3 Штрихи к портрету художника Бориса Талесника

Галина Ларская
1991 год. Вечером я рассказывала свои впечатления о Швейцарии и Германии в доме нашего с Борей общего друга замечательного художника Олега Кроткова, потом я пела свои романсы. «Это изумительно», - сказал Боря Талесник, а Юра Разыграев заметил: «Твоя музыка так тонка, как перламутр».

Боря Талесник: «Мужчина - более мощный творец, чем женщина. Он композитор,  учёный, писатель, женщины более мелки, суетны».

"Давно я мечтаю нарисовать твой портрет". Боря сделал со временем два моих условных портрета, это скорей образы моей души, сходства физического с моим лицом не достаёт.

31 января 199...(?) Была выставка работ Раи Гершзон, Наташи Ильиной, Бори Талесника и моих рисунков ручкой и пастелью. Мой друг композитор Петя Старчик сказал, выступив перед нами, что мои работы не профессиональны, безыскусны, непритязательны, но среди них есть шедевры. Антропософ Маша Арманд назвала их красивыми, они понравились Рае, а хиппи хотели один из портретов украсть.

Гуляли днём с Борей Талесником в лесу. Потом зашли в пивнушку. Герои Брейгеля или Босха, герои дурных снов, погибающие люди. Барменша со всеми ласкова, всех знает по именам. Это матушка Россия...

Разговоры с Борей Талесником. Моя лёгкость, невесомость, пронизанность светом. Боря поседел. С ним нелегко. Хожу и терплю. Хочу перед Богом быть ребёнком.

Боря Талесник подарил мне огромную книгу: “Галерея Уффици”.

Мы с Борей Талесником шли по ул. Горького и в магазине “Хлеб” увидели моего двоюродного ленинградского брата Феликса, пьющего кофе. Мы приехали на такси ко мне. Феликс очень удивился, узнав о моём мировоззрении.

Снилась церковь и в ней Боря Талесник.

Беседовали с Борей Талесником. Он говорит, что не ощущает себя, что в искусстве сейчас упадок. Когда мы гуляли, он показывал мне разные дома и спрашивал моё мнение об их архитектуре. “У тебя неиспорченный вкус и свежее восприятие архитектуры, так как ты почти ничего о ней не знаешь”, - сказал он.

1993 или 1994 г. Говорила с Борей Талесником по телефону. Он обрадовался, услышав мой голос, это сыграть нельзя.

Боря считает, что у меня лицо женщины эпохи Возрождения, что меня мог бы рисовать Леонардо да Винчи. Он читал мне наизусть “О совершенной радости” святого Франциска Ассизского, которого он очень любит.

5 ноября 1994 г. После костёла, где латынь исчезла, и служба шла на русском языке, что весьма разумно, стало мне лучше. Там мы встретились с Борей Талесником. Он утром звонил мне, просил прощения и сказал мне: «Я люблю тебя, я всегда люблю тебя, даже если я размахиваю руками, замахиваюсь на тебя и кричу...».

Разговор с Борей Талесником. До 40 лет он радостно воспринимал жизнь. В 9-11 лет он мучился вечными мировыми вопросами. Его пугала мысль о смерти. Я сказала ему: “Радоваться о себе всегда, даже когда страдаешь – это я понимаю, а радоваться о других, когда они страдают, я не могу”. На это Боря ответил, что и уныние и радость заразительны, нельзя заражать людей унынием.

С Борей я всегда свободна, не скована, я могу быть самой собой. Это редкость. Люди не позволяют этого, навязывают своё видение мира.
 
12 января 1997 г. Пела в храме недалеко от дома Бори Талесника. Он пришёл на службу и после неё забрал меня к себе домой. Показал свои работы. Некоторые изумительны, хочется жить в этих картинах, они дышат тайной, молитвенным духом, погружают в какую-то высшую реальность, которой так не хватает в нашем бездуховном мире.

Почему-то Боря обрамляет свои работы чёрными рамами. Иногда стволы деревьев, когда он рисовал пейзажи, казались мне слишком тёмными, это производило на меня удручающее впечатление. Я думала о том, что в душе Бори были какие-то печальные области.

Одна из его работ «Veneto" вызвала во мне какие-то древние вибрации. Мне очень жаль, что человечество не знает эти работы, не созерцает эту красоту. Боря проводил, как всегда, меня до метро, шли, разговаривая, пешком три остановки.

30 июня. На дне рождения Бори Талесника были его друзья. Он подавлен, грустен,  чувствует себя покинутым. Он не рисует после больницы.

