Глава 23. Биологическое и социальное в человеке

Олег Алексеевич Шарышев
   Откуда  у  автора  такая  уверенность? – спросит  Читатель.
Да  так,  я  немного  занимался  “трансляцией  культуры”, и  пришлось  убедиться  лишний  раз  –  рождённый  Козловым  никогда  не  умрёт  Орловым...,  хоть  в  лепёшку  разбейся,  учитель  и  “транслятор”!

 – Почему?
– Вы  видимо,  невнимательно  прочли  предыдущую  главу,  перечитайте  ещё  раз,  я  же  повторю:  биологическое,  “голос  крови”,  лежит  в  основе  культуры,  но  не  наоборот!!
Из  “чикатил”  не  наделать  “матерей  Терез”...,  и  наоборот  тоже.  Воспитание  базируется,  как,  впрочем,  и  всё  прочее,  на  генетике,  но  не  наоборот. Из  слепоглухонемого  можно,  полагаю,  сделать  математика,  но  художника  или  музыканта  –  никогда.
...К  чему  это  автор  клонит,  подумает  Читатель...

...А  вот  к  чему: родившись  в  данной  среде  гипо-  или  дезадаптантом,  человек,  попав  в  более  благоприятную  среду,  может  почувствовать  себя  в  ней  нормоадаптантом,  но  быть  гипо/дез-адаптантом,  стенобионтом,  он  не  перестал.  Его  геном  остался  таким  же  ущербным,  как  и  был,  и  потомство  его  унаследует,  если  неповезёт,  такую  же  ущербность,  которая  до  поры  до  времени  будет  маскироваться  благоприятной  средой  –  но  стоит  стенобионту  попасть  в  свою  родную,  изначальную  среду,  он  вновь  превратится  в  Чикатило...

...То  есть... – Ну,  Читатель,  я  и  так  уже  всё  разжевал... и  даже  в  рот  тебе  положил...,  проглотить  только  самому  осталось,  так  глотай  же,  не  тяни  резину!!
   Ну,  хорошо.
Поясняю:  техносферный  путь  развития  человечества  максимально  подходит, а  посему  и  выгоден... кому? – правильно, любителям  комфорта, максимального  комфорта, то  есть  гипо/дез-адаптантам,  ибо  если  я  гипер-  или  нормоадаптант,  то  зачем  мне  какие-то  ещё  лишние  заморочки  –  траты  времени,  средств,  нервов  на  обустройство  среды,  когда  она  меня  и  так  вполне  устраивает?!
Природная,  их  родная  среда  им  враг  –  они  её  либо  переделывают,  либо  покидают,  ища  “...там,  где  глубже...”,  но  дело  в  том,  что  их,  ущербных,  меньшинство,  а  жить  по  своим  законам  и  “понятиям”  они  предлагают  - или  даже  заставляют! -  всем  и  всех...
– Это  как,  нормально?

...И  ещё  одно...
Забиваясь  как  мыши  в  норы,  в  свою  искусственную  среду,  они  уходят  из-под  давления  естественной  среды,  останавливаясь,  тем  самым  на  достигнутом  уровне  развития, - понимают  ли  они  это?  Думаю,  что  нет,  хотя,  я  полагаю,  это  мало  их  заботит.  В  силу  ущербности  своего  метаболизма,  они  вынуждены  паразитировать  на  здоровых,  вот  это  их  первоочередная  забота...,  всё  ж  прочее  вторично  и  третично.
Искусственный  путь  развития,  выбранный  ими,  ведёт  их  и  тех,  кто  следует  за  ними,  в  тупик,  но  здоровым,  в  отличие  от  гипоадаптантов,  паразитировать  не  на  ком,  если  только  друг  на  друге...,  весёлая  вырисовывается  картина,  а,  Читатель?!?

   Каков  же  вывод,  и  какой  выход  из  этого  всего  непотребства?
– Я  что,  опять  должен  разжёвывать  и  в  рот  тебе  класть,  недоумок!?..
...Вот  почему  ярмо  это  как  будто  создано  для  твоей  бычьей  шеи... Впрягайся  и  поехали!!..

   Опять  предвижу  упрёки  –  дескать,  автор  необоснованно  связывает  биологическое  и  социальное, перенося  закономерности  одного  на  другое, хотя  там  действуют  уже  свои  законы,  более  высокого  ранга, социальные... и  т.д.  и  т.п.
– Оставьте!  Мне  этот  ваш  детский  лепет  неинтересен,  я  вообще  бы  не  советовал  человеку  с  гуманитарным  образованием,  и,  тем  более,  с  техническим,  спорить  со  мной  –  смешно  и  глупо  будете  выглядеть!  Единственные,  кто  мог  бы  составить  мне  достойную  оппозицию,  это  коллеги-естествоиспытатели,  но  они-то  как  раз,  я  уверен,  со  мною  согласятся.

...Ну  и  последнее. Поскольку  биологическое  преломляется  в  социальное  посредством  психического (ох,  не  люблю  это  слово!  Хочется  говорить  “духовное”,  “душевное”,  но  предвижу  негативную  реакцию  “научной  общественности”,  мать  её  за  ногу!!),  то  необходимо  разобраться  и  с  этим  промежуточным,  но  важным  звеном.

