Погоня за призраком. часть вторая. гл. 1

Александр Аввакумов
               
                Глава 1
 
 Совещание началось в шестнадцать часов. Александр сидел на стуле и внимательно слушал генерала Харламова. Все, что он говорил, хорошо знали все собравшиеся на это совещание руководители правоохранительных органов области. На параллельном ряду сидел Горохов и что-то записывал в свой блокнот. Он иногда отрывался от этого дела и бросал на Серова свой испепеляющий взгляд. Выступающие говорили долго и много. У Александра заболела голова. Он посмотрел на часы, заканчивался второй час заседания. Наконец, начальник Управления внутренних дел области подвел итог совещания. Он зачитал фамилии сотрудников уголовного розыска, которые вошли в состав новой оперативно-следственной бригады МВД России. Среди двух десятков следователей, экспертов, он назвал и фамилию Серова.
 - Товарищи, - громко произнес генерал Харламов, - всех, кто вошел в состав группы, я попросил бы задержаться в этом зале, остальные свободны.
Все стали расходиться. К Серову подошел Горохов. На его лице блуждала довольная улыбка.
 - Ну что, Серов? Я-то думал, что больше тебя не увижу, а ты снова в обойме. Я знал, что ты не уволишься, так, поиграл на нервах Яковлева и обратно в свой кабинет.
 Александр хотел ответить на его реплику, но вовремя сдержался. Спорить с начальником сегодня не входило в его планы. Когда руководство УВД покинуло зал заседания, генерал Харламов сообщил сотрудникам, что решил разбить бригаду на три территориальные группы. Александр оказался в группе, которая обслуживала зону Поволжья.
 - А теперь, я назову руководителей этих оперативных подразделений.
 Услышав свою фамилию, Серов вздрогнул. Это было столь неожиданно для него, что он растерялся и не сразу поднялся со стула.
 - Что, Серов, растерялся, - с улыбкой произнес генерал. – Я прочитал твою аналитическую справку, интересные мысли, вот только помогут ли они нам выйти на этого убийцу?
 - Мы должны найти его, товарищ генерал, а иначе для чего все это.
 - Посмотрим, Серов, посмотрим. Одно дело - искать его в городе, другое дело на территории страны, уж больно она у нас большая.
 Вскоре все разъехались. Александр направился к себе в кабинет. Шагая по длинному коридору, он увидел Ларису, которая, выйдя из кабинета Яковлева, шла ему навстречу.
 - Здравствуй Лариса, - поздоровался он с ней.
 - Здравствуйте, Александр Константинович. Значит, вы все же остаетесь работать у нас в отделе?
 - Да. Решил еще немного поработать. Вот поймаю этого маньяка и уйду на заслуженный отдых.
 - Вы к себе? – спросила она Серова.
 - К себе. Ты, Лариса, выпиши мне командировку в Саратов. Хочу завтра выехать, посмотреть все на месте.
 -Хорошо, Александр Константинович. Я занесу к вам командировочное удостоверение.
 Серов открыл кабинет и, сев за стол, начал набрасывать предстоящие мероприятия, которые он хотел отработать в Саратове. В кабинет без стука вошел Горохов.
 - Я слышал, что тебя назначили одним из руководителей оперативной группы, и что в твоем подчинении будут  пять оперативников?
 - Раз ты это уже знаешь, то почему об этом спрашиваешь у меня? - переходя на «ты»,  - произнес Александр.
 - Не широко шагаешь, Серов? Смотри, не порви штаны.
 - Я не порву, вы не порвите свои.
 Судя по настрою, Сергей Ивановича, тот пришел к Серову с явным намерением  поругаться.
- Я знал, что ты не уволишься, - снова начал Горохов. – Решил попугать немного меня своим рапортом? Думал, что я упаду перед тобой на колени и буду просить тебя передумать? Нет, Серов, я не стал бы просить тебя забрать рапорт. Ты сам это хорошо знаешь. Незаменимых людей не бывает. Сталин умер, народ три дня поплакал, а затем приступил к работе, словно и не было никогда товарища Сталина.
 - Если тебе Сергей Иванович делать нечего, то у меня есть работа. Я завтра выезжаю в Саратов.
 - А, ты согласовал со мной эту командировку? - спросил он Александра. – Я тебе такого разрешения еще не давал.
