Эссе Рассуждения. О смысле жизни

Сергий Чернец
Эссе Рассуждения.О смысле жизни, как водится.

Вот рождается человек. И на него обрушиваются незнакомые ощущения: звуки, цвета, запахи. У маленького человечка все эти ощущения еще не складываются в образы, - мозгу ещё только предстоит научиться обрабатывать информацию.

Наше восприятие обладает некоторым рядом свойств. Рассмотрим это на примере: на веточке дерева, среди листвы, мы, вдруг, увидели птичку и услышали её пение.

Первое: «предметность восприятия» - позволяет выделить пятно на фоне зелени и различить пение среди шелеста листвы и других окружающих звуков.

Второе: «целостность восприятия» - достраивает образ – мы оцениваем форму, размер, объем и удаленность объекта, его движение, а также особенности услышанных звуков, их громкость и тон и так далее.

Третье: «структурность восприятия» помогает объединить все данные, полученные от разных анализаторов (зрения, слуха и т. д.).
«Структурность» неразрывно связана с «осмысленностью», тут же превращающей все данные в слово-понятие «птица».

Таким образом, «восприятие» - это сложное соединение разных ощущений, получаемых от предметов или явлений действительности.
Всему-то человек учится всю жизнь.
_____________________
Но есть любопытство, любознательность и «переусердствованное осмысление» доступное человеку – это фантазия.

Фантастика (другим словом выдумка) – это важный элемент «эффекта отчуждения».
Особенность нашего обыденного мировосприятия состоит в том, что в силу естественной «экономии энергии» слишком многое в окружающем мире воспринимается нами автоматически, как бы по инерции,  по, раз и навсегда заученным в детстве шаблонам. Слишком многое мы готовы принять без доказательств, ибо «так принято». В результате всё истинное и разумное, как-то исподволь, начинает уравниваться в нашем сознании с привычными образами.

Человек привыкает, перестает возмущаться противоестественными, антигуманными процессами и установлениями общества. Свыкается с несправедливостью. Утрачивая, тем самым, способность разграничения «верха» и «низа», правды и лжи, добра и зла. Подспудно душа чувствует все «несправедливости мира, - потому-то время от времени люди испытывают властную потребность в переоценке ценностей. Им бывает нужно взглянуть на окружающий мир по-новому, со стороны, как бы впервые, отрешиться от накопившегося запаса знаний, которые оказываются часто фальшивыми. В такой переоценке не последнюю роль играет искусство, в том числе и искусство слова.
Фантастика «отчуждает» привычное, предлагает уверенным в своей разумности людям и всей «нормальности повседневности» посмотреть на себя со стороны, оборотиться и глянуть в зеркало гротеска. Гротеск искажает, чтобы восстановить истинные пропорции мира.

В мире реально существует «угроза автоматизации», которая несет «прогрессирующий паралич» всего внутреннего, неповторимого начала, которое и делает человека человеком. Мы ясно можем видеть сегодня, что наши соотечественники потребляют одни те же ценности материальные и духовные (а чаще – псевдоценности). Люди, особенно молодые, мыслят общими стереотипами, которые вкладываются в них теми, кто по долгу службы призван манипулировать общественным сознанием. Уже возникают контуры машиноподобного общества, где есть умные машины, сделанные людьми, но самое печальное в том, что люди с необыкновенной легкостью отказываются от человеческого в себе, превращаясь в «роботов».

Пример: случится беда, человек попадает в аварию или тонет, большинство не помочь стремиться, а снять на видео на камеру, чтобы выложить в соцсети интернета. Везде и всюду человеческая взаимопомощь потихоньку исчезает, утрачивается, взамен денег.

Жизнь человеческая обладает ровно тем смыслом, который люди сами вносят в неё своими делами. От этого в конечном счете и зависит Качество нашей цивилизации.
С давних пор человек стремился «вовне»: сначала исследовал планету, открывал материки (Америку) и океаны, проникал в земные недра. Потом заинтересовался космосом, а вот его внутренний мир так и остался «неведомой страной». О насущной необходимости разобраться в душе человеческой и «навести там порядок» напоминают нам почти все религии. Но кто их слушает? Потому что методы, которыми религия пользуется: навязывание, запугивание кромешными муками, не приемлет свободная по роду своему душа человеческая. И это проблема проблем! О душе своей думай – говорит любой священник, лама, раввин и прочие, и тут же добавляет – а то накажет тебя… или даже, как в Средневековье, казнит….

Ну как тут думать о душе, когда человеку приходится дрожать от страха! И человек выбирает путь отрицания – технократы говорят: счастливые не ведают моральных терзаний, и строят технократическое общество, превращая людей в «винтики этой системы» - нажимать кнопки, всё что от них требуется в технократическом обществе.

Искусство и литература в том числе, не дает однозначных ответов на вопрос «как?». Кто ждет от литературы указаний и рецептов, наверное, останутся неудовлетворенными. Все истины литературных суждений и антитез относительны. Мы можем найти только тоску по цельному и устойчивому мировоззрению, постоянное напоминание о спасении человеческой цивилизации через «полезную ложь», поставляемую философией и искусством, и в то же время верой в их необходимость. По искусству (которое вымысел по сути): красота спасет мир. По философии (которая от искусства недалеко ушла): истина мир спасает.

«Почему сегодня пишутся часто короткие романы, короткими фразами, разбивая повествование на короткие главки? Можно ответить полушутя: наверное, надеются таким образом сделать свои книги доступными для занятых людей – менеджеров, сенаторов, генералов, депутатов. И не без грусти можно добавить поправку: у сегодняшних занятых людей уже выработался стойкий иммунитет против воздействия книг.
Но есть выход.
"Просто надо ловить людей врасплох, еще до того, как они сделаются менеджерами, банкирами, сенаторами и депутатами, и «отравлять им мозги гуманизмом». Быть может, потом, когда они достигнут некоторых постов, им захочется сделать мир лучше. А это не только возможно, но и просто необходимо. И браться за дело нужно именно сегодня, потому что завтра может оказаться поздно!» – как говорил один известный писатель.
Конец.