Всё выше, и выше, И ВЫШЕ Нью-Йорк ч. 2

Вячеслав Романович Каминский
Одни только проектируют… другие уже строят

Не хочется быть банальным, но… как говорится, дружба дружбой, а истина дороже. И согласно этой неопровержимой истине для большинства граждан на планете Нью-Йорк в первую очередь ассоциируется с небоскребами. Именно они определяют не только архитектурное лицо Большого Яблока, но и его образ жизни.
И это несмотря на то, что сегодня небоскребы отнюдь не редкость и их можно встретить и в Шанхае, и в Дубае. И в Сингапуре. Да практически в любом крупном мегаполисе. И по высоте многие из них значительно выше тех, что возведены на брегах Гудзона. Даже Всемирный торговый центр или как его чаще называют Башня Свободы, построенная в Нижнем Манхэттене уже после трагедии 11 сентября 2001 года, является всего лишь четвертым по высоте небоскрёбом в мире, уступая не только 828-метровому Бурдж-Халифа в Дубае, но и Шанхайской башне (632 м), возведенной естественно в Шанхае и Абрадж аль-Бейт в Мекке (601 м)…
И это при ее то гигантских размерах аж в 541 м. Что уж говорить о высотках, которые едва преодолели 100-метровую планку. По нынешним меркам их и в небоскребы-то нельзя записать. И все-таки и все-таки именно Нью-Йорк, а не Дубаи, не Шанхай и не Токио, считается городом небоскребов. Потому что, если для этих городов высотки пусть даже они больше и выше тех, что стоят на Манхэттене, являются некими архитектурными вставками, инкрустациями, декором, то Нью-Йорк – это цельный, образующий свой особый характерный только для Нью-Йорка, неповторимый силуэт из множества разновеликих высоток, каждая из которых стоит именно на своем, единственно правильно выбранном месте. И в том, что этот неповторимый архитектурный силуэт, растиражированный в миллионах фотографий, постеров и плакатов действительно ярок, самобытен и многообразен, мы смогли убедиться при первом же знакомстве с ним, когда отправились на прогулочном кораблике с прозрачным куполом в небольшое путешествие по Гудзону.

