О двух Музах Пушкина и его перерождении

Елена Шувалова
 
   О том, что конец "Барышни-крестьянки" схож и с концом "Метели"  и с концом "Евгения Онегина", - писал в своей работе "Барышня-крестьянка", рассказанная И.П. Белкину девицей К.И.Т." исследователь В.Г.Комаров.

  Все три произведения кончаются тем, что мужчина стоит перед женщиной на коленях.

   Правда, в "Евгении Онегине" герой в самом конце уже стоит "как громом поражённый" в полный рост, - поскольку до этого героиня сказала ему "довольно, встаньте".

   Онегин стоит - как отверженный, как - вышедший из игры, как третий - лишний.

   У Татьяны уже есть муж, и она будет ему "век верна".

   Анна Андреевна Ахматова говорила: "Чем закончился "Евгений Онегин"?  - Тем, что Пушкин женился!"

   Это очень значимая фраза.

   "Евгений Онегин" закончился, - и Пушкин женился.

   Болдинской осенью 1830 года Александр Сергеевич закончил своего " Онегина".

   Он покончил с собой - неженатым. С собой - прежним. С собой - таким, какого отвергла его Татьяна - его Душа, его Муза, его Царь-Девица, - или Царевна-Лебедь.

  Пушкин оставил своего Онегина там, в гостиной Татьяны, вечно стоять, как громом поражённым.

   А сам пошёл дальше.  Он скинул своего героя, как змея - кожу. 
  И превратился - в князя Гвидона, который обращается к Царевне-Лебеди:

"...Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу..."

  Но это будет только через год.

  Да, через год, в "Царе Салтане", Пушкин женится на своей Музе - Царевне-Лебеди. Женится - как князь. И царь Салтан приедет - поздравить их. Так тогда и было в жизни - он женился на Наташе Гончаровой, - и царь, встреченный на Царскосельской дорожке, поздравлял их...

 Пушкин тогда ещё надеялся на то, что заставит царя вглядеться и вслушаться в Душу России, постигнуть "Её предназначенье...". 

  А Болдинской осенью 1830  - как нам представляется - Пушкин перерождался, - готовясь стать мужем и отцом семейства. Евгений Онегин для этого совсем не годился. Он мог только совращать замужних женщин. Как и сам Пушкин - до сих пор. Больше этого не будет.

  Потому - прежде всего, - что его народ осудил бы такое поведение.
  Народ русский - народ православный. Здесь принято брать одну жену - на всю жизнь, - и делить с ней горе и счастье, здравие и болезни...
 
   Пушкин женился - чтобы стать "как народ": "люди женятся; гляжу - не женат лишь я хожу...".  "Мне за тридцать лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся. Я поступаю, как люди...".

  Он поступал - как люди. Он входил в русскую православную систему координат, - одновременно восходя на свой Крест.

  Сохраняя свой - "Онегинский" -  эгоизм, - свою жизнь, - он отдалился бы от своего народа.

  История сближения с народом отражена в пяти "Повестях Белкина", - пяти сказках.
 
  Сначала это - герой-одиночка - Сильвио. Он только казался русским, но имя носил - не русское. Он казался русским, - а погиб за свободу греческого народа (по-байроновски). Это - романтический герой, подобный Онегину. Так мог бы прожить и погибнуть сам Пушкин, - если б остался верен своему эгоизму. Сильвио умер - как бобр, - как Кастор - смертный человек.

"Перва сказка - о Бобре".

 А потом случилась "метель - мятеж", - и здесь уже явилась Русская Душа (Марья Гавриловна). И Русская Душа эта обвенчалась в метели, в глухом дальнем храме, с каким-то неведомым царём. Потом оказалось, что это - георгиевский кавалер ("победитель дракона") - Бурмин (обладатель "жемчужины"). Но - как объявить, что он - царь? Как России и народу - узнать его?.. Надо признаться во всей этой запутанной и преступной истории... Или - молчать, - и быть всё равно преступниками в глазах народа... Нелегитимный какой-то царь, - тайный, - смутный...

"А вторая - о царе..."

  В "Гробовщике" решается вопрос глобальный, вопрос жизни и смерти.
  Вопрос о том, кому служит Поэт: богине любви Афродите (Венере)? Но - не значит ли это - служить Смерти? Быть братом палачу?

   Люди любят, рожают детей, умирают. Круговорот этот бесконечен. А Поэт всё воспевает любовь - источник этого круговорота?..

