Мacbeth-2017

Елена Узун
28 и 30 июня 2017 года Национальный театр оперы и балета имени Марии Биешу представил премьеру оперы Д.Верди «Макбет». И мы хотим ознакомить читателя с впечатлениями организаторов и участников спектакля.
Юрий Гыскэ, Народный артист РМ, Макбет (28.06.2017)
- Я очень довольно работой театра - репетировали очень много, сплоченно и сосредоточенно. Не припомню такой степени концентрации и целеустремленности в процессе освоения премьерного спеrтакля. Я постоянно чувствовал поддержку коллектива, за что всем весьма благодарен!
Пламен Дмитров, Макбет (30.06.2017), Болгария
- В Молдове я впервые, хотя «Макбета» пел в Болгарии в Варне и в Пловдиве. И у меня создалось впечатление, что в спектакле очень интересный режиссер и дирижер. Коллектив очень сплоченный, хочет работать, и я, надеюсь, что у нас вместе получился продукт высокого профессионального уровня. Мои партнеры певцы очень сильные, и я рад сотрудничеству.
- Чем Макбета партия интересна для Вас?
- Вокально она очень тяжелая, эмоционально требующая максимальной отдачи и сложных изменений на протяжении спектакля. Макбет, на самом деле, хороший человек и настоящий воин. Но благодаря внушению супруги Леди Макбет он совершает цепь убийств, психика его не выдерживает – и перед нами безумец! Дункан был для него как отец, но в итоге он убивает даже прототип своего отца. Его раздирают противоречия, совмещающие желание властвовать, мстить, сцены безумия и покаяния! И я весьма рад, что у меня такая обаятельная и убедительная партнерша Анжела Пихут в роли леди Макбет.
- В чем разница постановки в Варне и у нас?
- В Варне спектакль академического типа, в Молдове – современное решение, где шекспировский сюжет перемещается в 40-е годы ХХ столетия. И это не простая задача – сделать спектакль остро современным, сохранив наполненность смыслов и идей на уровне классической драмы. Ваш спектакль смотрится убедительнее многих других, где осовременивание не оправдано и опустошает саму суть спектакля.
Анжела Пихут, Леди Макбет (30.06.2017)
- Наш театр впервые ставит оперу «Макбет» - работа интересная, волнующая, пока до конца не устоявшаяся в сознании. Леди Макбет -образ необычный, и это большой вызов сыграть негативную роль, учитывая, что отрицательных женских персонажей в оперном репертуаре не так много.
- И это тем более странно для Анжелы Пихут, известной своим добродушием
- Мне кажется, что мы все проявляем в себе черты характера моей героини. Стервозность – это вполне характерное состояние для женщины.
- Леди Макбет – абсолютное зло в реальности или это такая степень безумия?
- И то, и другое – мне кажется, это врожденные свойства! Все началось с того, что она потеряла ребенка, затем ее жизнь превратилось в месть…
- А как Вам сама партия?
- Сложная, но мне она подошла, и я чувствую себя вполне естественно вокально и актёрски!
- Как режиссура?
- Я восхищаюсь работой режиссера Баттистини. Мне нравится чувствовать себя частью драматического театра. Андреа Баттистини творит из нас драму.
Владимир Драгош, народный артист РМ, художественный руководитель театра оперы и балета им. М. Биешу
- Этот спектакль впервые должен был состоятся 25 лет назад с дирижером Александру Самоилэ. Был очень интересный материал для постановки: тема узурпации власти - вечная и очень актуальная в любом обществе, государстве или коллективе. Мы начали работать, пошили костюмы, были уже спевки, но помешали финансовые трудности. Вот теперь в 2017 году все сошлось - режиссер, дирижер, опыт труппы. Видимо, современные коллизии - повстанцы, беженцы, тема абсолютного зла, преступления и наказания сегодня совпадают по резонабельности с музыкально-сценическим воплощением драмы Шекспира и Верди! Спектакль редкий, пожалуй, самый сложный психологически… Мне нравится режиссура Баттистини – она яркая, глубокая.
Родика Пичиряну, леди Макбет (28. 06. 2017)
- Главная тема – это отношение к жизни при сильном желании властвовать. И на что способен или не способен человек во имя власти. Леди Макбет - персонаж, сконцентрировавший в себе все мировое зло! И как в этом существовать несколько часов на сцене – главная проблема. У меня много помощников – оркестр, хор, солисты из Молдовы и Болгарии, режиссер из Италии – это прекрасный ансамбль и бесценный опыт для каждого из нас, потому что главное, что нас объединяет – это музыка!
Андреа Баттистини, режиссер, Италия
- История «Макбета» для меня не столь глобальна. Прежде всего, это «Он и Она», то есть драма двух людей. И уже потом - шотландское королевство и кровавая история восхождения на престол семейства Макбетов! В любой момент каждый из нас может вообразить, что он может стать, например, режиссером в театре Метрополитен. Почему нет? Я шучу, конечно… Но каждый вправе выбирать, кого он способен погубить на пути к успеху, даже если это ваш друг - Банко или Дункан! Я очень благодарен Молдове за возможность поставить здесь «Макбета». И рад, что это уже четвертая моя совместная работа с оперой Молдовы. На пути к «Макбету» у нас уже были «Отелло», «Кармен» и «Риголетто». Коллектив Национальной оперы отзывчивый, творческий, талантливый и, как оказалось, чувствительный к современным тенденциям на грани пересечения музыки и драматургии. «Макбет» - монументальная работа, и я хочу выразить признательность всему коллективу, потому что в течение шести недель мы смогли преодолеть не только такой монументальный проект, как «Макбет», но поставить «Кармен» Бизе в Бутученах. Это был очень насыщенный и плодотворный опыт для меня!
