Спустя годы. Глава 3 Субботник

Виктор Костылев
    
      День был теплый. Земля прогретая солнечными лучами наряжалась в свой весенний наряд. Голубая высь, как стеклышко, без единого облачка.

      В этот весенний субботний день трудовые коллективы, все жители страны на субботнике. Домохозяйки и пенсионеры наводили чистоту на дворовых площадках.
Ведущие специалисты рудоуправления во главе с директором, организовав бригаду, занимались  креплением горных выработок в шахте. В кабинете директора- дежурный штаба по проведению субботника, все остальные на объектах.

      По выезду директора из шахты, мы втроем: директор, секретарь парткома и я- председатель рудкома профсоюза, объезжали объекты работающих. К этому времени, горняки выполнив свои обязательства, под марш исполняемый духовым оркестром, выезжали из шахты. Дробильно- сортировочная фабрика выдавала последние тонны сверх плановой железной руды. На строительстве жилого пятиэтажного дома хозспособом, шла активная работа.

      Двигаясь от объекта к объекту, слушая рапорт руководителей штабов, мы подъехали ко дворцу культуры. Его парковые поляны покрылись нежной зеленью. Умытая росой, молодая поросль травы, серебрилась в лучах яркого весеннего солнца. На деревьях проклюнулись голубоватые листочки. Неповторимый, весенний запах свежести разносился по парку.

      Здесь дружно работали люди: поверховых цехов, школьники и работники дворца. Громко перекликаясь, люди что-то спрашивали друг у друга, на кого-то громко покрикивали. Духовой оркестр заглушал голоса работающих, постоянно менял свою дислокацию.

      Поляны, аллеи, пешеходные дорожки очищались от прошлогодней листвы и сушняка, обновлялись скамейки.  К этому времени над парком появились белоснежные облака, легкий ветерок ласково перебирал юную листву деревьев. В парке слышалась песня. Ремонтная бригада занималась профилактикой фонтана.

      Парк расположен в центре жилмассива. Его входная группа прекрасно смотрелась с проезжей части дороги. Роскошные деревья и богатые цветочные клумбы создавали удивительный колорит украшая, скромный современный архитектурный ансамбль дворца. Центральная аллея, затененная густыми шапками нарядных лип, упиралась в круговую, ухоженную площадку с фонтаном. Слева сверкал своей чистотой и свежестью красок шахматный павильон, справа-обновляемая танцплощадка.

      Ну, а дальше-пустырь. Прогулочные дорожки, распекаемые знойным летним солнцем, требовали к себе внимания хозяйственника. Но у предприятия для этой цели  не хватало средств, этот вопрос неоднократно поднимался на совещаниях разного уровня но, средств от этого больше не стало.

     -Ну что,- обращается ко мне директор, остановившись возле шахматного павильона построенного в прошлом году,- будем заниматься парком? Переглянувшись между собой и вспомнив все неприятности связанные со строительством этого скромного объекта, мы дружно смеемся. Идея строительства была моей и все неприятности достались прежде всего мне. Председателю райисполкома не понравилась наша идея строительства без его личного благословения. Много нервов он попортил нам. Как сказала моя жена,- твои отношения с ним задохнулись.

       Но павильон стоит. В теплый период года здесь можно видеть немало бойцов  склонившихся в глубокой задумчивости над доской. Значит не напрасно?..
- Да, Николай Павлович,- говорю,- у нас работает много молодежи, в жил массиве пять подшефных общеобразовательных школ, профтехучилище, а что есть для занятия их досуга? Кинотеатр и дворец с танцплощадкой.

       В летний период люди семьями идут в парк. На скамейках, в тени деревьев тихо покачивая детей в колясках, сидят молодые мамы и бабушки. А дети постарше, куда им пойти? И было бы неплохо здесь установить какие-то игровые аттракционы.
Средств у предприятия нет, но кто-то должен заниматься этим вопросом? Выдавил я из себя такую длинную тираду.

      -Что ты смотришь на меня, словно я виновник всех бед! Или я обстановку на руднике не знаю?- возмущенно заговорил директор. Он повис надо мной как скала: большой, в меру упитанный, как всегда подтянутый, аккуратный. Красивый мужик с густой копной черных волос и большими кулачищами. О таких говорят-любимец женщин.

