Приключения кавказца, гл. 8 Черновик

Юсуф Айбазов
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Как мы Катю замуж выдавали.


Вечером  вся компания собралась в столовой.
На ужин я попросил Лидию Филипповну приготовить овощное рагу.
Остальным все равно, а Кате полезны овощные блюда и для желудка, и вообще для ослабленного организма. Я быстренько сготовил салатик со свеклой, майонезом, морской капустой, с чесноком... Катя опять попыталась увильнуть, но я был непреклонен.
-Юрий Борисович, от меня пахнуть будет чесноком.. - закапризничала она.
-У нас уже вроде разговор был. Кто к вам будет принюхиваться? Мы с Надей тоже поедим салата. Надя, ты же любишь салат со свеклой и чесноком?
-Обожаю! - воскликнула она, потом шепнула мне: - Век бы его не видела..
Саша выпил свои сто пятьдесят граммов водки, проглотил быстро свой ужин, пошел к себе. Валера лениво потягивал сухое вино. Вид у него был благообразный, умиротворенный. Он явно дожидался продолжения концерта. И концерт не замедлил начаться.
-Катька, мне с тобой поговорить надо, - зловещим тоном, не допускающим возражений,  проговорила Лидия Филипповна.
-Очень внимательно слушаю тебя, мамочка, - у Кати звучал немного легкомысленно.
-Надо поговорить наедине, - продолжала та гробовым голосом. 
-Может не надо? - уже посерьезнее сказала Катя. - В общем-то я знаю и содержание разговора, и финал..  Одно только раздражение и расстройство.
-Нет, нам надо поговорить.
-Ну тут видишь ли, мамуля, наедине никак не получится. От Нади я не намерена ничего скрывать, Валера тоже.. не чужой. А без Юрия Борисовича никакие разговоры невозможны. И вообще, в нашем колхозе секретов не бывает. Так что боюсь, что придется говорить при всех. Да ты зря беспокоишься, ни от кого никакой опасности нет, все настроены очень доброжелательно и приветливо.
-Катька, не доводи меня, ты меня знаешь... -  взвинчивала себя  та.
-Юрий Борисович, говорила я, что лучше нам жить врозь, - Катя старалась говорить потише. - Она делается совершенно невыносима. Оказывается, иногда меня надо слушать.
-Да что же это такое, с родной дочерью не могу поговорить!... Я в милицию буду жаловаться! Напоили какой-то дрянью, зомбировали девку...
Эти слова адресовались явно ко мне.
-Лидия Филипповна, как я могу воспрепятствовать вашему общению с дочерью? И.. вообще-то я б такой, что был бы только рад, если бы вы вместе со своей дочечкой убрались подальше с моих глаз.
Зависла гробовая тишина. Надя разинула ротик, переводила взгляд от одного к другому. Это, видимо, у нее высшая степень изумления: не ожидала от меня такого выпада.
Первой пришла в себя Лидия Филипповна:
-Ты слышала,  дура безмозглая, ты ему не нужна!.. - взвизгнула она. - Он тебя ни во что не ставит. Он бросит тебя в любой момент!
-Слышала, - голос у Кати звучал удивительно спокойно, если не сказать, равнодушно. - Я об этом давно знаю.
Потом подошла ко мне, взяла под руку, прислонила голову ко мне на плечо, так же спокойно продолжала:
-Зато он мне нужен. И никуда я его не отпущу. Есть у вас, мой господин, такое намерение  - оставить меня?
-Нет. Нет у меня такого намерения по гроб жизни, - голос мой, надеюсь ,звучал твердо и серьезно.
-Вот! - торжествовала Катя. - Я вручила свою судьбу моему господину, и только он может распоряжаться ею. Можешь жаловаться в Гаагский трибунал.
Та явно собралась закатить очередную истерическую сценку, я поспешил вмешаться:
-Лидия Филипповна, ну что вы так расстраиваетесь, она ведь пошутила. И вообще, всё это шутки. Вам волноваться нельзя, давление подскочит. Ведь большой беды нет. Сегодня не поговорили - завтра поговорите. Катя, а вас сколько  можно просить не расстраивать маму? Ну что за несносная девчонка! Если вы вручили мне свою судьбу, логично было бы ожидать, что не будете мне перечить, а станете выполнять мои наставления?
-Да, мой господин, смиренно слушаю вас и повинуюсь. Готова выполнять все ваши наставления. Что я сейчас должна делать?
-Поговорите наедине с мамой.
-Хорошо. Только не вижу смысла. Господин, вы сами себе противоречите. Если я вам вручила свою судьбу, то логично было бы ожидать, что все разговоры на вашей ответственности. Неужели непонятно? Я не могу, и не хочу собой распоряжаться. Так что все разговоры только с вами. Я даже присутствовать не хочу.
-Вы отказываетесь говорить с родной матерью?
-Я не отказываюсь. Хорошо, поговорю я с ней наедине.  А потом слово в слово передам наш разговор вам. И какой смысл? Вы думаете, мой господин, она тайком от вас мне что-нибудь хорошее скажет? Я уверена - она затянет свою волынку - иди замуж, заводи семью..  Скорее всего у нее и кандидат в женихи есть. Славный такой, хороший, перспективный парень, который без ума влюблен в меня... Угадала, маман?
-Да!  Представь себе - замечательный парень, и ты его хорошо знаешь, чуть не с детства. Тети Валин Скорняковой Сережка. Случайно встретились, разговорились.. Он тебя помнит. И любит.
-Ну, допустим, встреча эта не такая уж случайная была.. А Сережке твоему я никакого повода не давала, никакой надежды. Мы даже за ручки не держались. Так ему и передай, что я прочно замужем,  и не намерена прыгать от одного к другому.
-Так ты же говорила, что  даже не целовались со своим господином?
-Всему свое время. Куда он денется? Он пообещал - максимум через двадцать лет, а может даже раньше... А, мой господин? Возможно и раньше, нет?
-Возможно и раньше, Катечка. Если вы будете хорошей девочкой.
-Вот в этом не сомневайтесь, мой господин. Я буду просто пай-девочкой.
-Это ненормальная, честное слово.. - Лидия Филипповна выглядела усталой. - Ты дошутишься, а время-то летит, возраст поджимает. Через пять-шесть лет уже не сможешь рожать.
-Ну.. За пять-то лет,  я уверена,   уболтаю его.  Не переживай, мамуля. Родим мы тебе внучечку, славную такую, умницу, красавицу.. А вообще-то я намерена рожать, сколько Бог даст.