  С другой стороны, - так было всегда: Поэт служил Афродите. И если сейчас - женившись, - он откажется от этого служения, - не перестанет ли он быть Поэтом?

 Купчиха Трюхина - та самая Венера. От того, умрёт она, или - не умрёт - зависит всё.

  Смерть её позволит Гробовщику окупить убытки, нанесённые дождём. Но - её смерть навсегда оторвёт его от Старой Басманной, от Разгуляя. А Разгуляй для Пушкина - это прежде всего - домик дяди Василия Львовича, - того, - кто ввёл его в общество "Арзамас" - и в Русскую Литературу. Это - разрыв с корнями. А может ли дерево - или человек - жить без корней?..

  И во сне Адрияна купчиха (бывшая  "дядюшкина" девка Варюшка), - кажется, - наконец, -  умирает. Только нет ещё запаха тления, и свечи отчего-то ярко горят при раскрытых окнах...

  И здесь уже - чуется преображение. Преображение земной Венеры (Трюхиной) в Венеру небесную - Душеньку-Психею.

  Гробовщик, очнувшись от своего сна, видит солнце, и радуется тому, что Трюхина вовсе не умирала. Жизнь продолжается. Найден её новый смысл. Смысл служения небесной Венере. Служения душе и духу.

  Третья, - ... О Боярыне восточной...

  Боярыня восточная - Венера земная (купчиха Трюхина).

  "Станционный смотритель" - это история про Н.М. Карамзина. Его "дочь" - прекрасная Дуня, - "История Русская", - была "увезена" и "извращена" декабристами. От этого Карамзин и умер.
   Но - ничего плохого от этого с "Историей Русской" не случилось. Она стала лишь прекраснее. И - на самом деле - она попала в руки Поэта. Пушкин непосредственно воспринял её от Карамзина, - а вовсе не декабристы.  И он сохранил драгоценнейшую память о первом историке русском, первом Князе Истории русской.
 
   В образе Гвидона он сам стал - таким князем. Остров, на котором он княжит, - остров карамзинской заповедной России.

  Вот, в четвёртой, - князь Бобыл...


 И, - наконец, - пятая сказка -

О Прекрасной Царь-Девице, - соответствует "Барышне-Крестьянке".

  Характерно и то, что рассказчик в "Коньке-Горбунке" забывает и Боярыню восточную, и - особенно - Царь-Девицу.

  Это подтверждает нашу догадку о том, что каждый раз здесь говорится о Музе.

   Музы - дочери Зевса и богини памяти - Мнемозины.

   Пушкин поменял Болдинской осенью 1830 свою Музу - с вакханочки резвой - на задумчивую сельскую девушку Татьяну. С "боярыни восточной" - Клеопатры, - на Царь-Девицу - Богородицу.

  Чтобы соответствовать Богородице, надо было всему переродиться.

                Так, разврата
Я долго был покорный ученик,
Но, с той поры, как вас увидел я,
Мне кажется, я весь переродился.
Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю.

  Вот и ещё один коленопреклонённый перед Дамой.

 Та же Ахматова писала о том, что Дона Анна - это Наталья Гончарова.

 И - действительно - сразу после свадьбы, - Пушкин пишет П.А. Плетнёву словами Дон Гуана:«Я... счастлив... Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился». (На связь этого признания с монологом Дон Гуана так же указывала А.А. Ахматова - в своей статье о "Каменном госте").

  Это - не фраза. (У Пушкина вообще нет просто "фраз"). Он действительно переродился.

  Со служения земной - западноевропейской - Венере, - Пушкин перешёл к  служению Психее - Душеньке.

   Русское православное сознание - сознание чистое и целомудренное. Русская литература должна служить Царь-Девице - Богородице.

   Это - совершенно новая для светской литературы мысль. Мысль, - что, -  вообще-то, - для нас не может быть никакой "светской литературы". Что русская литература может быть только религиозной по своей сути, (а иначе это просто макулатура, - годящаяся лишь на подтирки...).

  Царь-Девица в "Коньке-Горбунке" - "вовсе не красива".

  Талия её соответствует росту "Конька-Горбунка" - только три вершка. Вся она умещается между тремя рабочими пальцами Пушкина - как и весь Конёк-Горбунок. То, что уже понял Пушкин, то, чем он владеет - Душа России, - ещё не внятно никому.

  Алексей Берестов, - встав на колени перед "крестьянкой Акулиной", - смиренно готов к тому, что Русская православная Муза будет писать на нём свои божественные письмена.


Продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/15/1857