 - А, мне и не нужно твое разрешение. Я сейчас подчиняюсь лишь генералу Харламову, а не тебе. Я с ним  это согласовал, так, что иди, товарищ Горохов, работай и не мешай мне собираться в командировку.
 Это был последний гвоздь, который вбил в самолюбие начальника Серов. Лицо Сергея Ивановича вспыхнуло от ярости.
 - Запомни это день, Серов….
 - У меня память на лица и на даты пока еще хорошая.
 Горохов вышел из кабинета, громко хлопнув дверью.

***
 Хмурое осеннее утро полностью поломало все планы Серова. Где-то около шести часов утра Александру позвонил дежурный по УВД и сообщил, что в Самаре обнаружен труп женщины, 1930 года рождения, со следами механической асфиксии.
 - Хорошо, я все понял. Григорий ты распечатай сводку, я сейчас к тебе заеду и заберу.
 Он вышел на улицу и, посмотрев на часы, стал «ловить» такси. Через двадцать минут он был уже на месте.
 - Вот, возьми, - произнес дежурный и протянул ему ориентировку. – Похоже, это твой клиент.
 Серов взял ориентировку в руки и направился к выходу, где его ожидало такси.
 - На вокзал, - произнес он, удобно устраиваясь на сиденье.
 « Серову А. К.
06.09. в 17-45 часов в своей квартире обнаружен труп Яшиной Маргариты Гавриловны, 1930 года рождения, проживающей по улице Космонавтов, 75-72, с признаками удушения. По мнению судебного эксперта, проводящего осмотр трупа, смерть наступила в пределах 5-8 часов назад, в результате сдавливания органов шеи петлей. Прибывшей следственно-оперативной группой труп обнаружен лежавшим на полу, шея обвязана синтетической бечевкой красного цвета. В петлю вставлена отвертка розового цвета. Лицо трупа прикрыто банным полотенцем. Установлено, что порядок вещей в квартире не нарушен, ценности и деньги преступником оставлены на месте.
 Установлено, что погибшая Яшина в 10 часов утра ходила в продовольственный магазин, он находится в соседнем дома. В 14-00 ей принесли пенсию, однако дверь квартиры уже никто не открыл.
 Потерпевшая проживала одна в однокомнатной квартире, в четвертом подъезде на третьем этаже пятиэтажного дома. Ближайшие родственники проживают в Самаре. Труп обнаружила супруга внука – Яшина В.Е., 1978 года рождения, которая пришла ее навестить  и открыла дверь своим ключом. Возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ. Работа по делу продолжается».
 Александр свернул сводку о происшествии и сунул ее  во внутренний карман пиджака. Машина, скрипя тормозами, остановилась около вокзала. Серов вышел из такси и  направился к кассе.
 - Девушка, я могу поменять билет на поезд до Самары? Он отправляется через полчаса.
 - Вам придется немного доплатить, - произнесла она. – Вы готовы к этому?
 - Да, конечно. Сколько я еще должен?
 Серов достал необходимую сумму из бумажника и положил ее на металлическую тарелку, что стояла в кассе. Получив билет, он посмотрел на электронное табло и направился на перрон, где уже стоял состав. Он быстро нашел нужный ему вагон, купе и, бросив сумку на верхнюю полку, сел у окна. Состав, лязгая металлическими буферами, медленно тронулся. За окном поплыл перрон, группы провожавших людей, станционные постройки. В купе вошла миловидная женщина лет тридцати. В руках она держала два больших и, похоже, тяжелых чемодана.
 - Молодой человек, вы не поможете мне? Забросьте их наверх.
Александр помог забросить чемоданы и снова сел на свое место.
 - А, вы всегда такой молчаливый? – спросила женщина, поправив свою красивую прическу. – Вы далеко?
 - До конечной станции, - ответил он.
 - Вот и я до Самары, - произнесла она. - Я там живу.
 - А, я вот еду в командировку. Не разу не был в Самаре.
 Вскоре они разговорились, и Александр от нее узнал, что улица Космонавтов находится недалеко от областного управления внутренних дел. Состав прибыл в Самару поздно вечером. Он помог женщине вынести чемоданы, а затем вернулся в купе за своей сумкой. Выйдя из вагона, он увидел двух молодых парней, в которых безошибочно узнал оперативников из уголовного розыска.

