Синий лук

Юрий Панов 2
   У вас была мечта увидеть синюю птицу счастья? Я об этом мечтал с детства. Когда-то неугомонная тетя, просвещая как обычно  нас с сестрой, взяла билеты в театр Красной  Армии на пьесу Метерлинка. Колонны при входе тогда меня  не впечатлили. Запомнился таинственный красный свет, лучившийся со сцены. Сказка показалась  волшебной, артистов я принимал за героев и с тех пор простые слова Хлеб, Огонь, Кот, Пес вспоминаются мне в истинном значении с заглавной буквы. И, конечно, мне захотелось увидеть синюю птицу. Позже я узнал, что в природе такие встречаются, скорее всего, в тропиках, но и в нашей стране живет где-то синий дрозд. То, что птица счастья должна быть синей, принималось без сомнений. Синий цвет – особенный цвет. Даже пятнышко синего цвета на груди варакушки, что распевает песенки на дачном заборе, казалось сказочным. А недавно мне повезло. Я нашел   … синий лук! Под ярким июльским солнцем, в окружении желтых  подмаренников и крестовников, как драгоценный камень, висел в траве синий шар. Лазурь в золоте. Наши обычные сибирские луки розовые или белые, а этот был синим! Брякнулся я на колени перед чудом, и вдруг небо над моей головой раскололось с грохотом, это взлетел почти вертикально табунок куропаток, не синих, серых. Родители повели многочисленных детей в сторону, а последние птенцы взлетали прямо из-под рук. Такое впечатление, что у лука была охрана!

  Таких луков я не видел, куропатки, наверное, тоже. Ведь ближайшее место обитания растения – Южный Алтай. Бросился я в библиотеку и перенес меня синий лук на два столетия назад. Русских ботаников тогда не было, приезжали из Европы, из своих многочисленных университетов немцы и десятилетиями изучали неведомую и прекрасную Сибирь, усыпанную цветами, страну без дорог и деревень. Первое название  лук получил от немца Ледебура, автора   «Флоры Алтая» и стал он луком лазурным. Во времена Екатерины Великой милостиво  послан (не сослан!) был в Сибирь ученый Питер Паллас и много лет путешествовал по безлюдным степям и лесам, посетил крошечные городки, Змеиногорск, Барнаул, Томск, добрался до Байкала.  И в истоках Иртыша нашел неизвестный лук и дал  название другое – лук голубой. И сохранилось это имя  до наших дней. Как и положено таинственному растению, цвет у лука неуловим. Он может быть и синим и голубым и лазурным и даже сиреневым к концу цветения. Я нашел ярко-синий лук! Но все-таки, почему синий цвет так волнует нас? Загадка. Ведь совсем рядом в траве величаво возвышаются синие вероники, стелется у земли синий змееголовник! Может быть потому, что соцветие лука – правильный шар, а стебель такой тонкий, незаметный, что кажется шар висит в воздухе? И не случайно, введя в культуру синий лук, садоводы называют его королевским и многие мечтают украсить им свои участки, а во многих регионах он занесен в Красную Книгу.
А был ли счастлив Питер Паллас, нашедший не птицу, а всего лишь лук? В личной жизни вряд ли. Несколько раз он женился и всегда неудачно. А вот как ученый он состоялся. Исследовал огромные земли, собрал огромные коллекции, в его честь называли растения, животных, горы и озера. До глубокой старости прожил он в благословенном Крыму, исследуя его природу. Абсолютное счастье бывает только в сказках. Может быть и вам повезет и вы встретите рядом удивительное растение, такое,  как   синий лук!