Подарок с того света

Алексей Анатольевич Карпов
Если бы случайный прохожий увидел эту троицу, то непременно вспомнил знаменитую картину Василия Перова «Охотники на привале». Позы и даже внешнее сходство мужчин с персонажами известного полотна были просто поразительными! Только здесь вместо охотничьего снаряжения и добытых трофеев передний план украшали лом и лопаты – неизменный инвентарь могилокопателей. Да и здешний пейзаж был куда как колоритней, чем на перовской картине! Вместо унылой осенней степи, глаз радовали живописные заросли буйно цветущей сирени, сквозь которые кое-где просматривались макушки посеревших от старости кладбищенских крестов.

АРТЕЛЬ «ДРУЖНЫЙ ТРУД»

Несмотря на ранний час, солнце нещадно палило, загнав трех работяг в спасительный тенек сиреневого куста. Местные жители прозвали их маленькую бригаду -  артель  «Дружный труд». Эдакий трудовой спецназ быстрого реагирования по  решению любых хозяйственных проблем населения, включая ритуальные.

Похороны бабы Шуры – древней одинокой старушки, были намечены к сегодняшнему полудню, поэтому времени для обустройства ее последнего пристанища у них было с запасом. И мужчины не преминули воспользоваться уважительной возможностью отсрочить начало тяжелой работы. Копать в жару каменистую землю, да еще, как на грех, с похмелья – то еще удовольствие!

В пакете, который в качестве «гуманитарки» вручил приехавший из Москвы дальний родственник покойной, оказался идеально продуманный продуктовый набор для поправки телесного здоровья и поминального ритуала. Бутылка водки, кружок ароматной колбасы, хлеб, три пластиковых стаканчика, полторашка студеной минералки, зеленый лук, пучок редиски и даже спичечный коробок с солью. Каков натюрморт!

Несмотря на молодость, столичный наследник небогатого хозяйства бабы Шуры оказался человеком коммуникабельным и хватким. Место для могилки выбрал грамотно – на сухом, отовсюду видном пригорке. Расплатился авансом и щедро, опять же про угощение не забыл. Пока дымил сигаретой, повеселил мужиков парой анекдотов, потом умчался на здоровенном, похожем на луноход джипе, оставив аромат дорогого табака, элитного парфюма и хорошее впечатление.

Добрым словом и водкой помянули новопреставленную. Свою долгую и одинокую жизнь баба Шура прожила безропотно и достойно. Со сталинских времен работала фельдшером, обслуживая три села. В любую погоду и время суток по первому зову спешила на помощь, никому не отказывая. Одно слово - праведница!
Бутылка предательски быстро опустела, принеся временное облегчение. Эх, сейчас бы добавить чуток для полной гармонии души и тела… Но, пора за работу! Один из артельщиков легко поднялся, и, пройдя несколько метров, штыком лопаты обозначил место работы: - «Здесь рыть будем!».

- Иваныч, а ведь москвич другое место указал! - возразил ему парень в камуфляжном костюме.

- Леха, тебе в армии окопы в полный профиль рыть доводилось? - Нет? Ну, то-то! Видишь, в этом месте земля просела? Здесь могила чья-то была. Она хоть и вековая, но все лучше, чем целину ковырять. Никого мы там не потревожим, косточки, поди уже, истлели давно. А бабе Шуре, как и ее наследнику, этот момент, думаю, не принципиален.

- За дело, коллеги, нас ждут великие открытия! – шутливо прикрикнул, тот, кого парень назвал Иванычем.
Но прежде чем лопаты артельщиков потревожат старую могилу, стоит познакомить читателя с членами этой интернациональной бригады.

ИВАНЫЧ

Негласным лидером артели был Иваныч, не старый и крепкий мордвин, обладатель железного рукопожатия и стремительной пружинистой походки, какая бывает у опытных лыжников. В поселок Иваныч приехал лет десять назад, купил дом-развалюху и собственноручно обустроил его до неузнаваемости. Казалось, что нет на свете ничего такого, чего бы Иваныч не знал или не умел.  Жил один, но порядок в доме и приусадебном хозяйстве был идеальным – спичку негде бросить! О прошлом никогда не вспоминал, в будущее не заглядывал – жил только настоящим. Кем был Иваныч в прошлой жизни, какие жизненные университеты прошел - оставалось загадкой.
С виду интеллигент: образован, эрудирован, матом не пользовался, но при необходимости мог любого поставить на место одной жесткой фразой или даже взглядом. Знающие люди делали предположения о его арестантском или военном прошлом. Впрочем, местных обитателей его прошлая биография быстро перестала интересовать: мужик рукастый и авторитетный, а  то, что не хочет душу раскрывать – правильно делает. Меньше сплетен и пересудов.