***
 - Спасибо, что встретили, - произнес Серов, здороваясь с начальником уголовного розыска городского УВД. – Интересно, как вы узнали о моем приезде?
 - Позвонила твоя секретарша и попросила встретить тебя.
 - Извини Николай, но у меня нет секретаря. Я простой старший опер по особо важным делам.
 - Тогда Лариса - кто? Это, разве, не твоя секретарь?– спросил он Александра. –  Она представилась и сообщила, что она ваш секретарь, а вы являетесь начальником оперативной группы при Главном управлении уголовного розыска МВД России. Неужели соврала?
 - Все правильно. Два дня назад по указанию ГУУР меня назначили руководитель одной из групп, однако секретаря у меня нет. Но, я уже понял, кто вам звонил.
 Серов громко засмеялся и сел за стол. Достав из кармана пачку сигарет, он посмотрел на Николая.
 - Кури, - коротко бросил он. - Я тоже с тобой покурю.
 Александр закурил и, выпустив струю дыма в потолок, спросил у Николая, что они наработали на сегодняшнее утро.
 - С места преступления был изъят портмоне со следами потожировых следов, сейчас эксперты пытаются выделить генетический профиль. Все следы пальцев рук, изъятых с места преступления, проверены по учетам информационного центра УВД.  Один из следов совпадает с отпечатками некого Кудряшова Ивана Александровича, ранее дважды судимого за квартирные кражи. Он задержан, сейчас мы с ним работаем.
 - Что с остальными следами?
 - Все следы мужские, но по нашим учетам не проходят. Вчера отправили в Информационный центр МВД России, будем ждать, что ответят они.
 - Когда обещают дать результат генетики? Кстати, Николай, как только будут результаты, направь их мне. У меня есть результаты из Волжска и Ижевска, есть с чем сравнить.
 - Все понял, Александр Константинович.
 - Давай без отчества и званий, так проще общаться.
 - Хорошо, Саша. Чай будешь?
 - Погоди, Николай. «Подними» этого Кудряшова из ИВС, я хочу с ним переговорить.
 - Хорошо, сейчас дам команду.
 Пока сотрудники уголовного розыска ушли за Кудряшовым, Николай,  продолжил свой доклад Серову:
 - В ходе поквартирного обхода дома была установлена гражданка Сидорова, 1964 года рождения, соседка из квартиры № 69, она сообщила, что примерно  в 12.30. она выходила из своей квартиры и увидела, как наверх  пробежал молодой человек, одетый в темную одежду. Лица она его, к нашему сожалению, не рассмотрела.  Сидорова поднялась на четвертый этаж, чтобы послушать в какую квартиру зайдет этот молодой человек, однако звука открываемой двери не услышала. Подождав, минут пять, она ушла обратно в свою квартиру.
 Александр загасил сигарету и посмотрел на дверь, в которой показалась массивная фигура мужчины лет сорока, который с нескрываемым интересом посмотрел на него.
 «Кудряшов, - подумал Серов. – Интересно, что он расскажет».

***
 Иван Кудряшов имел уже за плечами две «ходки» в места не столь отдаленные. За что его задержали в этот раз, он не совсем понимал, так как весь разговор с начальником уголовного розыска УВД города крутился вокруг какой-то неизвестной ему старухи по фамилии Яшина. Как он понял, ему пытались вменить убийство этой «бабуськи», которую он никогда не видел в своей жизни. Сейчас, войдя в уже знакомый ему кабинет, он сразу обратил свое внимание на мужчину средних лет, одетого в серый элегантный костюм, белую рубашку и сразу понял, что именно он и есть тот «главный начальник», которого ждали местные оперативники.
 - Мое почтение господам операм, - произнес он и сделал небольшой реверанс в их сторону. – Быть или не пить, вот в чем вопрос, Гораций.
Кудряшов громко засмеялся, обнажив мелкие, пожелтевшие от табака зубы.
 - Хватит кривляться, Кудряшов. Оставь эти номера для своих сокамерников, - произнес Николай.  – Здесь человек, который хочет поговорить с тобой. Предлагаю сразу «фильтровать  базар».