4 сентября. Шли мы с моим другом Борей Талесником к метро, он меня провожал,  передо мной появляется юноша с восточным лицом и говорит мне: «Вот девушка Средневековья. Давайте познакомимся». Я смеясь, отвечаю ему: «Папа не разрешает». Показываю на Борю. Он после болезни стал другим.

Звонил Боря Талесник, нравоучал меня, я отбрыкивалась.

29 декабря. Боря жалуется на грусть. Я говорю ему: «Проси Бога, чтобы Он насытил тебя любовью к Нему, тогда отойдёт твой страх перед болезнью».

1998 год

1 октября 1998 г. Ездила к Боре Талеснику. Он худ и бледен. Сделал копию с Лика Иисуса, это его картина, фон картины стал более нежным и светлым, но глаза на копии потеряли нечто неуловимое, некую тайну, которая есть в оригинале.

1999 год

6 мая. Боря Талесник очень худой, неподвижный, его темперамент погас, нервность и горячность исчезли. Просветления я тоже не заметила. Он говорит, что боится смерти, что привязан к этому миру. Он на том свете хочет беседовать со мной.

14 июня. Много говорили с Борей Талесником об эго. Потом я просила его обидеть меня, он не смог. Он сказал: «В моём сердце теплота к тебе. Ты мила сердцу моему. Я всё тебе прощаю».

Моя сестра болеет, жизнь, новая одежда — не интересуют её. Она чего-то ждала от жизни. Но «жизнь обманула», - говорит Боря Талесник. 

Мой друг Боря Талесник привёз мне из Израиля серебряный крестик. Он сказал, что жить без меня не может.

16 августа 1999 г. Долгий разговор с Борей Талесником по телефону. Он сказал мне: "Я не знаю человека духовней тебя". Я спросила, в чём это выражается. Он ответил: "Во всём, во всех твоих проявлениях. То, что ты говоришь, очень для меня важно. Ты помогаешь мне". Слава Богу!

Долгий разговор с Леной Талесник. У Бори 24 августа был инфаркт. В реанимации его простудили, он неадекватен. Лена была приветлива. Просила молиться за Бориса.

1 октября. День памяти Наталии Львовны Дружининой. Ездила к Боре Талеснику. Он худ и бледен. Сделал копию с Лика Иисуса, это его картина, фон картины стал более нежным и светлым, но глаза на копии потеряли нечто неуловимое, некую тайну, которая есть в оригинале.

У Бори инсульт. Я была у него в больнице, всех подняла на ноги. Переменили его постельное бельё. Он заброшен. Я убирала в палате, несколько раз мыла пол. Всё, что я увидела, повергло меня в шок. Сосед берёт Борину еду из холодильника. Боря молчит, такое ощущение, что он без сознания. Молилась о нём. Звонила его жене Леночке, всё ей рассказала. Я пишу коротко, без подробностей, которые ужасны.

***

Рецензии
Написать рецензию
Ищущий был человек. Жадный. На жизнь жадный. Многое хотел понять, во многое вникнуть. Пил души близких, и им себя изливал щедро. О горнем помышлял. но оторваться совсем от земного не мог, хотя жаждал. К Богу шёл охотно, скоро и бодро. Не совсем поняла: дошёл ли? Поразило некое его высказывание об отношении мужчины к женщине. Опыт жизни открыл, как он был прав. Сейчас посмотрю его работы в инете. Вам - спасибо.

Собственная Тень   26.04.2017 15:06
 
+ добавить замечания
Вы первая ласточка, дающая отклик на мои отрывки из дневников о художнике Борисе Талеснике. Меня тоже поразил его совет, как относится к мужчинам, тем более ценный, так как он дан мужчиной. Судя по светлым снам о Борисе, он дошёл. Благодарю Вас.

Галина Ларская   27.04.2017 15:01
 
+ добавить замечания
Я ждала Вашего ответа. Вчера я искала репродукции картин в интернете. Пошла по одной ссылке. И вдруг там автор статьи попросил помощи у тех, кто знал Бориса Талесника. И я решила сохранить эту ссылку для вас. Может быть, она вам пригодится и Вы захотите откликнуться на просьбу дамы, которая написала статью. Это даже не статья. Это письмо в редакцию. Прочтите. Спасибо за то, что познакомили с неординарной личностью.

http://www.chayka.org/node/7985
Собственная Тень   27.04.2017 18:27 

Я знаю этот текст. Благодарю Вас за заботу.
Галина Ларская   27.04.2017 22:40

Работы художника есть на моей странице на Фейсбуке, надо открыть альбом.
Галина Ларская   28.04.2017 22:00   Заявить о нарушении / Удалить

Фотография Бориса Талесника. Видно, как он добр.