. У его зубастой пасти нагло расположилась тоже высеченная из камня достаточно крупная жаба. Признаться, меня несколько удивило, что в парке, построенном пусть и богатым, но все же сановником, а не императором, поселился дракон. Ведь за такую дерзость можно не то, что сана, головы лишиться… Уже вернувшись домой, я залез в интернет и прочел забавную историю о том, как хитрый Пань Юньдуань выкрутился из столь щекотливой ситуации. Хитрый китаец объяснил императору, что жаба, распластавшаяся у пасти дракона – это он, скромный сановник, который готов верой и правдой служить императору. Дескать, этой аллегорией он хотел показать правителю, что не претендует на высокую должность и признает собственную ничтожность рядом с ним, а также выказывает желание и стремление служить «не жалея живота своего».
Сад Радости был той заключительной и весьма жирной точкой, в нашем кратком, но очень интересном знакомстве с огромным и многообразным мегаполисом, имя которому Шанхай.