 - А что, начальник? Плохо играю?  А, это и есть тот человек, который приехал из далекого города, чтобы поговорить со мной? Здорово! Польщен! – спросил он и рукой указал на Серова. – Может, это и есть тот самый Станиславский, который должен громко заявить – не верю, но он почему-то, в отличие от вас молчит.
 - Садитесь, Кудряшов, - произнес Серов и указал ему на стул.
 - В нашей тусовке не принято говорить - садитесь, намного лучше звучит, присаживайтесь.
 - Вот что, Кудряшов, хватит валять Ваньку. Здесь фраеров нет и комедию ломать не надо, - произнес Серов, чем вызвал неподдельный интерес у арестованного. – Ты знаешь, что тебе вменяют? Похоже, ты не «догоняешь» чего-то. Есть пальцы, которые изъяты с места убийства и эти пальцы - твои. Это ты «всосал»?
 - Я чего-то не понял, начальник, - произнес он, присаживаясь на край стула. – Я - вор, я - не «мокрушник».  Мне это не нужно и меня на понт брать не стоит, я - не мальчик.
 - Читать можешь? Тогда читай, - произнес Серов и протянул ему заключение экспертизы.
 Александр смотрел на Кудряшова, тот читал текст, шевеля губами. Это было так забавно, что он невольно улыбнулся.
 - Нет, так не пойдет, начальник! Ты меня не грузи! Эта канитель не моя.
 - А, чья?
 - Откуда я знаю, - чуть не закричал арестованный. – Город - большой, «залетных» - море, вот вы и ищите, вам за это деньги государство платит.
 - Погоди, Кудряшов – вклинился в разговор Николай. – Я на твоем месте, вот так, как ты,  в отказ бы не пошел. Ведь все просто, Ваня. Выставил ты хату этой Яшиной, а она вдруг раз и появилась в квартире. Что тебе оставалось делать? Ты ее и задавил. Сил у тебя много, с бабушкой ты быстро справился и свалил с адреса. Правильно я все рассказываю?
 Лицо арестованного запылало от негодования. Он хотел что-то ответить, но из его груди вырвался лишь хрип. Не спрашивая разрешения, он схватил стоявший на тумбе стакан с недопитой водой и жадно вылил его содержимое в свой рот. Глубоко вздохнув, он произнес:
 - Вам бы, начальник, книги фантастические писать, а не в конторе работать. Ловко у вас все получается. Раз - и в дамках.
 Он снова нервно и громко засмеялся.
 - Не был я там, начальник, не был я в этой хате. Пока у меня еще есть голова на плечах. Вот, скажите, что там можно было взять в этом «клоповнике»? Вот и я об этом. Больше ничего говорить не буду, доказывайте!
 - Погоди, погоди, Кудряшов! В несознанку всегда успеешь уйти. Давай, поговорим, - предложил ему Серов. – Пойми, повесить на тебя это убийство никто из нас не хочет. Зачем, мне и Николаю это. Я просто хочу понять, как там могли оказаться твои пальцы, если, как ты говоришь, что там просто не был?
 Кудряшов сидел на стуле с закрытыми глазами, и со стороны могло показаться, что он задремал. Но потому, как дергалась его правая щека в нервном тике, было понятно, что он лихорадочно думает, как это могло произойти.
 - Можно закурить? – обратился он к Александру.
 Серов достал из пачки сигарету и протянул ее ему. Кудряшов закурил. Он глубоко затянулся и, закрыв глаза от удовольствия, выпустил дым в потолок.
 - Скажи, Ваня, а ты в районе улицы Космонавтов в тот день случайно не был? – спросил его Серов. – Чудес ведь не бывает.
 Кудряшов улыбнулся и посмотрел на него. В его глазах словно маленькие искорки заблестели хитринки.
 - Только для тебя, начальник. Да, был. Я работал на этой улице. День был неудачным и я «подрезал» лишь двух граждан.
 - Ваня, не гони горбатого. Ты же - квартирный вор, а не карманник, - произнес Николай.
 - Я - профессионал, начальник. У меня пальцы не хуже чем у пианиста. Просто «щипать» на улице значительно сложнее, чем в транспорте.
 - И что дальше, – спросил его Александр.
 - Что? Что? Деньги забрал, а портмоне сбросил, зачем мне они. На них легко можно сгореть.
