День рождения Рембрандта... ч. 1

Ольга Сергеева -Саркисова
   Сегодня день рождения маэстро!  15 июля!
 
 
    Мы по разным причинам берёмся за перо, чаще всего, если хочется поделиться чем - то особенным и незабываемым... Вот и я хочу поделиться незабываемыми впечатлениями от встречи с прекрасным городом.
Мы приехали в Амстердам ранним утром. Город чистых окон и 1280 мостов ещё спал. Время было настолько ранним, что тишину ничто не нарушало, ни один звук : ни плеск воды, ни разговоры и шаги  редких прохожих, ни гул транспорта и весёлая перекличка колокольчиков велосипедистов, ни крики чаек на перилах мостов... Огромные баржи с мини садиками, в которых любят жить голландцы ещё спали, тихо качаясь в каналах, и отражения от них и жмущихся друг к другу домов, почти не шевелились, отбрасывая тёмные тени на воду. Чайки, похожие на клубочки шерсти продолжали спать удобно, навсегда устроившись на всём, где можно, велосипеды отдыхали стайками на своих стоянках, ожидая пробуждения своих наездников. Знаменитые голландские тюльпаны ещё стояли закрытые, в росе, но готовые раскрыться по первому зову утреннего солнца. Город чистых окон и ажурных мостов ещё только просыпался, нежился в лучах янтарного восходящего солнца, и создавалось впечатление, что он чисто выбрит, вымыт и надушен...  А главное, все уже были готовы праздновать день рождения своего великого художника золотого века - Рембрандта ван Рейна. Ведь мы прибыли в Амстердам 15 июля 2006 года - ему исполнялось в этот день 400 лет! 
    Нас высадили на площади у Бриллиантовой фабрики. Кто - то ехал сюда специально, чтобы приобрести знаменитые голландские бриллианты, самые чистые, как нас уверяли гиды. Гид отправился, конечно, с этими "главными" туристами за покупкой брюликов, ведь ему тоже за привод туристов в магазин фабрики полагались проценты с покупки. Но никто из гидов не рассказал о том, что бриллианты горят! Сжечь бриллиант ничего не стоит! Это намного легче, чем его золотую или платиновую оправу. При температуре выше 900 °C  алмазы сгорают, не оставляя следа. Что такое бриллианты по сравнению с тем, что не горит ни в одном огне? Это, конечно, впечатления от шедевров, которые остаются на всю жизнь с тобой, и
которые мы собирались приобрести. Зная это, может, кто- то из туристов пошёл бы по нашему следу и поменял бы свой маршрут? Но, каждому своё, и нам было не по пути с ними, а в другую сторону. Нас больше тянуло к духовной пище, хотя, от чашечки утреннего кофе мы бы не отказались с круассаном или булочкой. Гид сразу предупредила, чтобы мы не увлекались никакими пирожками и прочими изделиями в кафе, и кофе тоже много не пили, так как в еду и кофе добавляют лёгких наркотиков в виде добавок травки марихуаны, "снежка" и прочих разновидностей, и после принятия кофейка или пирожков мы можем не найти обратную дорогу к автобусу, загулять не по тому маршруту в весёлом настроении, ведь наркотики в этой стране в свободной продаже. Вы даже не поймёте, что вас приобщили к этому братству. Мы улыбнулись, думая, что это шутка.
  Несколько туристов, в основном мужчин, заговорчески оттеснили гида в сторону и стали расспрашивать о том, как пройти в квартал с Красными Фонарями... Хотели посетить музей презерватива и детский сад этого района, взглянуть на "звёзд" этой древней и уже сегодня легальной профессии. Что ж, каждому своё... Я вспомнила один интересный эпизод из нашей предыдущей поездки, произошедший с нашим знакомым... смешная и грустная история одновременно. В этом городе всегда есть, что посмотреть, но каждый выбирает свой путь. Как и 400 лет назад, многих путешественников интересовали "жрицы любви" из района Красных фонарей. Голландия всегда этим славилась. Самая древняя профессия не давала покоя некоторым мужчинам из нашей группы и они решили нанести туда визит обязательно. Это, конечно, интересно, тем более многие "жрицы любви" часто оставались на полотнах великих мастеров и  позировали художникам. Кто забудет рыжеволосых бестий Тициана, Рубенса,Климта и многих других художников? Вспомним ту же "Булочницу "- Рафаэля. Она осталась в веках на его полотне, которым восхищаются до сих пор. Рембрандт тоже не был святым.... Расскажу поучительную историю нашего знакомого Олега. Он всегда мечтал попасть в район Красных Фонарей и переспать с одной из "жриц любви", чтобы уж знать, что это такое за удовольствие и рассказать друзьям. Пришёл он туда, походил, посмотрел на "жриц", совсем они его не воодушевляли, казались затрёпанными, деловыми сверх меры, никакого тебе романтизма - всё просто и без затей.  Сутенёр предложил ему одну даму, темнокожую, возраст непонятный, ясно ,что совсем не юный, взял деньги. Желание напрочь пропало, ещё там, где договаривались с сутенером. Олег попросил другую, но ему сказали, что все заняты, есть только эта дама.  