Брейгель Старший Питер

Владимир Руссь
                БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ ПИТЕР
                (1528/30-1569)
                Нидерландский живописец


000
Благородство его сказывается в том, что он при своей колоссальной виртуозности совершенно чужд маньеризма.
(А.Н. Бенуа)
000
Брейгель в существе своем не меланхолик и не пессимист. В нем чувствуется глубокая вера, он с сыновней нежностью любит Бога.
(А.Н. Бенуа)
000
Гениальный правдолюбец.
(А.Н. Бенуа)
000
Изумительный мастер и чудный поэт.
(А.Н. Бенуа)
000
Один из величайших художников в истории.
(А.Н. Бенуа)
000
Особенностью Брейгеля является его широта, свобода и полная искренность.
(А.Н. Бенуа)
000
Последний гениальный готик.
(А.Н. Бенуа)
000
Художник очень благородной, очень <красивой> души, умиленной и восторженной, знающей и зло, и добро, понимающей первое как неизбежное, и благословляющей второе по личному влечению к нему.
(А.Н. Бенуа)
000
Кто этот новый на земле Босх, умеющий и кистью, и пером с таким искусством подражать игривым мыслям учителя, что даже иногда превосходит и его самого? Будь высок духом, Питер, как ты высок в искусстве, ибо и своими шутками, и шутками своего учителя, и полным остроумия родом живописи ты всюду и у всех снискал такую славу, которая не уступает славе никакого другого живописца.
(Д. Лампсониус)
000
Брейгель был молчалив.
(К. ван Мандер)
000
Брейгель, находясь в Альпах, похоже, глотал все эти горы и скалы, чтобы потом, вернувшись домой, извергнуть их из себя на холст или дерево – до такой степени верно он передавал природу.
(К. ван Мандер)
000
Брейгелю очень нравилось наблюдать за крестьянами, за тем, как они едят, пьют, веселятся.
(К. ван Мандер)
000
Прозренья его беспощадны,
Сужденья его непреложны.
Его дураки безупречны,
Его богомольцы – безбожны.
(Н.Н. Матвеева)
000
Он покинул нас в расцвете сил. Уж не сочла ли смерть, узрев его необычайное искусство, что он старше, чем был на деле!
(А. Ортелий)
000
Веселый.
(Прозвище)
000
Деревенский.
(Прозвище)
000
Мужицкий.
(Прозвище)
000
Шутник.
(Прозвище)
000
Его зрение и слух были постоянно напряжены – как и рука, которой он одновременно делал наброски.
(К.А. Роке)
000
Брейгеля интересовала не столько суть предмета, сколько практическая польза от него. Одним словом, его живопись – это учебник хорошего поведения: через сто лет Лафонтен пойдёт по его стопам, поучая людей на примере животных.
(П. Франкастель)