 Серов и Николай переглянулись.
 - Хорошо, Ваня. Посиди немного, отдохни. Нам нужно поговорить в твое отсутствие.
 Через минуту два оперативника отвели его обратно в камеру.

***
 - Что скажешь? – спросил Александра Николай.
 Серов немного подумал, а затем ответил:
 - Пустышка. Похоже,  бабка подобрала этот портмоне и сунула его в карман. Кудряшов - не убийца, это - однозначно. Покрутите его еще пару дней и гоните из изолятора. Кстати, вы взяли у него защечные эпителии?
 - Да, - коротко ответил начальник сыска. – А как же, без этого.
 - Знаешь, Николай, я хотел бы побывать на месте преступления. Говорят лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ты не будешь возражать, если я сам съезжу на улицу Космонавтов?
 - Конечно.
 Серов стал со стула и направился к выходу.
 - Александр, тебе машина нужна?
 - Нет. Насколько я знаю, эта улица находится не так далеко от здания вашего УВД.
 Серов вышел на улицу и, спросив у прохожего, в какой стороне находится нужная ему улица, неторопливо двинулся в ту сторону. Пройдя три квартала, он вышел на улицу Космонавтов. Осмотревшись, Александр направился в сторону нужного ему дома.  Серые пятиэтажки, построенные в прошлом веке, стояли как заброшенные временем памятники. Независимо от городов, в которых они были построены, все они были словно братья-близнецы  безлики и удивительно похожи.
 «Как все, похоже, словно я и не выезжал из своего города, – невольно подумал он. -  Покосившиеся штакетники,  посиневшие от алкоголя лица мужчин, сидевших за столами и распивающих дешевый алкоголь».
 Александр обошел дом, в котором проживала покойная Яшина,  и вошел в подъезд. Он быстро поднялся на третий этаж и остановился напротив металлической двери.
 - Вам кого? – услышал он у себя за спиной.
 Серов вздрогнул от неожиданности и повернулся на голос. Перед ним стояла женщина лет шестидесяти и настороженно смотрела на него.
 - Я - из милиции, - произнес Серов. – Скажите, в этой квартире жила Яшина Маргарита Гавриловна?
 - Покажите свой документ – попросила женщина. – У вас на лице не написано, что вы - из милиции.
 Он достал из кармана удостоверение и протянул его женщине.
 - Да, здесь жила Рита, - произнесла женщина. – Почему она вас интересует?
Оперативник усмехнулся. Заметив его ухмылку, женщина стала открывать дверь, чтобы навсегда укрыться за ней от этого нахального мужчины.
 - У меня один вопрос к вам, извините, не знаю, как вас величать. Скажите, она всегда пускала в квартиру посторонних людей?
 - Что вы! Я сама до сих пор удивляюсь, как она могла впустить к себе постороннего мужчину. Она была очень осторожной женщиной, ни с кем в подъезде не дружила. Дом, магазин - вот ее ежедневный маршрут. Говорят, она и в тот день ходила в магазин за продуктами. «Магнит» у нас - рядом, через три дома от нашего дома. Я в тот день встретила почтальона, она разносит у нас пенсию. Вот она и спрашивает меня, а где, говорит, у вас сегодня Яшина, я к ней уже дважды сегодня заходила и никак не могла застать ее дома?
 - А почтальон у вас давно работает?
 - Да, лет десять таскает почту и пенсию. Всех нас стариков знает, как облупленных.
 Серов еще задал два вопроса и, получив на них ответы, вышел на улицу. Пройдя несколько домов, он увидел магазин. Он вошел внутрь и, купив бутылку минеральной воды, вышел на улицу.

***
 Вечером, попрощавшись с Николаем, Серов направился в гостиницу. Утром он собирался выехать в Саратов. Приняв душ, он сел в кресло и включил телевизор. Александр достал из папки бумаги и разложил их на столе, чтобы еще раз перечитать справку, которую подготовили для него местные оперативники. Телефонный звонок отвлек его от чтения.
 - Здравствуй, Саша, это тебя беспокоит Валентина Петровна. Ты - в городе?
 Это была тетя жены.
 - Здравствуйте, да я в городе, но только в Самаре. В командировке я. Что-то случилось Валентина Петровна?