Сценограф, Народный артист РМ Юрий Матей
    - На моем счету более 50 театральных работ, но если спросить, какой спектакль для меня сейчас на первом месте - отвечу сразу "Макбет"! И несмотря на большой творческий опыт каждая последующая работа для меня - первая. Основная задача- помочь актерам максимально раскрыться в постановке! "Макбет" -сложнейшая работа, набирающая обороты от репетиции к репетиции, от спектакля к спектаклю Это колоссальный живой организм, запускающий мощные неведомые стихийные силы.
- Самый впечатляющий момент в постановке - это огненный круг, плывущий в открытом пространстве. Чья это идея?
- Идея моя , и она очень важна. Мистический круг возникает как символ вовлечения героев в роковой круг неизбежности. Они входят в ситуацию, возможно, и с благими намерениями, но дальнейший ход событий им не подвластен. Семья Макбетов становится парой марионеток, которой управляет чудовищное сплетение событий.
Елена УЗУН, музыкальный критик, пресс-секретарь театра
- Магическое колесо как символ кровавой человеческой мясорубки, управляемой духами Подземного значения, на мой взгляд, становится центральным символом в спектакле. Но Темные силы - не единственный стимул движения в драме, есть и силы небесные, помогающие разрешиться ситуации должным образом. И это самые мощное столкновение сил из тех, что были призваны в операх Верди.
    На самом деле, Магический круг не самостоятелен - он не оторван от вязкой паутины действия. Нам только кажется, что короли управляют страной. На самом деле, они вовлечены в жестокую игру, результат которой изначально не предсказуем. Запутавшись в паутине террора и мести, властители погрязают в тяжелейшей цепи кармических обстоятельств, вовлекая туда и позитивные силы, и обычных граждан.
    В итоге террор завершается ответным террором, безумие Леди Макбет передается ее супругу и смерть порождает смерть. И даже имена персонажей, сражающихся за власть, в корне едины - МАКдуф убивает МАКбета. Причем первое и последнее убийство драмы совершается якобы не со злыми намерениями. Опасность всей ситуации раскрывается в непрерывности вендетты, и, чтобы уничтожить источник террора, надо самому родится не совсем человеком, а быть вырезанным из чрева матери.
    Зло невозможно остановить - его нужно изжить, уничтожить и побороть усилиями многих и многих . А потому в конце спектакля навстречу Макбету выходит не только Макдуф, но и войско с лесом красных копий - неумолимый частокол Красного леса, против которого Злу устоять невозможно.
    При этом сам Лес подвергается трансформации - вначале служит укрытием для убийства позитивного героя, а в конце сам побеждает Зло как символ всенародного гнева! Сложнейшая цепь трансформаций с одновременной концентрацией символов добра и зла в одном персонаже, образе или стихии, чему яркое подтверждение - пластический Квинтет ведьм. Они настолько многоплановы и разнозначны, что сразу все и не упомнишь.
    Во-первых, ведьмы - это зеркала мистических сил. Они предваряют действие, предсказывают ход событий. А в третьем действии это уже расколотая зеркальность, впитавшая три видения-предсказания гибели Макбета, показанные ведьмами со спины, то есть в перевернутой ситуации . Во-вторых, ведьмы символизируют пять призраков персонажей, убиенных Макбетом. Они же камеристки во время Бала. Их движения зомбированы, напоминают действия монстров или наркоманов. Но это поначалу. Затем они варьируются - от зыбко-страшного театра видений до элементарно комической неуклюжести. Ведьмы - одновременно и шоу-элемент, и двигатель драмы. Они не просто отражают событие с опережением, а по сути им руководят, одновременно иронизируя над происходящим.
    Особый респект хочется выразить хору театра, играющего многозначную роль комментатора действия наподобие античного хора! Стиль античной драмы ощущается в жестикуляции, замирании и акцентах. Хор - это второй зеркальный слой действия после квинтета ведьм. И он также мощно влияет на динамику разворачивания спирали действия. И тут безусловная заслуга Главного хормейстера театр мастера искусств Молдовы Олега Константинова.
    Многослойность фильтров действия отражается и во вневременных акцентах, поскольку действие спектакля перенесено из ХI столетия в ХХ век во времена Второй мировой войны, начиная с 1939 года. И тут вполне уместно высказывание, что историю творят не властители, а народ. Властители в "Макбете" - всего лишь зомби и слепое орудие черных сил, рвущееся к власти и не способное менять ход истории всерьез. Великая мысль о том, что именно народ должен созреть к преобразованию общества - вот идея Макбета, и как она нам созвучна! Да, поначалу народ только свидетель игр Неба и Земли, но искоренить Монстра должен именно он, потому что перед силой народа Зло бессильно! Какая мощь и какой Верди...
    Итоговое слово хочется посвятить оркестру Национальной оперы и дирижеру Народному артисту РМ Николае Доготару. Прозвучали сдержано, мужественно с точным ощущением контрастов, акцентов и ударов Судьбы. Постепенно оркестр овладевает ситуацией и становится то неумолимым судьёй, а то защитником многочисленных жертв Рока.
    В премьере оперы "Макбет" все сошлось - яркая драма У.Шекспира, трактовка режиссера А. Баттистини, сценография Ю. Матей, отточенная музыкальная подготовка театра и давнее желание зрителя увидеть современный музыкальный театр в Молдове!