Поэзия и режиссура. О творчестве Н. Хаткиной

Надя Сорокина
                Начало здесь:
                http://www.proza.ru/2017/06/27/1043 



Старушка Х.

http://www.stihi.ru/avtor/sh15.


Тема в эссе рассматривается на примере стихотворения Наталии Викторовны Хаткиной  «Стеклянный человечек»:


Стеклянный человечек

В новогодний вечер
Стеклянный человечек
На ёлочке висит.
В новогодний вечер
Стеклянный человечек
На сладости косит.

Глаза его - горошины -
Всё видят на столе:
И пышное пирожное,
И нежное суфле.

В новогодний вечер
Стеклянный человечек
Собою очень горд.
В новогодний  вечер
Стеклянный человечек
Сумел свалиться в торт.

И в середине торта
Почувствовал: "Не то!"
А люди - хоть бы что им!
А людям - хоть бы что.

В новогодний вечер
Стеклянный человечек
Валялся под столом.
С отломанною ручкою,
Униженный, измученный,
Облизанный котом...


Режиссёры порой заимствуют термины из смежных или сопутствующих театру и
кино дисциплин  (теория литературы, музыка, изобразительное искусство).

Режиссёр  – прежде всего художник, обладающий творческой фантазией, памятью о
касающихся его профессии произведениях искусства,  их особенным восприятием.


Наталия Викторовна, несомненно,  настоящий художник. При чтении ее стихов
очевидна яркая и содержательная работа воображения поэта. Так, про обычную
ёлочную игрушку она сочинила целую замечательную и поучительную историю-
сказку.

Память подсказала интересную художественную форму стихотворения. Оно написано
в балладно-песенном стиле.

И, разумеется, это произведение особенное, уникальное.

Таким образом, налицо все три выше указанные качества художника-режиссёра.


В чём заключается подготовка режиссёра к творческой деятельности?

Самая существенная её часть  –  это умение построить режиссёрский план, зерном которого является замысел режиссёра, а также развитие искусства композиции спектакля.

Композиция стихотворения ясная и чёткая, всё работает на основную идею.

Экспозиция.

В новогодний вечер стеклянный человечек висит на ёлочке  и, блестя глазами-бусинками косит на сладости. Он полон самых радужных планов. Атмосфера праздника передаётся читателю, которому автор предоставляет возможность представить маленькую ёлочку, стоящую прямо на столе со сладкими лакомствами.

2. Завязка.

Стеклянный человечек доволен и горд – он сумел свалиться в торт, в самую его середину и, наконец, оказался в центре всеобщего внимания.

3. Кульминационное действие, в основном, автор предоставляет домыслить читателю:
его вытащили из торта и бросили под стол  ( кому нужна перепачканная игрушка?).

Такой приём «соучастия» в действии зрителей весьма театрален. Читатель сам
«дописывает» сюжет в своём уме, что делает веру автору полной и
безраздельной.

Даже недалёким людям стало очевидно:

тому, кто обладает хрупкой конституцией, лучше не искать приключений, сидеть  на своём месте и заниматься делом, для которого он и создан, не обольщаясь соблазнами «сладкой» жизни и славы.

4. Развязка.

Игрушка валяется под столом. Порыв стать счастливым и знаменитым принес
стеклянному  человечку только позор и горе, чреватое гибелью  – по-видимому, его выбросят на помойку (вот что стоит за троеточием автора).



Основное внимание уделяется главному и почти единственному «актёру»,
хотя и любимому коту нашлось приятное и лёгкое занятие.

Совершенное обладание техникой художественного письма проявилось в произведении в полной мере.

Повторы и звукопись превращают стихотворение в  настоящий хит. Оно легко запоминается, вбивается автором в сознание жёстко, как гвоздь. Мелодия песни
рождается сама.

Ритм чеканный и чёткий – приходят на ум скороговорки и считалки.

Описание настолько художественно, живо и реалистично, что вся история  стоит перед глазами, как небольшая пьеса с интересной и содержательной драматургией.

Стихотворение замечательно выстроено, отрежиссировано. Получился маленький
спектакль.

Замысел автора осуществлён в нем просто блестяще, донесён до читателей максимально выпукло: мы становимся зрителями, которые в театре смотрят пьесу (или смотрят мультфильм).

Текст представляет собой единое художественное целое, в котором всё работает на однозначное понимание идеи.

Стихотворение издано в детском разделе. Лексика, повороты сюжета,
композиционные детали явно рассчитаны на малышей.

Трёхлетнему ребёнку, прочитавшему стихо, понятно, что тяга к сладкому может
оказаться смертельно опасной, и не всегда надо бежать туда, где его реально
можно добыть.

Но, как и всякое настоящее произведение искусства, "Стеклянный человечек"
имеет многоплановость, он с огромным интересом читается и взрослыми людьми.

Можно им устрашить неисправимого маленького лакомку-обжору, можно и самому
серьезно призадуматься.


Литературное произведение превращено искусством умелого режиссёра в сценическое.


Режиссура есть организация и творческое руководство спектаклем.

Внутреннее построение стихотворения безупречно.

В стихотворении всё сделано так, как в хорошей пьесе, нет пустого пространства, «воды», лишних слов.

Простая и бытовая история поднята организующим мастерством автора до высоты
художественного обобщения.

При этом Наталия проявила безупречный писательский вкус, избежав прямого надоедливого назидания.

Омар Хайям писал про славу : "над самым ухом барабанный звон". Что полезное для людей можно написать при таком музыкальном сопровождении?


Поэты, люди с тончайшей духовной организацией, крайне редко обладают пробивной силой, необходимой для того, чтобы пробиться к всеобщему признанию.

Как правило, основную  энергию они направляют в свое творчество, именно поэтому их произведения обладают  силой искусства.

Скорее всего, стихотворение отражает лично пережитое – именно поэтому так велик и остр накал сюжета. Поневоле вспоминается «незавоёванная»  поэтом Москва и неудавшаяся попытка Наталии прорваться к известности и славе.




То, что касается собственно режиссуры, заимствовано из книги
театрального режиссёра, неоднократно работавшего со  К. С. Станиславским и
В. И. Немировичем-Данченко, изданной: М., Л.: Искусство, 1939.


http://teatr-lib.ru/Library/Sahnovsky/direction/.