Когда молчат дипломаты глава 5. Ледовый поход

Петр Чванов
ГЛАВА 5. ЛЕДОВЫЙ ПОХОД

      Незаметно пришла зима. Одесский залив зимой замерзает редко, но в том году легкий ледяной припой появился у берега моря уже в конце ноября. Однажды, зайдя в штаб дивизиона, Антон обнаружил там множество людей, лица которых ему показались знакомыми. Оказалось, это группа артистов Одесской киностудии пришли просить комдива направить десантный корабль в Каролино-Бугаз, чтобы забрать огромные макеты кораблей, которые, если не пропадут, то будут сильно повреждены, если вмерзнут в лед. Киностудия не предполагала, что зима начнется так рано, и не включила в смету на этот месяц депортацию макетов.
      – Вам же все равно надо отрабатывать Ваши задачи боевой подготовки, – уговаривал комдива невысокий, седоволосый, подвижный как ртуть, мужчина. – Я когда-то служил на флоте и знаю, что Вам это не будет стоить ни копейки.
      Комдиву явно не хотелось ввязываться в это дело, и в то же время по его лицу было видно, что он не прочь помочь киношникам.
      – Рад бы в рай, но грехи не пускают, – вяло отбивался он от наседавших артистов. – Я только что от оперативного, почти весь залив уже скован льдом. У меня нет ледокола, чтобы вытащить МДК из ледового плена в случае неудачи. А сам малый десантный корабль не сможет проломить лед даже толщиной 5 сантиметров.
      – Да мы только что наблюдали, как сухогрузы спокойно входят в залив и выходят из него.
      – Ну, нашли с чем сравнивать малютку МДК. Да эти сухогрузы могут взять на борт эти МДК, как он сам может забрать ваши макеты. Хотя у нас есть командир – северянин, может, он возьмется за выполнение такой непривычной для южан задачи, – наконец сдался он, увидев, что Антон слушает их беседу. – Тем более у него еще не полностью выбран лимит по моторесурсу на этот год.
      – Командир, миленький, помоги! С нас директор киностудии шкуру сдерет, если мы не вытащим эти макеты.
      – Извините, я хоть и северянин, но опыта плавания во льдах не имею.
      – Ничего страшного, – прервал его комдив. – Зато, если корабль вмерзнет в лед, мы будем спокойны. Северянин перезимует, – скаламбурил он.
      – В общем, решено. Берите на борт артистов и отправляйтесь в Каролино-Бугаз. И не мешкайте. С оперативным я договорюсь сам.
      Ровно через час Антон сыграл «Аврал», снялся со швартовов и вышел в открытое море. Толщина льда не превышала 5 см, поэтому Антон решил идти прибрежным фарватером. Ярко светило солнце. Множество кораблей сновало взад-вперед по прибрежному фарватеру, и идти было довольно несложно. Когда до входа в Каролино-Бугаз оставалось около двух миль, из машинного отделения последовал доклад:
      – Товарищ командир, температура масла резко повышается. Наверно, льдом забило кингстоны.
      Антон застопорил ход и приказал очистить кингстоны. На эту операцию ушло около часа. Когда моторы были запущены вновь, оказалось, на бортах МДК образовался приличный ледовый пояс, который значительно сократил и без того низкую скорость МДК. Он еле-еле развивал скорость 6 узлов при полных оборотах машин.
      – Товарищ командир, моторы работают почти на полную мощность, и температура масла постоянно растет. Она уже достигла 100 градусов.
      – Ничего страшного, – весело ответил Антон. – Сейчас мы ее немного снизим.
      Слева от курса он заметил довольно большое свободное ото льда пространство, и ему пришла в голову мысль избавиться от наледи.
      – Руль лево десять, на курс 250 градусов, – приказал он рулевому!
      – Есть руль лево десять, – четко отрепетовал рулевой. – На румбе двести пятьдесят, – через минуту доложил он.
      – Так держать!
      – Есть так держать. Товарищ командир мы идем прямо на кромку сплошного льда.
      – Вот и хорошо, стоп машины!
