Звездные травы

Юрий Панов 2
  Какие травы можно считать звездными? Может быть те, что названы в честь выдающихся людей, звезд науки? Может быть, цветы их похожи на звезды? А может эти таинственные, магические растения находят только ночью под звездами? Да, и  то, и другое, и третье, и даже называют их звездчатками.

  Звездчатки  многочисленны. На лугах ими травятся кони, на сырых огородных грядках это злостные сорняки и, конечно, в народной медицине об их лечебных свойствах не забывают. Но вот хозяйственного значения звездчатки не имеют. И это хорошо. Одна из самых крупноцветных звездчаток с крупными супротивными листьями названа в честь звезды российской ботаники Александра Бунге. Этот немец родился в Киеве, учился и жил в Дерпте, а вот путешествовал два столетия назад по Алтаю. Долго мечтал найти я эту звездчатку, хотя растет она по югу Сибири от Урала до Монголии и обнаружил в первый раз совсем близко от дома на влажном газоне возле пятиэтажки. Это была действительно звездная поляна. А во второй раз встретилась мне эта звездчатка на Телецком озере в долине горного ручья у водопада. По крутым склонам долины ручья поднимались стеной кедры, у корней их, покрытых разноцветным мхом, сплошным ковром спускались заросли круглолистного бадана. В коротких ветвях кедра кричали бурые, пестрые  кедровки, звездные вороны,  и черные красношапочные дятлы. Грохот от водопада стоял такой, что многочисленных туристов с телефонами в руках совсем не было слышно. Брызги от водопада превращались в облака белого тумана, туман стекал по влажным иголкам, листьям, валунам и скалам и скрывался в холодных водах озера.  А под ногами туристов цвела звездчатка Бунге. Когда-то Бунге добирался звериными тропами до Телецкого озера долгие месяцы. Сегодня на озеро приезжают в комфортабельных автобусах, плавают в быстроходных катерах. Экскурсоводы увлеченно рассказывают туристам о  скалах, что поднимаются на километровую высоту по берегам и якобы названы в честь местных духов и похожи на спящих драконов. Но кто же вспомнит о  первых исследователях Алтая, о Ледебуре и Бунге? Правда, у водопада деревья помечены табличками. На одной из них читаем:  «Рододендрон Ледебура». Рододендроны - звезды алтайской природы. Их розовые цветы весной превращают тайгу  в тропический лес. Но и сам Ледебур – звезда первой величины в ботанике. Исследовав горы Южной Сибири, он написал капитальный труд «Флору Алтая», а потом и первую «Флору России». В путешествиях Бунге был спутником и учеником Ледебура. И теперь растения, названные в их честь,  стоят у водопада рядом. Рододендрон и звездчатка. Учитель и ученик.

  Но это еще не все звезды. Когда-то Михаил Ломоносов жаловался на засилье немцев в Академии Наук и был прав. Но ведь не случайно Ломоносов поехал учиться в Германию! Почти все книги о природе России выпускались в Германии, в том числе записки и дневники путешествии по Сибири Ледебура и Бунге. Увидев книги этих дневников,  Вольфганг Гете, звезда, натуралист и поэт, пришел в восторг, так отлично они были изданы. И еще один немец, настоящая суперзвезда, сыграл большую роль в судьбе Бунге. Это Александр Гумбольдт. Объехав в молодости и Старый и Новый Свет, в старости он осуществил мечту увидеть Азию и в 1829 году устремился в неведомую Сибирь. Доехав в карете до Барнаула, он встретил там Александра Бунге и рекомендовал его Академии как ботаника для русской миссии в Пекин. И Бунге стал первым европейцем-ботаником, изучившим и описавшим в книгах растения Китая.

  Вы верите теперь, что звездчатки звездные растения?! И действительно, похожи звездчатки на пятиконечную звезду. Только каждый лепесток разделен почти надвое и кажется, что лепестков десять. Присмотритесь к цветку звездчатки. Он красив, хотя и не слишком велик. Но если в звездную июльскую ночь вы попадете на поляну белых звездчаток, звезды будут везде – и на небе, и в траве. Спешите на свидание со звездными травами!