-В общем, я потеряла дочь... - Лидия Филипповна вызывала у меня острую жалость. Но и прекратить этот разговор я не мог.
-Мамуль.. а мне кажется, ты дочь не потеряла, а наоборот, приобрела. - Голос у Кати был задумчивый.
-А вообще-то тебе не кажется странным, мама, когда я была одна, заброшенная, никому не нужная.. неприкаянная, голодная, грязная.. никого не было. Юрий Борисович меня отмыл, приодел, откормил, я пришла в себя.. и вдруг обо мне вспомнили, наперебой стали сватать... Опять же..  Ну не нравится мне этот Сережка. Прямо с души воротит.  Терпеть его не могу. Да хоть и могла бы терпеть.   Ну пойду я за твоего Сергея, такого замечательного, славного.. Ты же прекрасно знаешь - он сам проблемный. Нуждается в уходе. Ну не вписывается в наш колхоз. Не потянет нас всех Юрий Борисович. Он ведь, Сережка твой совершенно неуравновешенный, часто делается невменяем. Придется ему ума вставлять... будете его бить периодически, Юрий Борисович, давать трепку, приводить в чувство?  Нет? Вот видишь, мама. А  я нуждаюсь усиленном уходе, лечении.  Повезет  Сережа меня к морю, будет со мной носиться месяцами?  На какие, извините, шиши?  Занимается он лекарственными травами? Будет меня лечить?
-Он остепенится, найдет постоянную работу, начнет зарабатывать.. - не сдавалась Лидия Филипповна. - Будет у вас нормальная семья.
-И я буду стирать, гладить, готовить, убирать?... Терпеть его художества, выслушивать ночами его пьяное бормотание... Где я возьму столько сил?  Но это всё мелочи, незначительные доводы, - Было заметно, что Катя говорит через силу, что ей лень говорить. -  Ты подумала о том, что если я не вижу Юрия Борисовича больше двух часов, всё! Белый свет не мил, начинается паника? Пойду я замуж.  Согласится  Сережа меня отпускать к моему господину, чтобы я большую часть времени была с ним?
-Не болтай глупости. Прожила треть века без своего господина, еще проживешь. И еще. Кто ж за тебя стирать, гладить, готовить будет? Кто за тобой ухаживать станет?
-Я жила? Сказала бы я - твоим детям так жить, да жалко тебя. А то, что проживу.. Нет. Не нужна мне такая жизнь без него. А насчет ухаживать.. Сообщу тебе по секрету, есть у меня мой милый господин.. Будете за мной ухаживать, господин? Вот видишь?! Он обожает готовить, стирать, убирать. А вообще-то, что за мной ухаживать, у меня нет никаких потребностей.
-Ну что ты в нем нашла.. - Лидия Филипповна, кажется, начала сдаваться. - Уж очень всё это зыбко, ненадежно.. Ты же слышала - он ясно сказал, что не нужна ты ему, он тебя ни во что не ставит. Никаких перспектив.
-Ну как же никаких, мамуля,  когда он на меня не надышится, одевает, кормит, лечит.. Он очень серьезно ко мне относится.
-Если бы относился серьезно, одевал бы поприличнее.
-Мой господин, вы как-то заикнулись, что готовы перечислить на мое имя сто тысяч.  Ваше предложение в силе?
-Ну конечно. Завтра же с утра и перечислю.
-Мама, ты знаешь, сколько тряпок можно купить на сто тысяч? Думаю - небольшой магазин женской одежды.
-И что, завтра у тебя будет сто тысяч?
-У меня и сегодня есть. Причем намного больше. Все, что принадлежит моему господину, принадлежит мне. Так, мой господин?
-Да. Именно так, Катечка.
-И он будет выполнять любые твои капризы?
-Давай у него самого спросим.  Это так, мой господин?
-Да, Катечка. Именно так.
-Он, например, купит тебе завтра норковую шубу?
-Купите мне завтра норковую шубу, мой господин?
-Без разговоров, и сомнений. Почему завтра, сегодня, сейчас купим.
-Вот! Он купит. Да кто ему разрешит?
-А кто может не разрешить?
-Я конечно.  Он ведь безоговорочно только меня слушается.
-Доченька, у тебя точно крыша поехала..  Где ты слышала, чтобы отказывались от норковой шубы? Ты совсем с ума сошла?
-Мама, ну зачем мне шуба? Лишняя морока, заботы.. Бог даст следующую зиму мы проведем в теплых краях, у меня будет теплая легкая курточка. Да и.. я все время буду в тепле - в помещении, в машине.
Катя немного задумалась, потом продолжала:
-Не нужна мне шуба. А вот как раз за ее стоимость мне купим машину. Маленькие такие, "Ока" называется. Купим мне машину, мой господин?
-Легко. Купим мы бешеную табуретку.
-Ой, а это что такое?
-Как, вы собрались покупать Оку, не знаете, как ее окрестили? Надя, ты знаешь, что за бешенная табуретка?
-Ну да,  так  вот эту Оку и называют.
-Ой, ну придумают же такое!.. Хочу бешеную табуретку!..

