С Т А Й Е Р О К Е А Н А.
«There is nothing more enticing, disenchanting, and
enslaving than the life at sea.»
Joseph Conrad
Это небольшое трёхмачтовое судно с железным корпусом было построено в Глазго в 1869 году. Новый элегантный 345 – тонный барк получил название «Отаго», а создавался он там же где и знаменитый клипер «Катти Сарк». В то время парусные корабли ещё не сдали свои позиции на море, даже открытие Суэцкого канала и появление пароходов не помешали им совершать длительные океанские переходы в Австралию и Новую Зеландию. В 1871 году, когда собственником «Отаго» являлся капитан Ангус Камерон, барк совершил рекордный переход из Ливерпуля в Аделаиду (Австралия) за 88 дней, показав завидную мореходность, чем и заинтересовал местного бизнесмена Джеймса Симпсона, который приобрёл «Отаго» за 5,5 тысяч фунтов стерлингов. Так австралийская компания Grierson and Co of Adelaide стала полностью распоряжаться судном.
В 80 – х годах ХIX века Европу охватил миграционный бум. Многие эмигранты направлялись за океаны на парусных судах. Утром 2 февраля 1884 года барк «Отаго» с 361 пассажиром на борту поднял якорь и с помощью буксира пошёл по реке Клайд (Шотландия), намереваясь достичь далёкого Квисленда (британская колония в Австралии). Капитаном судна был Хаг Фальконер. Трудное для пассажиров плавание продолжалось долгих три месяца, восемь человек умерли в пути, так и не увидев вожделённого берега.
«Отаго» стал знаменитым кораблём спустя много лет. В 1888 году на его борт поднялся 29 – летний капитан (англ. – master), ещё никому не известный Юзеф Коржановский (будущий писатель Джозеф Конрад – 1857 – 1924), два года назад ставший подданым Британии. Не смотря на то, что судно почти 18 лет бороздило моря и океаны, новый капитан был поражён его обликом, описывая свои первые впечатления: «Корпус, оснастка наполняли мой глаз большим содержанием… а среди своих спутников, пришвартованных к берегу, он выглядел породистым арабским скакуном…»
Бангкок – Сингапур – Сидней – Мельбурн – Сидней – остров Маврикий, а затем периодические рейсы между Австралией и островом – вехи новых путей «Отаго». Корабль выдерживал жесточайшие штормы, а, однажды, совершил бесстрашный переход через пролив Торреса, опасный своими подводными рифами, пройденный ранее Д. Куком на «Эндеворе». Это было действительно большим достижением, добраться с грузом из Сиднея на Маврикий неизведанным северным путём. Всего 14 месяцев пришлось Д. Конраду ходить на «Отаго капитаном и уже в апреле 1889 года он прощается с ним и с морем, навсегда вернувшись на берег, в Европу, посвятив себя целиком писательской деятельности.
А барк «Отаго», переходя из рук в руки, неустанно трудился на море. В 1903 году был приобретён мельбурнской судоходной компанией Huddart, Parker & Co. Некогда грациозный корабль превратился в угольную баржу без мачт в Сиднее, пока не очутился в 1931 году на кладбище заброшенных кораблей на реке Деруэнт на острове Тасмания. Его железные останки были проданы некому Генри Доджу за один доллар, как металлолом.
Так закончилась морская «жизнь» этого замечательного корабля. Ведь корабли, как и люди уходят, оставляя нам светлую память о себе.
Примечания: Торресов пролив – связывая Коралловое море с Арафурским, отделяет Австралию от острова Новая Гвинея. Получил своё название в честь первооткрывателя – испанца Луиса Ваэс де Торреса, прошедшим его в 1605 году.
Перевод эпиграфа: «Нет ничего более соблазняющего, освобождающего от иллюзий и порабощающего, чем жизнь на море.»
Д. Конрад.
11 июля 2017 г. Вячеслав Прытков.