Загадочные русские приставки

Галина Кириллова
         Люди, которые  много читают, гораздо лучше ориентируются в языковых  особенностях нашего великого и могучего. А те, кто пишет и сочиняет, так и вообще знают раз в десять больше слов, чем обычный любитель сериалов и ток-шоу.
          Я-то, как историк и филолог, да еще в придачу и переводчик, просто в восторг прихожу, когда  встречаю вспышки новых словобразований  здесь на Прозе или в книгах современных отвязных авторов.
          Однако  ещё не всё русское поле  мной перепахано, иногда уже знакомые словечки, когда начинаешь их вертеть туда-сюда,  вдруг открываются мне новыми загадочными и странными гранями.
            Возьмем, например, слово Вращение. Вот как его объясняет Википедия:
Враще;ние — круговое движение объекта. В плоскости объект вращается вокруг центра(или точки) вращения. В трёхмерном пространстве объект вращается вокруг линии, называемой осью. Если ось вращения расположена внутри тела, то говорят, что тело вращается само по себе или обладает спином, который имеет относительную скорость и может иметь момент импульса.

          Ну и что интересного – скажете вы. А я улыбнусь и прибавлю к этому обычному слову  приставку ОТ,  и  получится ОТВРАЩЕНИЕ. И что здесь вертится? Ничего. Однако словечко не очень милое, хотя, думаю, многим знакомое. Например, в детском саду дети испытывают отвращение к молочной пенке (а я её обожаю).
          Дальше приставка ПРЕ – ПРЕВРАЩЕНИЕ. Уже лучше, потому что у меня к этому слову хорошее отношение. Тут же вспоминается превращение обычной зеленой лягушки в милую красавицу, которая могла из рукавов  вылить на пол целое озеро, да еще по нему и лебедей пустить.
          Приставка ВОЗ даёт нам слово ВОЗВРАЩЕНИЕ, для меня тоже позитивное. Например: я надеюсь на быстрое возвращение денег, которые дала в долг подруге на свадьбу. Правда, они уже с мужем поссорились, но всё же… надеюсь.
           Приставка ОБ – ОБРАЩЕНИЕ. Понятное всем, особенно в наше время, когда в телевизоре без конца говорят: депутат Х выступил с обращением к избирателем. Что он там говорил всем понятно, другой вопрос будет ли реальное продолжение, но об этом  в другой раз.

          Еще две приставки: СО и ИЗ. Словечки не очень приятные, поэтому просто я их напишу, без комментариев – совращение и извращение.  Хотя второе словечко можно и так употребить: это просто какое-то извращение есть сладкий арбуз с соленой селедкой. Но, как известно, на вкус и цвет товарищей нет.
Наверняка есть еще такие  слова, которые из-за приставок меняют свой смысл кардинально. Но что-то пока в голову не приходят.
          А я  еще раз удивлюсь многообразию и непредсказуемости моего родного и любимого русского языка, который я часто сравниваю с другими и с гордостью говорю: приставки и суффиксы  совершают чудеса, например:
       Я так насобачился заколачивать гвозди, что моя чунчура теперь даже кукнуть не смеет. Подлизывается и просит: пришпандорь, пожалуйста, еще и полочку для косметики, а то баночки постоянно удирают под ванну.


На  заставке: кот смотрит сериал. И ему хорошо!