РАВИЛЬ

Вторым артельщиком и правой рукой Иваныча был Равиль, голубоглазый и русоволосый татарин. Общий язык они нашли быстро – оба хозяйственные, трудолюбивые и немногословные. Во время срочной службы Равиль попал на 1-ю Чеченскую войну. В составе  разведроты побывал в нескольких жесточайших мясорубках: в одной контузило, в другой ранило осколком, но легко, по касательной. Повезло. Дослужился до старшего сержанта, потом заключил контракт. Пройдя через горнило горячек точек, и став настоящим «псом войны», он, наверное, сложил бы где-нибудь голову, если б не Альфия.
Однажды приехав в отпуск, родители уговорили его  познакомиться с девушкой из соседнего села, Согласился нехотя, из сыновнего уважения, а увидел ее и влюбился с первого взгляда. На смену боевому братству пришло тихое семейное счастье. Родились две дочки-погодки – обе похожие на красавицу-мать. Этих трех своих девочек Равиль любил до безумия, моля Аллаха, чтобы их семейная идиллия продлилась нескончаемо долго.
Что может быть лучше, когда, приходя вечером домой, оказываешься в радостных объятий из шести родных рук, ешь ужин, приготовленный любимой женщиной?! Ах, какой вкусной была домашняя лапша с курятиной, а какие перемечи (беляши) и пироги пекла Альфия для вечернего чаепития! Может кто-то живет богаче и интереснее, но свой уютный семейный мирок Равиль не поменял бы на все сокровища мира.

ЛЁХА

Фактом своего рождения, да и самой жизнью Леха был обязан бабушке. Именно она не позволила дочери избавиться от «побочного эффекта» ее быстротечного любовного романа.
В то далекое лето в их поселок приехали студенты-стройотрядовцы, и все как на подбор: стройные, красивые, веселые - ну чисто гусары! Днем чего-то там строили, а вечерами устраивали дискотеку, потом у костра под гитары пели красивые песни, вдребезги разбивая сердца местных девушек. Сколько пылкой бесшабашной страсти расплескалось в те короткие летние ночи! Казалось, что сам бог Эрос выбрал этот поселок своей летней резиденцией…

Студенты уехали, наваждение рассеялось, зато появился Леха, как  фактическое доказательство реальности минувших событий. Когда Лехе исполнилось три года, мать уехала устраивать жизнь на Севера. Денежные переводы и посылки с гостинцами приходили то из Сургута, то из Нижневартовска. Потом вышла замуж, родила детей, и переводы стали приходить лишь к великим праздникам.

Бабушка стала для Лехи единственным, по-настоящему родным и любимым человеком. Он рано приучился к самостоятельности: управлялся в огороде, ухаживал за кроликами и домашней птицей, мог много чего сделать по хозяйству, не прибегая к посторонней помощи.

Кем и каким был биологический отец, Леха не знал, но судя по отразившимся на нем отцовским генам – мужчиной видным! В военкомате, оценив его физические данные и аристократичную внешность, направили служить в Кремлевский полк. Москва поразила новобранца великолепием и богатством возможностей. Тогда-то в казарме после отбоя и родилась яркая,  похожая на короткий рекламный ролик, навязчивая мечта.
 
Шикарный коттедж, столовая, где за завтраком его встречают невероятной красоты жена, и такие же красивые мальчик и девочка – их дети. Завтракают, он нежно целует их, потом садится в крутейшую иномарку и едет в свой богато обставленный офис. Вежливая секретарша с внешностью светской львицы, подает ароматный кофе, документы на подпись и зачитывает график деловых встреч…

Мечта-картинка, ставшая его главным ориентиром, манила и требовала немедленных действий. Чтобы заработать стартовый капитал для бизнеса Леха решил после дембеля уехать в края, где добывают нефть или газ. Но, вернувшись домой, увидел глаза постаревшей бабушки, в которых читались надежда и мольба: пока я живая - не бросай меня!!!

Никогда ее не брошу! –, твердо решил Леха, и, наступив на горло мечте, стал третьим «сотрудником» артели «Дружный труд».
 
КЛАДБИЩЕНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Во время монотонной, не требующей особого внимания работы, артельщики часто заводили разговоры на разные темы. Лехе, выросшему без отца, было интересно общаться с этими тертыми жизнью мужчинами. Вот и теперь, сноровисто копая податливую землю, он вспомнил нынешнего столичного мажора:
 - Иваныч, можешь ответить, почему, блин, такая несправедливость! Порядочные, талантливые, трудолюбивые люди живут и умирают в нищете, а другим, скажем так не самым лучшим представителям общества, все само и незаслуженно в руки сыплется?

- Позавидовал? – усмехнулся Иваныч. - Зря! Знаешь, как бывает: поднимешь карты после раздачи – все козыри, даже пойти не с чего, а к финалу игры ничего путного не остается. И в жизни чаще всего так и происходит! Вспомни, что многие народные кумиры уходили на тот свет в нищете и забвении. Богатым на тот свет уходить еще тяжелей и горше – жизнь на это дело потратил, а все прахом! У гроба карманов нет… Наследники, потом богатства и друг дружку на куски рвать будут.
 
Да и кто тебе сказал, что жизнь предназначена для радости и удовольствия? Нет – это полоса-препятствий и испытаний для грешных душ! Существует интересная гипотеза, согласно которой наша планета это Чистилище, а проще говоря, Исправительно-Трудовое-Учреждение для душ, не заслуживших доступа в лучший из миров. У каждой души свои земные испытания, мера которых определяется тем, насколько достойно ты прошел предыдущий уровень.

К примеру, для тех, кто ушел в побег, то есть совершил самоубийство, администрация небесной ИТК назначает в следующей жизни еще более суровое испытание. Порой люди жалуются на свою судьбу, болезни, увечья: за что мне это? – Значит, было за что!

- Иваныч, несостыковочка в твоей теории, получается! - хмыкнул Равиль. На одной планете срок отбываем, а уровень жизни в разных странах несопоставимый! Сравни, в каких условиях мы живем, и как в Европе! Там тюрьмы, как у нас санатории.

- Так и зоны, Равиль,  бывают разные. К примеру, Африка, где высокий уровень смертности от голода и болезней – это ИТК для малолеток. Срока наказаний маленькие, плюс большая вероятность условно-досрочного освобождения! Америка и Европа – зоны для тех, кто совершил не тяжкие, а скажем, экономические преступления - там условия содержания мягче и комфортнее. Ну, а  Россия – это зона строго режима, у нас и климат жесткий и потрясений во все времена хватало. Однако и тут послабления бывают. Небесная администрация применяет индивидуальный подход: пол, раса, физические данные, место рождения, семья, материальный доход и все такое.

Только если в земной тюрьме срок отмерен временем, то в космической — внутренним ростом: к свободе приближается не тот, кто долго сидит, а тот, кто внутренне растет. Важно не просто хитро следовать каким-то внешним правилам, а чтобы провинившаяся душа сама осознала, что именно эти правила и есть то, что дает ей свободу, - подытожил Иваныч.

- Тебя послушать, так проще сразу в монастырь уйти, от грехов и мирских соблазнов подальше, - засмеялся Леха.

- Не факт! – возразил Иваныч. - С точки зрения небесной администрации это может рассматриваться, как жесткий отказ от назначенных испытаний. У меня один знакомый был – обычный мужик, а потом резко в религию ударился. Бороду отрастил, инструменты свои роздал, типа, мне ничего в этой жизни не надо! То в монастыре поживет послушником, то в церкви кем-нибудь пристроится. Жена его просит: ты хоть дочери помогай немножко, она растет - учить, да одевать надо. А он говорит: «Если котеночка кормить, то он мышек ловить не будет! Проживет с божьей помощью!». Короче, все проблемы на бабу свалил, а сам… - Стоп, мужики! Кажется, до гроба докопались! 

КАПСУЛА ВРЕМЕНИ
Под истлевшими досками сложившегося, как книжка гроба обнаружились почерневшие фрагменты скелета. Ситуация малоприятная и даже жутковатая, будто вторгаешься на чужую запретную территорию, вход на которую для живых запрещен.

- Судя по размерам домовины, покойный был богатырем, метра под два ростом, - нарушил тишину Иваныч. Значица так: мы вылезем, а ты, Леша в ногах подкоп аккуратненький сделай, там - куда доска уходит. Я потом косточки соберу, и в подкопе перезахороню.

