Дисциплина прежде всего. глава 4. от мира сего

Роза Салах
 Дисциплину как обязательное для всех членов коллектива, подчинение установленному порядку, правилам директор Петров считал первостепенным.
  Идёт аппаратное совещание в кабинете директора. Начало, как всегда, в тринадцать часов. Знаю: нельзя опаздывать, но опоздала.  Как назло, меня задержала мать Коли Воробьёва. Опоздала-то на две минуты. Тихонечко захожу, сажусь с краю. Выступает завуч школы Екатерина Ивановна Ревина. Директор бросил на меня небрежный взгляд и отвернулся. Ну, думаю, устроит он мне взбучку. Недалеко от меня сидит Наталья Тихоновна, поглядывает на меня. Ей интересна реакция директора на моё опоздание. Она успела уловить недовольство Венедикта мной. Не слышу, о чём говорят. Безусловно, я подвела Венедикта Яковлевича перед его недоброжелателями своим опозданием. Все знают, что я поддерживаю директора во всех его добрых делах. Опустила голову, сижу – вдруг под столом вижу огромный кулак, направленный на меня. На душе тут же стало легко, словно камень с плеч долой.  Екатерина Ивановна, закончив выступление, улыбнулась мне. А вот Наталью Тихоновну это задело. Кому-то сказала: «Ничего Раисе. Видите ли – друзья! »
  Да, мы были друзьями, фанатами своего дела. Я год работаю вообще без отпуска, директор свой рабочий день начинает чуть ли не с семи утра. Обойдёт все коридоры щколы, всё заметит: тут появились царапины, здесь поломка. Выяснит, разберётся, найдёт виновного – поговорит.
  В зимние каникулы дзержинцы решили организовать экскурсию в Москву, взять с собой «трудных», состоящих на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. За финансовой помощью я снова обратилась к шефам. Стоимость путёвки оплатили шефы.
  Шесть часов утра. Морозно. Точно по времени к школе подъехал автобус с экскурсоводом, женщиной средних лет. Несмотря на ранний час, вся группа в составе двадцати восьми человек на месте. За старшего не Сергей Исычко, а Федя Трофимов, крепкий, высокий парень. Он подошёл ко мне, поздоровался, сказал:
- Вы не возражаете, если вместо Петрова Игоря поедет Володя Герасимов? Конечно же, была против, но промолчала. Семиклассник Герасимов недавно пришёл в школу, просто-напросто его сплавили из другой школы. Он такой же, как Коля Воробьёв. Федя понял меня, шепнул:
- Не беспокойтесь. Я беру его в свою группу. Мы заранее распределили всех трудных.
- Молодцы! К кому попал Андрей Нагаев?
- К Саше Меньшову.
-Хорошо! – успела сказать – ко мне подходит Николай Васильевич, учитель черчения, рисования.
- Раиса Александровна, извините! Что хотите, делайте со мной, но я не поеду.
- Но ведь Вы в приказе. Мы с Вами вместе отвечаем за жизнь и здоровье детей. Что скажет директор? Дети в сборе, уже пять минут седьмого. Кого вместо Вас найду в такую рань?
- Отмените поездку.
- Детей обманывать? Что они о нас подумают?
  Николай Васильевич покинул нас, сказав:
- Жить хочу.
- Я побежала к телефону, позвонила Венедикту Яковлевичу, рассказала о ситуации, имею ли право везти одна двадцать шесть учеников. Без второго руководителя? Директор жил недалеко, прибежал из дома, поговорил с ребятами, разрешил экскурсию.
  Вся ответственность за жизнь и здоровье детей легла на меня и директора.
  Мы в Москве. Разноцветная вечерняя Москва.  Нас устроили в гостинице Белорусского вокзала. Мальчиков определили в трёх комнатах, нас с экскурсоводом – в соседней комнате, рядом с ребятами. Дорога утомила всех, поэтому после ужина во всех комнатах было тихо, все спали.
  Завтрак в восемь утра. Подходим к своему автобусу – водитель ворчит на нас, хотя он заранее был предупреждён, чтобы на детей не кричать. В автобусе грязно, валяются бумажки, какие-то ветки. Федя несёт веник. Где он его нашёл?
- Ты, Миша,  до обеда дежуришь, подмети в автобусе, - спокойно обратился он к шестикласснику.- Никто не мусорит, сам лично прослежу. Поняли?
  Я начала считать детей – четверых нет. Нет самых отъявленных, известных милиции детей. Исчезли вместе с Герасимовым Володей.
- Вы не переживайте, к обеду вернутся, есть захотят,- успокаивает меня Володя Лобанов, десятиклассник, дзержинец.
  Конечно, мне не до экскурсии по Кремлю, не перестаю думать о беглецах. На карманные расходы родители дали им какую-то сумму денег. Но в Москве они впервые. Белорусский вокзал они найдут и знают, где мы питаемся.
  Стоим у кафе, десять минут до обеда – беглецов нет. Ждём, надеемся, что вот-вот появятся. В кафе не заходим, хотя обед наш подан. Смотрим – со стороны вокзала бегут все четверо. Я вздохнула, успела Феде шепнуть:
- Их не трогать! Сама с ними побеседую. Но Федя меня опередил, детям приказал:
- После обеда все идём в нашу комнату, никто никуда не уходит!
  Кормили нас очень хорошо. Ребятам экскурсия по Кремлю понравилась, тем более, что они увидели выезжающих из Спасских ворот космонавтов Андриана Николаева и Алексея Леонова.
  Меня ребята на своё «совещание» не пустили, извинились, только и сказали:
- Ничего не сделаем, просто поговорим, посовещаемся. Не беспокойтесь!
- Не трогайте их! Запрещаю! Пустите же меня! – требую я, а в комнате тихо-тихо. Приложила ухо к двери, подслушиваю, но без результата. «Совещание» длилось больше часа.
  Шагаем к автобусу, все молчат. Первым в автобус заходит Андрей Нагаев, за ним – Федя Трофимов, который встал на ступеньку и никого в автобус не пускает.
- Извините, придётся подождать минут пять. Сейчас Андрей подметёт пол, в автобусе наведёт порядок, и все поедем на экскурсию по Москве. Если можно, провезите нас мимо открытого бассейна, - обращается Федя к экскурсоводу.
- Куда ещё? В путёвке нет никаких бассейнов! Что за бассейн! – кричит водитель автобуса
- Мы с Вами договорились не кричать, - спокойно говорю я ему.
- Виктор, отменим одну экскурсию, поедем к их бассейну. Я знаю, где это, - ответила водителю экскурсовод Людмила Петровна.
- Почему к бассейну? – спросила я у Феди Трофимова.
- Потому что Андрей Нагаев повёз их в открытый бассейн. Пусть все посмотрят, уж очень хвалят. Может, разрешите всем искупаться.
  Разрешили.
  Четыре дня экскурсии по Москве пролетели быстро. Едем домой.
  Да, потрепала нервы, но я от экскурсии, от общения с ребятами, маленькими правонарушителями, старшеклассниками, большинство которых, повзрослевши, сами стали настоящими воспитателями детских, человеческих душ: прокурором, спортивным тренером, учителем, инженером, мастером, получила удовольствие. Мои правонарушители за эти пять дней стали добрее, послушнее, чище душой.