Главная Борода Арктики

Морской Профсоюзный Телеграф
Главная борода Арктики.
 
Вы думаете, что среди множества бородатых покорителей Арктики главная борода это Чилингаров Артур Николаевич? Ошибаетесь… С 1932 года все что было связано с Арктикой находилось в ведении Главной бороды – Отто Юльевича Шмидта. Партия и правительство поставили задачу "Проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива».
Для решения этой задачи была создана гигантская контора Главное Управление Северного морского пути (ГУСМП). Первым руководителем был назначен академик Отто Юльевич Шмидт. В его ведении оказались: в европейской части СССР острова и моря Северного ледовитого океана; в азиатской части – территория севернее 62-й параллели.
Предстояло оборудовать и обеспечить эксплуатацию морского пути в арктических морях. Также построить поселки и метеостанции, суда и судоремонтные заводы, порты; создать научно-исследовательские институты.
До прихода в Арктику Шмидта там уже работали выдающиеся полярные исследователи, например, профессор Рудольф Самойлович, который начал арктические исследования с 1910 года, после того как его туда сослали за революционную деятельность. Участник многочисленных экспедиций, спасал участников перелета на дирижабле «Италия», руководитель адмирал Нобиле…, но попал под каток репрессий и в марте 1939 года был расстрелян.
Судьба была более благосклонна к профессору Владимиру Юльевичу Визе, только болезнь помешала ему войти в знаменитую «Папанинскую» четверку и после 1937 года он отошел от непосредственной работы в Арктике.
Не принял советскую власть полярный исследователь Борис Вилькицкий, его именем назван пролив между Таймыром и Северной Землей. Умер в 1961 году в Брюсселе, а только в 1996 году его прах был перенесен на Смоленское кладбище Санкт-Петербурга. То же самое можно сказать и про Колчака.
Стоит вспомнить и про замечательного исследователя Арктики Ушакова Георгия Александровича, его стараниями появилось научно-исследовательское судно «Витязь», составил подробную карту Северной Земли. Завещал похоронить его на Северной Земле, воля покойного была выполнена, на островке Домашний установлена пирамида с прахом ученого…
Но, тем не менее, все, что было сделано в Арктике в 30-х годах, связано с именем Отто Юльевича. Как говорили полярники: «Он и академик, и герой, и мореплаватель…»
Академиком он стал в 1935 году за огромные научные достижения в исследовании Арктики, хотя у него были и научные работы и теория возникновения тел в Солнечной системе.
Героем Советского Союза – в июне 1937 года.
А мореплавателем - с 1929 года, он возглавил полярную экспедицию на пароходе «Седов». Это было первое знакомство Шмидта с Арктикой. Дело в том, что еще в 1916 Россия декларировала свое право на Архипелаг Земля Франца-Иосифа. К 1929 году Норвегия, ободренная решением и уступчивостью России о праве на Шпицберген, строила планы и присоединению и Земли Франца-Иосифа. В ответ на это Советское правительство приняло решение организовать на архипелаге самую северную в мире полярную станцию, включив тем самым острова в полярные владения СССР.
Весной 1929 года Совет Народных Комиссаров утвердил план по созданию полярной станции на Земле Франца-Иосифа, руководителем был назначен Отто Юльевич Шмидт. Почему выбор пал на Шмидта? Человека, который до этого ни разу не был в полярных широтах… тут сказалось то, что Отто Юльевич вместе с видными революционерами Горбуновым и Крыленко (Горбунов был управляющим делами СНК; Крыленко  - Генеральным прокурором России) весьма успешно поработали в Памирской экспедиции. Вот такой многогранный человек был Отто Юльевич!
После окончания с золотой медалью гимназии в Киеве, поступил и закончил Физико-математический факультет Киевского университета; в 25 лет уже был приват-доцентом. Затем работал в первом советском правительстве в Наркомате продовольствия, затем его перебрасывают в Наркомфин; в апреле 1921 года Ленин подписал Удостоверение: «Предъявитель сего О.Ю. Шмидт постановлением СНК от 19 апреля 1921 года утвержден Членом Коллегии Наркомфина» и подпись Председатель СНК Ульянов(Ленин).