-А если он вдруг захочет продать тебя в рабство? - не отставала  мамуля. - Что-то уж очень он тебя обхаживает, доченька. Это тебя не настораживает?
-Мама, какими словами тебе объяснять, уже и не знаю. Я - его собственность. Захочет продать, продаст. Захочет подарить, подарит..
-Катя, вам не кажется, что уж очень буйная у вас фантазия? И что  разговор у нас пошел совершенно несуразный, глупый какой-то..
-Кажется, мой господин. А что мне делать? Каков привет, как говорится.. Мамуль, ты себе как представляешь, что Юрий Борисович собрался меня продавать? У нас что, очень в ходу невольничьи рынки? Ты в каком веке живешь?
-Ты что, телевизор не смотришь, газет не  читаешь, как молоденьких девушек превращают в секс-рабынь?
-Ну, не знаю.. Но я  сколько не стараюсь, не могу себе представить, чтобы мой господин меня кому-то продавал..  Юрий Борисович, возникает у вас иногда такая мыслишка - выгодно толкануть меня?
-Нет, Катечка, если даже вы об этом меня очень попросите... Я не могу себя представить в роли работорговца. Уж слишком я.. законопослушный гражданин. Я.. как-то говорил уже..  Закоренелый противник насилия в любом виде. В общем, моральные принципы не позволят.  Да у меня и масса других, более благопристойных способов заработать.
-Да не будет он меня продавать, я ему самому нужна, такая красотуля.. правда, мой господин? Добровольно со мной не расстанетесь?
-Правда, Катечка.. истинная правда.
-Вот! Видишь, мама? А ты беспокоилась.
-А что ему стоит соврать? Это же кавказец, кому ты веришь?
-Мой господин, поклянитесь, чтобы окончательно успокоить маму.
-Да не знаю.. - в самом деле растерялся я. - Мне никогда  еще не приходилось клясться. А чем клясться-то?
-Ну, например, мусульманскими святыми.
-Клянусь мусульманскими святыми, что никогда не расстанусь с вами, пока сами того не захотите..
-Господин! - задохнулась Катя. - Неужели правда?! Такими вещами не шутят..

Тогда она еще не знала, да и я не знал, что через несколько месяцев  в горах Кавказа  будут идти жаркие торги,  что я буду торговаться с чабанами, набивая цену, что за нее будут давать огромные состояния, целые бараньи отары, породистых скакунов...