Cтайер океана

Вячеслав Прытков
                С  Т  А  Й  Е  Р       О  К  Е  А  Н  А.

                «There  is  nothing  more  enticing, disenchanting, and 
                enslaving  than  the   life  at  sea.» 
                Joseph   Conrad 
   
Это  небольшое  трёхмачтовое  судно  с  железным  корпусом  было  построено  в  Глазго  в  1869  году. Новый  элегантный  345 – тонный  барк  получил  название  «Отаго», а  создавался  он  там  же  где  и  знаменитый  клипер  «Катти  Сарк». В  то  время  парусные  корабли  ещё  не  сдали  свои  позиции  на  море, даже  открытие  Суэцкого  канала  и  появление  пароходов  не  помешали  им  совершать  длительные  океанские  переходы  в  Австралию  и  Новую  Зеландию. В  1871  году, когда  собственником  «Отаго»  являлся  капитан  Ангус  Камерон, барк  совершил  рекордный  переход  из  Ливерпуля  в  Аделаиду  (Австралия)  за  88  дней, показав  завидную  мореходность, чем  и  заинтересовал  местного  бизнесмена  Джеймса  Симпсона, который  приобрёл  «Отаго»  за  5,5  тысяч  фунтов  стерлингов. Так  австралийская  компания  Grierson  and  Co  of  Adelaide  стала  полностью  распоряжаться  судном.
В  80 – х  годах  ХIX  века  Европу  охватил  миграционный  бум. Многие  эмигранты  направлялись  за  океаны  на  парусных  судах. Утром  2  февраля  1884  года  барк  «Отаго»  с  361  пассажиром  на  борту  поднял  якорь  и  с  помощью  буксира  пошёл  по  реке  Клайд  (Шотландия), намереваясь  достичь  далёкого  Квисленда  (британская  колония  в  Австралии). Капитаном  судна  был  Хаг  Фальконер. Трудное  для  пассажиров  плавание  продолжалось  долгих  три  месяца, восемь  человек  умерли  в  пути, так  и  не  увидев  вожделённого  берега.
«Отаго»  стал  знаменитым  кораблём  спустя  много  лет. В  1888  году  на  его  борт  поднялся  29 – летний  капитан (англ. – master), ещё  никому  не  известный  Юзеф  Коржановский  (будущий  писатель  Джозеф  Конрад – 1857 – 1924), два  года  назад  ставший  подданым  Британии. Не  смотря  на  то, что  судно  почти  18  лет  бороздило  моря  и  океаны, новый  капитан  был  поражён  его  обликом, описывая  свои  первые  впечатления: «Корпус, оснастка  наполняли  мой  глаз  большим  содержанием… а  среди  своих  спутников, пришвартованных  к  берегу, он  выглядел  породистым  арабским  скакуном…»
Бангкок – Сингапур – Сидней – Мельбурн – Сидней – остров  Маврикий, а  затем  периодические  рейсы  между  Австралией  и  островом – вехи  новых  путей  «Отаго». Корабль  выдерживал  жесточайшие  штормы, а, однажды, совершил  бесстрашный  переход  через  пролив  Торреса, опасный  своими  подводными  рифами, пройденный  ранее  Д. Куком  на  «Эндеворе». Это  было  действительно  большим  достижением, добраться  с  грузом  из  Сиднея  на  Маврикий  неизведанным  северным  путём. Всего  14  месяцев  пришлось  Д. Конраду  ходить на  «Отаго  капитаном  и  уже  в  апреле  1889  года  он  прощается  с  ним  и  с  морем, навсегда  вернувшись  на  берег, в  Европу, посвятив  себя  целиком  писательской  деятельности.
А  барк  «Отаго», переходя  из  рук  в  руки, неустанно  трудился  на  море. В  1903  году  был  приобретён  мельбурнской  судоходной  компанией  Huddart, Parker & Co. Некогда  грациозный  корабль  превратился  в  угольную  баржу  без  мачт  в  Сиднее, пока  не  очутился  в  1931  году  на  кладбище  заброшенных  кораблей  на  реке  Деруэнт  на  острове  Тасмания. Его  железные  останки  были  проданы  некому  Генри  Доджу  за  один  доллар, как  металлолом.
Так  закончилась  морская  «жизнь»  этого  замечательного  корабля. Ведь  корабли, как  и  люди  уходят, оставляя  нам  светлую  память  о  себе.

Примечания: Торресов  пролив – связывая  Коралловое  море  с  Арафурским, отделяет  Австралию  от  острова  Новая  Гвинея. Получил  своё  название в  честь  первооткрывателя – испанца  Луиса  Ваэс  де  Торреса, прошедшим  его  в  1605  году.
Перевод  эпиграфа: «Нет  ничего  более  соблазняющего, освобождающего  от  иллюзий  и  порабощающего, чем  жизнь  на  море.»
Д. Конрад.

11  июля  2017  г.                Вячеслав  Прытков.