Экспедиция на Землю Франца-Иосифа готовилась лихорадочно, ведь она носила не столь научный, как более политический характер. В те годы проблемами Арктики занимался Институт по изучению Севера, который возглавлял Рудольф Лазаревич Самойлович. Для решения вопросов по освоению Полярных морей была создана Арктическая комиссия. В ее состав вошли Шмидт, Самойлович и выдающийся ученый-теоретик Владимир Юльевич Визе.
В 1929 году на пароходе «Седов» под командованием легендарного капитана Воронина Владимира Ивановича экспедиция достигла берегов Земли Франца-Иосифа, и в бухте Тихая 29 июля 1929 года был поднят государственный флаг СССР. Отто Юльевич Шмидт, имея полномочия правительственного комиссара, объявил о вхождении Земли в состав СССР.
В 1930 году Шмидт, уже в качестве директора института по изучению Севера, продолжил исследование арктических островов. На том же ледокольном пароходе «Седов», по пути к малоисследованной Северной Земле, открыли несколько островов, которые называли в честь участников этой экспедиции: Визе, Воронин, Самойлович (это были последние острова, которым присваивали названия сами первооткрыватели, потом все названия проводились только по решению директивных и партийных органов).
На одном из островов Северной Земли открыли еще одну полярную станцию, остров назвали в честь Отто Юльевича. Как написал позднее Шмидт: «Для меня походы 1929-1930 годов были арктическим крещением».
После экспедиций 1929-1930 годов Шмидт начал подготовку к главному плаванию своей жизни – это проход от Архангельска до Владивостока без зимовки. «Мы сделаем попытку пройти без зимовки и этим доказать, что Северный морской путь имеет не только научное, но непосредственно хозяйственное значение».
Советское правительство для этого рейса выделило 1 миллион рублей, в распоряжение Шмидта поступило ледокольное судно «Сибиряков» (пароход «Седов» стоял на ремонте)… Как всегда практически подготовка к рейсу проходила в суете и в беспорядке, например, одесские железнодорожные вагоны с овощами «запендюрили» вместо Архангельска в Астрахань; самолет «ледовой» разведки также летал по железнодорожным составам и его не смогли доставить к отходу судна.
В экипаже шутили по поводу попытки не платить положенную по закону «Полярку» (чиновники хотели перенести линию Полярного круга поближе к полюсу).
Рейс проходил в тяжелейших ледовых условиях. Капитан Воронин практически не спал, для обзора состояния льдов он с биноклем даже забирался в «бочку» на мачте, сказывалось отсутствие самолета, который «не довезли» до выхода из Архангельска.
В бухте Тикси экипаж во главе со Шмидтом построили еще одну полярную станцию, причем, Отто Юльевич как бы в продолжение пословицы «и мореплаватель, и плотник» - таскал кирпичи, стройматериалы, укладывал бревна.
Гребной винт парохода не выдержал ледового похода, была обломана одна лопасть, три другие обломались до половины. Водолазов на судне не было, но запасной винт имелся, решили путем перемещения груза «задрать» корму и поменять винт. За двое суток переместили 400 тонн груза, но винт оставался в воде – не хватило одного фута… тем не менее, механики в ледяной воде за трое суток поменяли лопасти винта. Уже на подходе к Берингову проливу, когда за кормой осталось 3500 миль, а до чистой воды – 100, обломался конец гребного вала – все судно обездвижилось… Хоть паруса ставь! Пришла сумасшедшая мысль и поставили шесть угольных брезентов и шлюпочные паруса – и судно пошло, медленно, но шло… 1 сентября вышло на чистую воду, подошел рыболовецкий траулер «Уссуриец», который взял «Сибиряков» на буксир. Задача была выполнена, судно без зимовок прошло по Северному морскому пути.