В лучах заходящего солнца город был особенно красив и величественен. Прогулка эта напоминала некое театральное действо, постоянную смену декораций. Причем смена эта происходила как-то плавно, постепенно, даже незаметно, когда на авансцену из-за одного величественного здания вдруг выплывало другое не менее величественное, а за ним новое еще более грандиозное. Сверкали остроконечные шпили, солнечные лучи отражались в стеклянных панелях высоток… Где-то в глубине, за выстроившимися вдоль набережной домами узнавались силуэты Крайслера, Эмпайр Стейт Билдинга, Вулворта… Одна высотка сменялась другой, словно в бесконечном хороводе.
Сколько же их здесь… Говорят 554. А может, и больше…И уж по этому показателю с Нью-Йорком не может посоперничать ни один город мира.
Но что самое удивительное, то, что при такой густой плотности небоскребов, когда, казалось бы, здесь не то, чтобы большому, крошечному яблоку негде упасть, когда каждый квадратный метр или как бы в Америке сказали дюйм, самой дорогой в мире земли распродан, Нью-Йорк мне показался на удивление светлым и даже зеленым городом. Гуляя по той же 5 авеню или 42 стрит, впрочем, как и по 40, 36 или 29, я не ощущал себя таким уж маленьким. Да и не я один. Здесь было достаточно светло, просторно и зелено… Небоскребы, уходя ввысь, как-то незаметно растворялись в небесной синеве, позволяя солнечным лучам беспрепятственно долетать до земли, в многочисленных скверах и парках на траве под цветущими сакурами аппетитно поедали гамбургеры беззаботные горожане, а по достаточно широким велодорожкам летели в блестящих шлемах разноцветные велосипедисты.
Так что утверждения о том, будто бы все эти небоскребы подавляют человека, вынуждают его ощущать себя крошечным винтиком в сложном механизме крупнейшего в мире мегаполиса, мне показались искусственными, не соответствующими действительности. Да и как можно было в это поверить, глядя на счастливых, довольных и в меру, а то и не в меру упитанных нью-йоркцев.
Конечно, добиться этого было непросто. Для того, чтобы все эти 154 высотки не загораживали небо, чтобы каждому пешеходу и даже автомобилисту, не говоря уже о любителях других средств передвижения в этом многомиллионном мегаполисе хватило и света, и воздуха потрудилось немало ученых и конструкторов со всего света. И старого и нового. Недаром же Нью-Йорк считают музеем городских экспериментов, а многие смелые решения, впервые примененные здесь, потом распространились по всему миру.
Даже сегодня, глядя на то же здание Эмпайр Стейт Билдинга, этого самого знаменитого в мире небоскреба, удерживающего пальму первенства с 1931 вплоть до 1972 года, когда было завершено строительство Северной башни Всемирного торгового центра, поражаешься, как во времена Великой депрессии здесь, в самом центре Манхэттена, всего за 410 дней был построен этот знаковый для каждого американца 102-этажный бизнес центр. В это трудно поверить, но за неделю здание поднималось примерно на четыре с половиной этажа, а в наиболее интенсивный период за 10 дней были возведены 14 этажей! Строительство Эмпайр Стейт Билдинга сродни настоящему аттракциону: сотни зевак ежедневно приходили сюда поглазеть на то, как растет буквально на глазах небоскреб, как ловко по его стальным конструкциям, словно циркачи без всякой страховки снуют отважные строители. На стройке работали 3400 рабочих, преимущественно эмигранты из Европы, а также несколько сотен строителей-монтажников стальных конструкций из племени могавков. Эти были вообще безбашенные. Если кто видел фотографии Льюиса Викес Хайна, сделанные во время строительства небоскреба, тот меня поймет… Снимки эти демонстрируют не только этапы строительства Эмпайра, но и жизнь, и условия труда рабочих того времени. Но, пожалуй, эти головокружительные фотографии переплюнул снимок другого фотографа Чарльза Клайда Эббетса, сделанный в 1932 году во время строительства Рокфеллеровского центра — «Обед на небоскрёбе». Помните, милый такой снимок, запечатлевший, как одиннадцать рабочих, усевшись, на стальной балке где-то на высоте 70-го этажа просто отдыхают…. Кто-то читает газету, кто-то прикуривает у соседа папироску, а один даже что-то пьет. Что именно, я рассмотрел только когда уже сам побывал в Рокфеллеровском центре, в вестибюле которого выставлены оригиналы этих фотографий. Так вот в руках у рабочего отнюдь не кефир, и не молоко…. А кое-что покрепче! Настоящий американский бурбон! И это в разгар сухого закона!

Впрочем, о Рокфеллеровском центре я еще расскажу, а пока вернемся к Эмпайр Стейт Билдингу. И отдадим должное господам Дюпону и Раскобу, не побоявшимся в самый разгар экономического кризиса взяться за столь грандиозный проект. И пускай у них не все сразу получилось, и для того, чтобы заманить бизнесменов в свой как тогда называли «Пустой-стейт-билдинг» им даже пришлось привлечь обезьянку… по имени Кинг Конг, которая уже в далеком 1933 году во время съемок одноименного кинофильма в качестве рекламы разгуливала по крыше небоскреба… Как видим, трюк удался. Сегодня офисы в Эмпайр Стейт Билдинге одни из самых дорогих в мире… Даже шпиль здания, который позволил ему обойти по высоте своего ближайшего конкурента — компанию «Крайслер», тоже в хозяйстве пригодился. Правда, от первоначальной задумки использовать его в качестве причальной мачты для дирижаблей пришлось отказаться. Ну кто, скажите, осмелится на высоте 102-го этажа, где должна была крепиться платформа со сходнями для подъёма на дирижабль, решится пройтись по ним… Страшно… А вот в качестве антенны шпиль вполне даже сгодился.
Вообще, кризис кризисом, а бизнес бизнесом. Вот и другой весьма успешный миллионер Рокфеллер-младший, оказался весьма дальновидным предпринимателем. В самый разгар Великой депрессии он прикупил себе приличный кусок земли рядом с Колумбийским университетом. Причем в одиночку, без каких-либо других инвесторов и сумел-таки соорудить грандиозный, состоящий из 14 зданий, сейчас их насчитывается уже 19, комплекс, получивший название — Рокфеллеровский центр, и который, по общему мнению, считается самым блестящим и грандиозным проектом в мире.
Боже, чего здесь только нет! Тут и небоскребы, включая знаменитый 259-метровый Дженерал Электрик Билдинг, где как раз и обедали в 1932 году те самые рабочие, и здания пониже, и сады, и скверы, и фонтаны, и театры, включая небезызвестный Радио Сити Мюзик-холл с самым большим в мире закрытым концертным залом на 6200 мест, где проходят помимо многочисленных концертов, и спектаклей, включая ежегодное грандиозное ледовое шоу «Christmas Spectacular», различные церемонии награждения. «Грэмми», например. А сколько здесь сосредоточено всевозможных скульптур, картин, барельефов… тут и статуя могучего Атланта, поддерживающего мир, и прикованный к золотой скале позолоченный Прометей … и прочия, прочия небожители (говорят их более ста). Причем все эти боги и полубоги здесь установлены неспроста. Рокфеллер-младший украшал свой центр мифологическими персонажами не просто так, а со смыслом… в соответствии со своей глубокой философией. Ну и вкусом, естественно. А тяготел наш филантром к стилю Арт Деко. Вот и весь Рокфеллеровский центр за исключением той знаменитой фрески художника коммуниста Диего Риверы, что некоторое время (пока ее не заменили другой менее коммунистической) украшала фойе главного здания, оформлен в этом полюбившемся бизнесмену стиле. Но вот что интересно, Арт Деко вдруг полюбился не только Рокфеллеру… Этот новый для Нью-Йорка стиль, навязанный миллионером, на многие годы стал определяющим в градостроительной политике города. Правда, стал он называться американским арт-деко.