   Я  уже  вскользь  касался  этого  вопроса,  говоря  об  основаниях  культуры  на  разных  уровнях  её  существования,  в  частности,  на  уровне  индивида-личности.  Теперь  рассмотрим  это  подробнее.
...Что  это  за  психофизические  особенности,  взаимодействуя  с  которыми,  среда  формирует  мировоззрение  и  пр.?
– Прежде  всего,  темперамент,  характер,  интеллект  и  память,  прочие  ментальные  функции,  которые  во  многом  определяются  наследственностью,  так  скромно  скажем...
Определяются  геномом,  передаются  по  наследству,  но  не  обязательно  проявляются – актуализируются,  об  этом  надо  помнить!  Среда  и  будет  тем  дирижёром,  что  заставляет  звучать  молчавшее  до  этого  качество:  чем  богаче,  разнообразнее  среда,  тем  больше  шансов  прозвучать  у  инструмента,  тем  непредсказуемей  его  импровизация...

...Одно  “но”: если  инструмент  испорчен,  ненастроен  или  исполнитель  пьян,  никакие  усилия  дирижёра  не  спасут  оркестр  от  провала,  а  в  нашем  случае  с  гипо/дез-адаптантами  именно  так:  очень  часто  ущербность  адаптации  коррелирует  у  них  с  ущербностью  психики,  и  доля  всяческих  отклонений  тем  выше,  чем  дальше  зашёл  дезадаптационный  процесс и  глубже  дефект...
   Это  первое.

   Второе.  В  главе  17  прозвучало  слово  “недочеловеки”,  теперь  имеет  смысл  разобраться  с  этим  понятием  получше.  Они,  ущербные  по  одному  или  не  одному  качеству  психики,  ущербные  необратимо  в  отношении  любой  социальной  среды,  являются  в  нашей  терминологии  дезадаптантами  по  этой  среде,  хотя,  вполне  возможно,  в  среде  природной  они  могут  чувствовать  себя  как  рыба  в  воде.  Это  тот  случай  различной адаптации  к  разным  средам,  который  я  обозначаю  как  частичная,  неполная  –  "парциальная  адаптация",  либо  парциальная  гипо/дезадаптация.

   Естественно,  те  из  них,  кто  будет  вдобавок  страдать  пониженной  адаптацией  к  среде  природной,  составят,  наряду  с  обычными  гипоадаптантами,  костяк  “биофобов – натурофобов”,  тех,  кому  природная  среда,  включая  её  живую  часть,  как  нож  поперёк  горла...,  но  будучи  тотальными,  по  всем  средам,  гипо-  или  дезадаптантами,  они  приобретут  социально  статус  маргиналов  или  парий...  В  искусственной  среде  городов  эти  уродцы  почти  незаметны,  ибо  их  немного,  и  техносфера  их  спасает  от  вымирания-уничтожения,  почему  их  туда  и  притягивает,  словно  магнитом...  Но  вне  городских  стен  с  ними  беда:  они  составляют  ядро  рецидивной  преступности,  криминала,  они  безжалостно  и  бездумно  уродуют  природу,  видя  в  ней  только  врага  и  чувствуя  подсознательно  опасность,  не  понимая,  впрочем,  где  укрыты  её  истоки.

Этих  тотальных  уродцев,  гипо/ дез-адаптантов,  в  зависимости  от  глубины  их  дефекта,  я  внёс,  вслед  за  Э. Фроммом,  в  группу  “некрОферов” (несущих  смерть)  и  некрофилов,  соответственно,  понимая  более  широко  этот  термин  и  то  явление,  что  скрыто  за  ним.

Паразитирующих  на  здоровых  гипоадаптантов,  не  важно  по  какой  среде  нарушена  у  них  адаптация,  но  которых,  вслед  за  А. и Б. Стругацкими  я  обозначаю  как  “эгоистов  природных”,  можно  внести  в  третью  “группу  скорби”,  а  именно  “покрытых,  укрытых  покрывалом  смерти”  или  “некромантов”,  таков  дословный  перевод  этого  слова.
Это  минимальные “лишенцы”, как  выражались  на  жаргоне  в  определённой  среде  когда-то,  –  минимальные,  но  самые  многочисленные... впрочем,  читатель  и  сам  об  этом  знает,  полагаю.

   Вот  так  на  психосоциальном  уровне  можно  с  большой  долей  условности,  но,  всё  же,  выделить – разделить  те  сорняки,  что  цветам  в  клумбе  жить  мешают,  подведя  под  это  генетический  и  эпигенетический  базис,  как  выражались  некогда  в  стране  победившего  социализма,  тоже  почти  на  жаргоне,  партийно-аппаратном,  вроде бы.

   И  третье. Я  опять  предвижу  упрёки  и  возражения  “уважаемых  учёных”:  слишком-де  автор  прямолинеен  и  упрощает,  слишком  просто  и  легко  обращается  с  нежными  такими  материями,  как  психическое,  социальное... –  оставьте  эту  болтовню  себе,  социологии-политологи  и  прочие  психологи...,  у  вас  имеются  возражения  по  существу,  у  вас  имеются  пруфы,  как  ныне  модно  выражаться  в  и-нете?!..  Нет?  Ну  и  идите... сами  знаете  куда!!





                продолжение: http://www.proza.ru/2017/07/06/902