      -Ты словно ждешь от меня, что я сейчас вытяну из кармана необходимую сумму? Нет у меня средств,- сказал, как обрезал... Он не в шутку расстроился. Махнув рукой, что-то ворча себе под нос, отошел в сторону. Но, успокоившись, подойдя к нам, вновь воинственно настроенный, заговорил,- в прошлом году у меня была возможность, я выделял на развитие турбазы и загороднего пионер лагеря средства. Сегодня не могу! Он говорил в сердцах, его лицо быстро меняло выражение, глаза сверкали, брови нависли как черные тучи. -Позднее, возможно что-то сумеем включить под сдачу будущего горизонта. Он замолчал, насупившись вновь отошел в сторону. Видимо моя  тирада зацепила его самолюбие.

      Мне показалось, что в парке стало тихо. Нежный ветерок перестал обнимать просыпающиеся липки, прислушивающиеся к нашему разговору. Затихли голоса работающих. -Послушай,-вновь ринулся в бой Николай Павлович,- в течении года я как-то решаю Ваши запросы, хотя дыр у нас предостаточно. Но почему все проблемы ложатся на плечи хозяйственника? В нашем жил массиве проживает более сорока тысяч жителей, А работающих у нас четыре с половиной, где логика? Почему мы за все в ответе? Или вот посмотри, сколько мы платим партийных и профсоюзных взносов?.. Пусть же хоть раз помогут ваши вышестоящие.

       При этих словах молчавший Михаил Онуфриевич как-то неестественно фыркнул
 -Вот, вот, видишь! Указывая пальцем на секретаря парткома вновь заговорил директор,- а он молчит. -По этому поводу я обращался в горком и обком профсоюза.
- Ну и что?- живо заинтересовался Николай Павлович,- дали? Мне показалось, что их напугал мой вопрос. - Вот так!- Директор вновь отошел в сторону разминая свои кулачищи. -Поеду-ка в Москву. -Уж прямо в Москву,- Засмеялся Николай Павлович,- разгонять тоску? - Да, да, в Москву! -Ну, ну,..- слышу многозначительное.

      После субботника, ночь с субботы на воскресенье, я почти не спал. Лежа в постели рядом с любимой женой, мысли мои были так далеки от нашего семейного гнездышка.  Ну почему так получается? Вроде работаешь с утра до позднего вечера, пытаясь все успеть, что-то решать. Все это время даже мысли думать о чем-то личном, кроме работы, не было. А результат- одни неприятности.

       Три года назад схватился с одним партийным функционером, временно исполнявшим должность заместителя директора рудоуправления. У него отсутствовал производственный стаж, это мешало его партийному росту. Кто-то, зная что его рекомендуют в секретари райкома партии написал в обком анонимку.

       Приехала комиссия. Она поочередно вела разговор с каждым членами партии  моего коллектива, выявляя анонимщика. Пригласили  и меня. Был задан один вопрос- может ли мой коллега быть секретарем райкома партии... Процитировав пункты устава, я ляпнул,- а может ли быть такой человек членом партии?.. Его избрали.Через два года он городской партийный вожак.

       Ох!.. Когда ему доложили, что я избран предрудкома, что там было... Он топал ногами, стучал кулаком по столу,- переизбрать!..

      Только начал работать на новом месте, при строительстве шахматного павильона, испортились отношения с предисполкома. А этот человек как и первый ничего не забывает... А жаль. А осадок на душе остается.  Как говорил Сергей Есенин,-
                Так мало пройдено дорог,
                Так много сделано ошибок...
      Как сложится этот год? Время покажет. А за окном тихая ночь плотно накрыла землю черным зонтом с яркими беспокойными небесными светилами и всевидящей любопытной луной. В такую ночь, как когда-то рассказывала мне бабушка, по лесу бродят черти разные, кричат филином, волком воют, пугая путников, плачут как дети малые. Вспомнилось далекое, голодное, но доброе детство.
      Ну, а теперь нужно постараться заснуть, а за окном катился новый день. Что ждет меня в ближайшие дни.