Шмидт доложил в Правительство о том, что по арктическим морям плавать можно, но необходимо многое сделать, чтобы это плавание было регулярным…
И началось. Каждое ведомство стремилось спихнуть с себя ответственность за далекую Арктику. Дело дошло до Политбюро. Сталин молча выслушал всех, в том числе и Шмидта, который предложил: «Надо создать организацию, которая будет отвечать за всё. За ВСЮ Арктику». Так и возникло Главное управление Северного морского пути. А Шмидт должен был отвечать за ВСЮ Арктику. Так в Арктике наступило ВРЕМЯ ШМИДТА.
Началась гигантская работа по созданию огромной компании, по определению Сталина, вроде Ост-Индской.
В 1933 году Шмидт буквально «выцарапал» новенькое грузовое судно, построенное в Дании и вовсе не предназначенное для плавания во льдах. Первоначально судно называлось «Лена», но в память о самом успешном участнике Великой Северной Экспедиции назвали «Челюскин».
По замыслу Шмидта, нужно было вновь пройти от Архангельска до Владивостока, но уже не на ледокольном пароходе, а на обыкновенном, грузовом .судне. По пути заменить зимовщиков на острове Врангель, а также изучить ряд неизученных участков пути. Нужно было окончательно решить, можно ли грузовым судам ходить по этой трассе и организовать совместную работу ледоколов и пароходов.
В начале 30-х годов Арктика стала синонимом космоса. В газете «Правда» появилась рубрика «У нас в Арктике», где постоянно печатались материалы о героизме полярников, летчиков и моряков. рейс «Челюскина» широко освещали, пароход был переполнен, помимо членов экипажа среди пассажиров были и кинохроникеры, и поэты, и журналисты, и даже известный художник Решетников «Опять двойка». На борт погрузили самолет ледовой разведки Ш-2, летчик Бабушкин М.С.
12 августа (это было очень поздно для арктических рейсов) судно из Мурманска взяло курс на Восток.
На мостике капитан Воронин, экспедицией руководил Шмидт. Уже через месяц судно подошло к устью реки Колыма, появились встречные дальневосточные суда. Казалось еще чуть-чуть…
Но с началом сентября ледовая обстановка резко ухудшилась, у мыса Ванкарем продвижение остановилось, за сутки проходили не больше 1 мили, а то и 1 кабельтовой. 23 сентября продвижение прекратилось, дошло до того, что начали вручную с помощью ломов и взрывчатки пробивать канал. К неподвижному судну с берега на собачьих упряжках приехали местные жители, с ними отправили на Большую землю 8 больных… до Берингова пролива было всего 40 миль… но начали обратный дрейф, вмерзшее в лед судно понесло от берега.
Так началась челюскинская эпопея… Заблаговременно перетащили все необходимое на верхнюю палубу. Предполагали, что судно не выдержит ледового сжатия. 13 февраля 1934 года корпус треснул, началось поступление воды. Капитан Воронин приказал выгружать продовольствие и снабжение на лед… В 15:50 судно затонуло.
Вся страна следила за операцией по спасению челюскинцев. На льдине еще раз проявился организационный талант Шмидта: «Никакой паники. Нас спасут!»
27 февраля получили РДО от Сталина: «… ПРИНИМАЕМ ВСЕ МЕРЫ К ОКАЗАНИЮ ВАМ ПОМОЩИ»
Спасательная операция закончилась успешно. Затем было триумфальное возвращение, страна рукоплескала, челюскинцы как один стали орденоносцами, летчики – Героями Советского союза. На Красной площади провели в честь героев военный парад. К сожалению, в 1937 году про эти дни триумфа многие забыли, под репрессии попали и некоторые челюскинцы…
В 1935 году Шмидт О.Ю. был избран действительным членом Академии Наук СССР. Заработал и Севморпуть, в этом же году трассой прошли несколько грузовых судов, а «архангелос» п/х «Рабочий» из Архангельска дошел до Колымы и вернулся обратно до закрытия навигации.