Удивительно, но и сегодня Рокфеллеровский центр – этот город в городе является одним из самых посещаемых мест в Нью-Йорке. В рождественские дни в центре Рокфеллер Плаза устанавливают огромную елку, которую везут аж из Канады, а сама площадь превращается в праздничный, украшенный яркими гирляндами каток… на котором мечтает покататься хоть раз в жизни каждый американец.
Вообще нью-йоркские небоскребы сами смахивают на гигантские елки. Будь то сверкающий серебряным капюшоном, один из красивейших, мне лично он пришелся больше всего по душе, Крайслер Билдинг, успевший 11 месяцев, до окончания строительства Эмпайра считаться самым высоким зданием в мире или Вулворт — «Торговый собор» как его называют из-за сходства с церковью сами американцы, которому также с 1913 по 1930 год не было равных на планете.
Такое пристрастие нью-йоркских зодчих к строительству башен-пирамид было неспроста, а обусловлено производственной необходимостью, дабы возводимые небоскребы не загораживали свет тем зданиям, что пониже. Ну и для лучшей циркуляции воздуха, естественно.
Правда, это что касается той первой волны строительства небоскребов, пик которых пришелся на начало XX века.
Нынешние небоскребы — небоскребы XXI века, которые как грибы стали появляться в Нью-Йорке уже после тех страшных событий 11 сентября 2001 года, будь то Блумберг Тауэр один из самых высоких жилых небоскребов, выросший в самом центре Манхэттена или здание издательства Конде-Наст, расположенное на Таймс сквер, с огромным экраном, на котором отображаются рыночные котировки и реклама, башня банка Америки или самый высокий на сегодняшний день небоскреб в Нью-Йорке — Башня Свободы – центральное здание в новом комплексе Всемирного торгового центра, все они проектировались с расчетом на высокую экологическую безопасность и эффективность. Так, например, здание банка Америки построено из переработанных материалов, в небоскребе имеется система накопления и очистки дождевой воды, а система охлаждения в ночные часы производит запасы льда, чтобы использовать его плавление для охлаждения здания утром и днем, газифицированные абсорбционные холодильники в здании издательства Конде-Наст позволяют большую часть года вообще не отапливать и не охлаждать помещения, система же подачи свежего воздуха предоставляет его на 50% больше, чем требуется по строительным нормам.

Да, каждый новый небоскреб, построенный в Нью-Йорке, поражает не только своими размерами и архитектурой, но и смелыми техническими идеями. Идеями, которые опережают время, идеями, которые впервые опробуются вот здесь, в этом Большом Яблоке — столице мира. А потом уже распространяются по всему свету.
Не знаю, удастся ли нам еще раз побывать в этом удивительном, живом, шумном, веселом, земном, но устремленном к звездам городе. И узнаем ли мы его… Ведь он так стремительно меняется, уплотняется, сносит одни узнаваемые дома и строит на их месте другие. Даже не спрашивая на то позволения у своих сограждан. Потому что на это у него просто нет времени. Ведь пока одни только проектируют, другие уже строят…