 - Я хотела с тобой переговорить. Дело в том, что у твоей жены больные почки, да, ты сам это хорошо знаешь. Ей нужна операция.
 - Извините, но я не понимаю вас, Валентина Петровна. Я - не врач и поэтому плохо в этом разбираюсь. Когда мы жили вместе, я ей неоднократно предлагал лечь в клинику и удалить или раздробить эти камни, но она отказывалась делать это.
 - Я хочу ее уговорить, чтобы она легла в больницу, однако для операции нужны деньги. Ты ей не дашь? Ей нужно около сорока тысяч.
 - Сколько, сколько? – удивленно произнес Александр. - А, почему вы у меня просите деньги, а не она? Да и сумма такая, которую просто так не найдешь.
 - Ты же знаешь ее характер.  Она просить у тебя деньги не будет.
 - Гордыня – порок, Валентина Петровна. А, она-то знает, что вы просите у меня деньги или нет?
 - Нет, конечно, она не в курсе этого. Я понимаю, что сумма - довольно большая, но я с тобой рассчитаюсь года за три.
 - А, вы их проживете? – усмехнулся в трубку Серов. –  Извините меня, шутка.  Вам же восемьдесят пять, вы об этом подумали? У меня такой суммы просто нет, но я мог бы помочь ей, если бы она меня об этом попросила сама, ведь не я ее обидел, это она меня больного оставила и ушла жить к вам.
 В трубке повисла тишина. По всей вероятности, Валентина Петровна, анализировала сказанное.
 - Выходит, нет, я правильно тебя поняла, Саша? Разве тебе ее не жалко?
 - Что значит, жалко, не жалко? Скажите, Валентина Петровна, а вам меня не было жалко, когда она оставила меня. Когда я с большим трудом мог передвигаться по комнате. Почему тогда вы не говорили со мной о жалости и помощи? Я не хочу больше говорить на эту тему. Если ей нужны деньги, пусть возьмет кредит или попросит меня о помощи.
 В трубке послышались гудки отбоя. Серов встал с кресла и подошел к окну. На душе оставался неприятный осадок от этого разговора. Достав из пачки сигарету, он закурил. Однако сигарета не успокоила его. Он сел в кресло и вместо того, чтобы заниматься анализом, мысли почему-то его вернули Александра в прошлое.
Он познакомился с женой, когда пришел работать в уголовной розыск. Елена работала в одном из отделов и часто заходила к ним в Управление.
 - Кто это? – спросил он одного из сотрудников и рукой указал на миловидную девушку, что стояла около приемной начальника Управления.
 - Ленка-то? Она работает в службе Богданова. А что, понравилась? Кто только за ней не увивался из наших ребят, всех отшила. Хочешь попробовать? Ну, давай, может, тебе повезет.
 Недели через две Александр уже провожал ее до дома. Как потом она рассказывала ему, он ей понравился с первого взгляда. Высокий, хорошо сложенный, с красивыми и пышными волосами и чувствительными губами, он нравился многим девушкам в УВД, и ей было немного лестно ловить на себе завистливые взгляды подруг, когда они шагали рядом по улицам города. Елена была неглупой девушкой, и это  качество подкупало Серова, так как он терпеть не мог глуповатых женщин. Однажды, когда они шли по улице, им навстречу попался ее начальник – полковник Богданов. Поздоровавшись с ними, он не останавливаясь, прошел мимо них. На следующий день, Александр чисто случайно столкнулся с ним в столовой УВД.
 - Присаживайся, Серов, - произнес Богданов. – Я вчера при встрече посмотрел на тебя и понял, что у тебя серьезные отношения с Еленой.
 - Это - личное, Алексей Гаврилович, и не подлежит публичному обсуждению.
 - Да я не об этом, Серов. Одна из заповедей разведки гласит, что перед тем, как войти, подумай, как оттуда выйти.
 - Это вы к чему? Я что-то вас не совсем понимаю, товарищ полковник.
 - Это я о тебе, Серов. Не сделай ошибку, о которой потом будешь жалеть всю жизнь. А, впрочем, это - лишь совет и не более.
Он встал из-за стола и направился к выходу. Серов проводил его взглядом и стал обедать. Лишь только потом, по истечении многих лет он вспомнит все эти слова и поймет, о чем предупреждал его Богданов. Видно, правду говорят люди, что любовь сродни наркотику, при приеме которого люди теряют реальность.