      Моторы заглохли, корабль, продолжая двигаться вперед по инерции, с ходу вылетел на льдину, и начал ломать её своим весом. Когда корабль, оставив за собой огромную полынью, вышел в полосу битого льда, весь лед, наросший на бока корабля, слетел как шелуха. Когда погрузка макетов кораблей, участвовавших в съемке фильма «Эскадра уходит на запад», закончилась, солнце уже начало резко падать вниз. Мороз стал заметно крепчать. Идти прибрежным фарватером становилось все труднее. МДК, с трудом пробираясь по все более крепнущему льду, прошел траверз маяка «Большой Фонтан». Он взял курс на входной буй на траверзе Воронцовского маяка. Мимо него, но чуть мористее, прошел огромный сухогруз. С большим трудом добравшись до кильватерного следа сухогруза, Антон без особых усилий довел МДК до входного буя, но тут счастье изменило им. Сухогруз, чьим кильватерным следом они воспользовались, пошел дальше, в южную часть залива. Антон, прибавив хода, выскочил из кильватерного следа и взял курс прямо на Потаповский мол. МДК, пройдя всего несколько кабельтовых, сначала замедлил ход, а потом и совсем остановился. Пользуясь опытом, приобретенным
при освобождении от наледи, Антон решил попробовать ломать лед силой веса корабля. Он дал задний ход. Отойдя на полтора – два кабельтова по свеже-пробитому кильватерному следу и набрав максимально возможную скорость, начал ломать ледяное поле. Около двух часов они занимались этим небезопасным делом. МДК сдавал назад и снова устремлялся вперед, чтобы проломить очередные150-200 м льда. Вскоре моторы перегрелись снова.
      – Видно, придется нам здесь зимовать, товарищ командир, – улыбаясь сказал мичман Литвинец. – Я уже приготовил швартовое оборудование, а швартовка явно откладывается.
      – Ничего, Виталий Степанович, если не прорвемся, откроем новую полярную станцию «Южный полюс-25».
      – А почему двадцать пять? – растерянно спрашивает помощник.
      – Да потому, что сегодня 25 ноября. Так, глядишь, и прославимся на всю страну. Да не переживайте Вы так, я уже заказал буксир. Обещали прислать.
       Буксир идти на спасение южных «полярников» что-то не торопился, но им и здесь повезло. Продрейфовав вместе со льдиной около часа они заметили, что по фарватеру, который привел их ко входу в Одесский порт, быстро движется какое-то довольно крупное судно. Антон по УКВ связался с капитаном судна. Судно собиралось заходить в порт. Антон обрисовал сложившуюся ситуацию и попросил его пройти как можно ближе к нему и выйти на его курс. Капитан любезно согласился. Через полчаса Литвинец уже убирал лишние швартовые концы и кранцы. Так закончилась первая и единственная ледовая эпопея в деятельности экипажа МДК-20. Этим же походом закончилась и первая навигация Антона в должности командира МДК. Началась интенсивная подготовка к новому учебному году. Бригада десантных кораблей пополнилась новыми современными кораблями. На смену
МДК прибыли новехонькие средние десантные корабли специальной польской постройки. Они имели новейшее навигационное и радиотехническое оборудование, мощное вооружение, позволяющее не только обеспечивать самооборону от легких кораблей и самолетов противника, но и оказывать эффективную огневую поддержку десанту при его высадке. Достаточно сказать, что на каждом таком корабле, водоизмещением около тысячи тонн, имелось по 2 реактивных установки с дальностью стрельбы более 10 км; по 2 автоматической артиллерийской установки, имеющей скорострельность 2000 выстрелов в минуту. СДК мог уже доставить на берег 6 танков и до роты морской пехоты. При этом и экипажу и десанту обеспечивались приличные условия обитания. Большинство старых десантников, командиров МДК ушли с повышением, кто на должность командира СДК, а кто на должность старшего помощника командира СДК. На смену им прибыли молодые лейтенанты из военных и мореходных училищ. Только Антону, несмотря на значительные успехи, достигнутые его экипажем, никто не предлагал никакой перспективы. Кадровики и политработники свои обиды хранили крепко. Да если подходить к этой проблеме философски, Антон в глубине души даже был доволен, что не надо никуда переезжать. Только за последние два года ему фактически пришлось поменять пять гарнизонов и четыре корабля. Ему уже изрядно надоело менять гарнизоны, корабли, экипажи и сослуживцев. Да и семейное положение не очень-то стимулировало очередное перемещение по службе, даже вверх.