Она показала, чтобы он следовал за ней, повела его во двор дома, там по лестнице они полезли почти под небеса, где у неё была комната, как голубятня на самом последнем этаже. Ступенек столько, что пока он долез - полностью выдохся, устал, руки и ноги дрожали, пот катился по лицу, она стала ему говорить, чтобы он  быстрее раздевался, и всё время показывала на часы. Он, совершенно был не в настроении заниматься любовью, и женщина его совсем не воодушевляла. Он разделся, она ждала чего - то и медлила, а он ждал, что она предпримет сама что - то, но она не шевелилась, тут пришёл огромный латинос с крутыми кулаками и затребовал денег, сказал, что время вышло...! Плати дополнительно, если хочешь иметь дальше секс. Как! Возмутился Олег, мы только вошли, но он готов был его побить и требовал денег. Пришлось дать, он ушёл, время шло, Олег не мог прийти в себя от всей ситуации, пот катился градом, ничего уже не хотелось, он всё продолжал дрожать, он в спешке так и не смог получить никакого удовольствия. Дверь открывалась, закрывалась, громила заглядывал всё время, она тоже все говорила, что нужно платить ещё или уходить. Вот такая история получилась у нашего любознательного знакомого. Чего только не бывает с нашими туристами! Отрицательный опыт - это тоже опыт... Ребятам он красочно живописал встречу с "жрицей", сказал, что всё было на высоком уровне, ОК! А нам с мужем рассказал правду и грустно посмеялся над собой, обзывая себя "дураком", если не сказать точнее... и  сожалея о потерянных деньгах. Но каждый хотел приобрести свой опыт , это было очевидно...
   Главный "бриллиант", по- нашему мнению, находился напротив - это Рейксмюсеум, знаменитый музей, входящий в двадцатку самых посещаемых музеев мира, где собраны работы великих голландских мастеров  XV—XIX веков, в частности, в первую очередь Рембрандта, Вермеера, Хеда, Хальса, а также де Хох, Рейсдал, Стен и другие. Мы отправились к великому Рембрандту Харменсу ван Рейну в гости(ван Рейн - значит с Рейна. Замечательная река, я в ней даже купалась).
 Именно его мы мечтали обязательно посетить и увидеть все полотна мастера. Мы бросили клич:- Кто с нами? Несколько человек присоединились к нам. Когда мы подошли к музею, то приятно удивились: до открытия оставалось ещё чуть больше двух часов, а очередь уже стояла у дверей музея… Вот это да! Ещё нет и шести часов, а столько желающих… Замечательно, когда духовная пища является такой потребностью - подумала я. За 400 лет он ещё не надоел миру. Похвально, господин Рембрандт! Браво! Пока мы томились в ожидании открытия заветной двери, я вспоминала всё об этом художнике, всё, что знала и помнила о его жизни и творчестве.
 Он родился 15 июля 1606 года в г. Лейдене в семье зажиточного мельника. Отец на Рейне имел несколько мельниц, а мать прекрасно пекла и продавала различные печёности из превосходной муки с мельниц мужа. Они жили в достатке, хотя детей было десять в семье. Ван Рейн был младшим, любимым и единственным, кто не пошёл по стопам родителей и выбрал иной путь, путь художника. Родители не противились этому. Он получил образование в латинской школе, затем в тринадцать лет увлёкся рисованием и поступил в городской университет, и ещё занимался в мастерской  художника Якоб ван Сванебрюха, который стал его первым учителем, научил изготавливать и смешивать краски из минералов, пигментов и льняного масла, работать с кистью и пером. За три года он делает первые шаги на занятиях в его мастерской, осваивая азы рисования. Затем переезжает в Амстердам на учёбу для более глубокого изучения предмета к более передовому и мастеровитому, продвинутому любителю итальянской живописи Питеру Ластману- мастеру тщательной работы над деталями. Он открыл ему секреты светотени и объёма. Затем он возвращается в свой город и много работает. Первая удача, которая принесла успех и известность был групповой портрет «Урок анатомии доктора Тюльпа». Его назвали Тюльп,( Николаус Питерзоон) так как на фронтоне его дома был изображён тюльпан.Это был известный врач, окончивший в Лейдене с отличием университет,возглавлял гильдию хирургов и даже несколько раз избирался бургомистром. На этом уроке анатомии препарировали руку мужчины, который был осуждён и повешен за ряд нарушений-избиение охранника, убийство и грабёж.Труп —  по прозвищу Арис Киндт (Малыш) собрал немало любопытных не только студентов и хирургов гильдии, но на эту процедуру приглашались за деньги все желающие один раз в год, обычно зимой. Деньги платили все присутствующие и они шли в казну. Доктор один на портрете в шляпе из бархата в помещении- символ признания,богатства, знатного происхождения и уважения.Все  хирурги с огромным интересом изучают устройство человеческого тела, о чём говорят их пытливые,горящие глаза.Рембрандту удалось искусно превратить групповой портрет врачей в сюжетную картину.Известность обрушилась на него сразу и потекли заказы от богатых жителей города. А он работал над тем, чтобы передать чувства и эмоции человека, искал свой колорит и нашёл свои заветные три краски - чёрная, красная и охра двух цветов, как у художников фаюмского портрета. Минимализм, но такой потрясающий! Его волнует игра света и тени, он много изучает скульптуру и пишет её, тренируется, понимая, что свет и тень- главные две составляющие искусства, их игра завораживает. Свет может дать новую жизнь, но может и легко убить ее. Это свойственно как живописи, так и скульптуре. И этими знаниями надо владеть в совершенстве, если хочешь быть хорошим  художником. Дом Рембрандта стоял в другом месте. Его мы посетили позднее. Что там особенно интересно - это мастерская художника, где и происходило таинство создания шедевров. Но там всего одна его работа, а на стенах работы его учеников и помещение для проведения мастер - класса. Вам покажут создание гравюры, как её печатали во времена Рембрандта. Помещения довольно просторные, что и должно быть у хорошего художника. Вы сами будете создавать краски, как это делал Он, смешивая пигмент и масло. Я была в восторге, шагнув прямо к Рембрандту в объятия... 
    Вспоминая всё это, я коротала время в раздумьях и, наконец, настало время "Ч" и желанные двери музея открылись для посетителей.
 

* На фото Рейксмюсеум, Амстердам, Голландия и автопортрет Рембрандта.