На столе зазвонил городской телефон. Александр взял его в руки и услышал голос Николая.
 - Саша! Очередной подобный «мокряк» в Уфе. По почерку – наш душегуб. Билет на Саратов сдавать будешь?
 - Да. Купи мне на Уфу, на полдень.
 - Понял. Билет возьмешь у дежурного по «железке».
 - Спасибо, Николай.
 Сложив все бумаги в папку, он стал быстро собираться в дорогу.

***
 Осень медленно перетекала в зиму.  За окном кабинета шел мелкий осенний дождь, перемешанный со снегом. Сильный порывистый ветер срывал с деревьев остатки золотой листвы и швырял ее под ноги одиноким прохожим.  После убийства, совершенного в Уфе, новых подобных убийств, совершенных в течение месяца, не было. В Кирове был зарегистрирован факт убийства старушки, но он с трудом вписывался в статистику подобных преступлений. Факт насильственной смерти гражданки Груздевой выявила гистологическая экспертиза лишь через месяц после ее захоронения. Как и при каких обстоятельствах все это произошло, пока никто не знал.
 Александр набрал номер начальника городского отдела уголовного розыска и стал ждать ответа. В трубке что-то громко щелкнуло и он услышал знакомый голос Виктора Михайловича.
 - Это - Серов, вас беспокоит, – поздоровавшись с ним, произнес Александр. – Что-то у вас прояснилось по Груздевой?
 В трубке послышалось учащенное дыхание начальника сыска.
 - Вы провели служебное расследование по данному факту? Ну, что мне вас пытать, что ли, Виктор Михайлович, по данному вопросу. Вы выяснили, кто из сотрудников милиции выезжал на квартиру к погибшей или нет?
 - Пока нет, но мы выясняем. Как получим результаты проверки, так сразу сообщим вам.
 - Плохо. Я не доволен вашей работой и вынужден буду доложить об этом генералу Харламову. Может, он заставит вас серьезно отнестись к этой проблеме.
 - Зря вы так, Александр Константинович, - произнес начальник сыска. – Я не думаю, что генерал вам поможет в этом вопросе.
 - Тогда я сам приеду к вам и разберусь с этим преступлением. Не надейтесь, что останетесь без выговора.
 Александр положил трубку и, немного подумав, быстро набрал номер генерала Харламова.
 - Здравия желаю, товарищ генерал. Это - Серов. Разрешите выехать в Киров. Хочу разобраться на месте с этим преступлением, так как никак не могу добиться от местных товарищей справки по данному убийству. Чувствую, что это - дело рук нашего преступника.
 - Я не против этого выезда, Серов, - произнес генерал. – Что у тебя нового?
 - Проверял версию о возможной наводке преступника со стороны работников почты. Кажется, зашел в тупик. Он мог познакомиться с одной, ну, двумя почтальонами, но с десятком и в разных городах, сделать это практически невозможно.
 - Я согласен с тобой, Серов. Это - явно тупиковая версия.
 - Думаю, товарищ генерал, что убийца разъезжает по региону не на свои деньги, чтобы убивать старушек. Наверняка, все эти переезды связаны с его трудовой деятельностью. Запросил данные по нашему городу, таких организаций, что направляют своих сотрудников в командировки по этим регионам, где у нас зафиксированы убийства, более сотни. Прикинул, а по стране? Думаю, что таких организаций десятки тысяч. Один я не проверю и не вычислю этого преступника, так как до  сих пор у нас нет его примет.
 - Искать призрак сложно, Серов. Думаю, что рано или поздно он залетит на каком-нибудь преступлении, и мы будем иметь его приметы. Безнаказанность расслабляет человека, я в этом на сто процентов уверен.
 - Тогда остается лишь ждать его прокола, товарищ генерал. Я боюсь, что он может «залечь» и тогда мы его вряд ли найдем.
 - Практика показывает, что если он и заляжет на дно, то это ненадолго. Если он начал охоту на старушек, то пока его не задержат, он не остановится.
 - Я все понял, товарищ генерал. Буду работать.
 - Работай, Серов. Я верю, что ты его найдешь.
 Александр положил трубку и, написав рапорт на командировку, направился к начальнику Управления.