Олень

Вадим Светашов
                Олень.

           Воскресенье.  Конец второй декады мая. С утра припекает солнце. А ночью была гроза и неплохо промочило. Я решил совместить приятное с полезным. Разделся до плавок и принялся окучивать картошку. Я уже писал, что дом наш находился на широкой, метров в тридцать террасе, проделанной бульдозерами на склоне балки. Выше по склону ещё одна терраса, по которой подходила подъездная дорога, и находились хозпостройки. Так вот, почву, в которую был посажен картофель, и почвой-то назвать нельзя было: глина, наполовину с известняком. Но за зиму я перетаскал на участок весь старый и свежий навоз (лесничество содержало лошадей), благо конюшня находилась в полусотне метров. В марте тщательно перекопал и в этот субстрат произвёл посадку. Окучиваю, загораю, комаров здесь и в помине нет, красота!
           Подошла машина. Привезли с лесосеки по моему заказу несколько свежеспиленных дубовых чурок. Одну из них, диаметром около метра и длиной семьдесят сантиметров, я решил использовать в качестве стола во дворе. Четыре, диаметром и длиной по сорок сантиметров сойдут за табуреты. Втроём с водителем и соседом с большим трудом вывалили их около сарая, в его тени, и продолжил прерванную работу. Вскоре из дома вышли две соседские сестрёнки-дошкольницы и принялись играть на чурках. Я не сказал, что на террасе, прямо в лесу, находились контора лесничества и два двухквартирных жилых дома. Никаких заборов между ними не было.
           Погрузившись в свои мысли, я вздрогнул от визга и не сразу понял, откуда идут эти звуки. Посмотрел на девчонок. Одна из них, младшая, визжала и пятилась от чурок, показывая на них пальцем. Старшая отбежала от чурок, и молча стояла ничего не понимая. Я вдруг подумал, что это может быть змея (как раз накануне я встретил почти на этом же месте крупного ужа), и, отбросив тяпку (по здешнему сапу) побежал к ним. Сёстры перестали шуметь, и, обнявшись, смотрели на меня, причём младшая выглядела явно напуганной.
           -- Что случилось? – присев возле них на корточки спросил я – Кто вас напугал?
           Младшая из сестёр таращила глаза, и снова показывая на чурки, выговаривала: «жжжж, жжжж, жжж». Понять что-то из этого было трудно. Я подошёл к куче. На поверхности спила самой большой чурки неподвижно сидел большущий рогатый жук. Такого жука я видел лишь однажды, почти тридцать лет назад, когда был в возрасте теперешних сестрёнок. Его мне показывал дедушка на Волге, около Вольска, когда мы ходили с ним за грибами в ближайшую дубраву. Дедушка сказал, что это жук-олень. Тогда он показался мне просто огромным, и я его хорошо запомнил. И этот тоже был жук-олень.
           Спил на дубовой чурке был ещё влажный от сока, и мне показалось, что жук пил этот сок. Я подошёл к нему на расстояние вытянутой руки, но он продолжал своё дело, не обращая на меня никакого внимания. Сейчас я спокойно рассмотрел его.  Длина жука была сантиметров девять-десять. Массивные рога по бокам головы имели красноватый цвет. Голова и переднегрудь – чёрные. Надкрылья на спине – коричневые, с красноватым отливом. Весь хитиновый покров блестел, как бы покрытый лаком.
           Сёстры, стоявшие сзади и боявшиеся подойти, вдруг снова завизжали и одинаково показывали пальцами в сторону конторы лесничества. Над дорогой прямо на нас, с тихим гудением летело что-то большое и непонятное. Я даже наклонился и поднял короткую палку. Это что-то или кто-то, не долетая до меня, отвернул к чуркам и припечатался к дубовому срезу недалеко от жука-оленя. Уже перед посадкой я только понял, что это тоже жук олень. Только летел он уж очень странно – почти в вертикально положении.
           Первый жук мгновенно повернулся и пополз к нему, выставив вперёд рога. Прилетевший жук был несколько меньших размеров, но вызов принял и пополз навстречу. Они сцепились рогами как настоящие олени и пытались столкнуть друг друга с поверхности спила. Борьба проходила с переменным успехом. Наконец, более крупный жук присел на задние лапки, передние выпрямил, резким движением поднял голову и оторвал соперника от чурки. Тот впустую крутил лапками, но зацепиться ему было не за что. Крупный рогач повернул голову набок. Рога расцепились, более мелкий шлёпнулся на спину, и заскользив по наклонной поверхности спила, скатился с чурки и упал на землю. При этом он упал неудачно, на спину, смешно  шевеля всеми шестью лапками. Перевернуться у него не получалось.
           Я поднял жука, а он успел чувствительно царапнуть палец жёсткой ребристой конечностью. Хотел показать рогача девчонкам, повернулся, но их уже не было! Решил взять жука для коллекции, но вовремя вспомнил, что жук-олень повсеместно включён в красную книгу, да и жалко стало губить  такую красоту. К тому же я совсем недавно узнал, что взрослые жуки на воле живут всего лишь один месяц. Подбросил его вверх. В верхней точке надкрылья жука раскрылись, выпустив длинные и широкие перепончатые крылья, и рогатый шестиног, опять почти вертикально, полетел в сторону леса. Я повернулся к чуркам, но первого жука на них не оказалось…