В 1936 году уже 8 судов из Ленинграда во Владивосток -  6, и в обратном направлении 2 судна, затем на трассе СМП работало 8 ледоколов и 25 грузовых судов.
В тяжелый для страны год – 1937 проходили не только политические процессы, на Северном полюсе высадилась четверка Папанинцев. Руководил экспедицией Отто Юльевич. Он же и первым вышел из самолета Водопьянова на льдину в районе Северного полюса.
За организацию дрейфующей полярной станции «Северный полюс» Шмидт О.Ю. и его соратники были удостоены звания Герои Советского Союза.
В 1937 году для самого Отто Юльевича ситуация была очень непростая. Высадка на полюс это успех, но положение на Северном морском пути близилось к настоящей катастрофе. Начались аресты сотрудников из ближайшего окружения Шмидта. Начальника Политуправления СМП бывшего чекиста Бергавинова обвинили в попытке покушения на… Сталина. Папанин писал в своих воспоминаниях: «Днем нам рассказывали по радио о врагах народа, вредителях и диверсантах, пробравшихся в Главное управление Северного морского пути… К празднику 20-летия Октябрьской социалистической революции работники Севера должны были преподнести подарок стране, вместо этого получилось так, что почти все ледокольные суда зазимовали»… и в духе тех лет: «Полярники потеряли бдительность, считали, что «шапками закидаем» Арктику, результаты получились плачевными.
У самих «папанинцев» сложилось трагическое положение – льдина трещала, крошилась на кусочки, авиацию использовать было нельзя, практически все ледоколы зимовали во льдах Арктики; только один ледокол под командованием опытного Воронина избежал зимовки – это «Ермак», в феврале 1938 года из Ленинграда на помощь «Северному Полюсу-1» вышел ледокол «Ермак». Командовал спасательной операцией Шмидт, но словно была спущена команда, его имя не упоминать… 12 февраля зимовщики увидели огни прожекторов ледокольных судов «Таймыр» и «Мурман».
19 февраля ледокольщики вплотную приблизились к льдине Папанина – в эфир ушла последняя радиограмма радиста Кренкеля… «Папанинцы» были спасены… Вскоре подошел ледокол «Ермак», участники дрейфа перешли на его борт. На память об этом событии осталось фото, где Шмидт и Папанин вместе и народная частушка:
«Примеров много есть на свете.
Но лучше, право, не найти,
Снял Шмидт Папанина со льдины,
А тот его – с Севморпути»
Закатилась арктическая слава Главной бороды Арктики – имя Шмидта не попало в Указ о награждении участников спасения дрейфующей станции, в Кремле проходили чествования «папанинцев», но имя Шмидта не было упомянуто среди приглашенных. Сталин поднял бокал и произнес тост: «За Папанина и «папанинцев»! За Стаханова и «стахановцев!»
Ну а народный любимец Шмидт, в честь которого называли детей: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Оюшминальд (О.Ю.Шмидт на льдине) – он уцелел, хотя и Вышинский говорил ему прямо в глаза: «Дорогой Отто Юльевич! Вы нам очень дорого обходитесь»
Не вышел на просторы Арктики ледокол «Шмидт», он был срочно переименовал в «Микоян»
В Арктике появился новый кумир и Герой – Папанин, который ввел в оборот новое слово «Шмидтовец», что было аналогично «троцкисту» или «бухаринцу». Все, кто не «шмидтовец», стали папанинскими «браточками» и «братками»…
После Арктики Шмидт недолго поработал Вице-президентом Академии Наук, потом – директором Института теоретической геофизики, а в конце жизни продолжил работу над теорией возникновения Земли и планет.
Все годы жизни Отто Юльевич боролся с тяжелой болезнью – туберкулезом, особенно последние десять лет жизни, «многократные легочные кровоизлияния, лежал только на правом боку, туго прижимая к груди правую руку, три последние года он практически не вставал с постели…»
Ушел из жизни Отто Юльевич Шмидт в сентябре 1956 года…