Чтобы отвлечься от неприятных ощущений, Леха представил себя археологом, которому с минуты на минуту предстоит найти ценный артефакт. Вскоре штык лопаты и в самом деле со скрипом уперся во что-то твердое. Достав из кармана куртки складной нож, взрыхлил им землю и  осторожно извлек находку - здоровенную бутыль, из каких хлестали самогон бандиты в фильме «Свадьба в Малиновке».

- Смотрите, что я нашел! Принимайте! – стараясь погасить в голосе восторженные нотки, крикнул Леха.

- Ух, ты-ы! Четверть хлебной водки! Смотри, Равиль, полная - запечатанная сургучем! Ай да покойничек, видать был большой любитель выпить, раз друзья ему в последний путь такой презент положили! - оживился Иваныч. – Леха, давай-ка выбирайся оттуда, остальные дела я сам завершу...

ДЕГУСТАТОРЫ
Отмыв находку остатками минералки, копатели с интересом приступили к ее изучению. На сургуче, который закупоривал узкое горлышка бутыли, можно было рассмотреть отпечаток царского герба.

– Так, четверть - это ; ведра или по нашим меркам 3,08 литра водки, - констатировал Иваныч. – Ну, что, коллеги, предлагаю продегустировать содержание этой капсулы времени!

- А может в Интернете, на продажу выставим? Наверняка, коллекционеры хорошую сумму заплатили бы, - предложил Леха.

- Откуда ты знаешь, что там внутри? Можешь безопасность и качество продукта гарантировать? То-то. И потом, шанс попробовать дореволюционной водки выпадает раз в жизни! Равиль, ты как? – Иваныч звонко щелкнул пальцем по кадыку.
- Заманчиво, но как-то стремно, все-таки рядом с покойником пролежала! – поежился артельщик – Хотя… горлышко укупорено герметично, стекло заразу не пропускает... Иваныч, ты предложил – ты и пробуй, а мы поглядим. Да, Леха?! – нервно засмеялся Равиль.

Несколько секунд Иваныч принюхивался к содержимому стакана, затем, пригубив глоток, долго гонял жидкость во рту, прислушиваясь к ощущениям, и только потом, подняв кверху большой палец, одним махом опорожнил тару.
 
- Иваныч, ну и как водка?! – практически в один голос воскликнули артельщики.
- У вас такие лица были, что меня прямо подмывало захрипеть, схватить себя горло и, высунув язык повалиться навзничь, - хохотнул бригадир.
 
- Великолепная, я бы даже сказал - превосходнешая водка, господа! Пейте без опаски. Рекомендую!

ВО СНЕ И НАЯВУ

Хлебное вино из «капсулы времени» подняло артельщикам настроение, и разговор потек, как бесшабашный весенний ручеек, с каждым тостом меняя свое направление.
- Вот, что ты Леша уперся, как баран: Москва, заочная учеба, диплом… Заочная учеба знаний не дает, только трудовые деньги зря потратишь! Диплом, он для чего нужен? Чтобы показать работодателю. И коль ты свой бизнес создать задумал, то кому ты его предъявлять собрался? А Москва твоя – это гигантская соковыжималка для переработки человеческого сырья. Умные люди продают квартиры, бизнес и валют оттуда, чтобы прожить нормальную человеческую жизнь: растениеводством занимаются, экофермы разные создают, - горячился Иваныч.

Эх, жалко, что до самого это поздно дошло! Я когда сюда решил перебраться, то думал виноградарством заняться – земля здесь хорошая, природа,  люди. Будучи студентами, мы здесь коровник строили, и этот период запомнился, как один из счастливых и светлых моментов жизни. Почему-то тянуло сюда, как магнитом, вспоминал часто, - впервые разоткровенничался Иваныч.

- Ну и занимался бы тогда виноградом! А то мечту свою на какую-то шабашку променял и поучает тут! – огрызнулся Леха.

- Виноградник умирает вместе с виноградарем, если не передать его в заботливые, умелые руки. Это трагедия! Каждая лоза, как живой человек, со своих характером, потребностями… Леша, если займешься этим делом, я тебе во всем помогу, как родному сыну! Виноград, между прочим, самая рентабельная культура. При грамотном подходе можно хорошую прибыль получать. Деньги на развитие у меня есть.

- Э, а я! – вмешался в разговор Равиль. Дело хорошее – я тоже вложиться готов. Не век же нам на шабашке ломаться!

Выпили еще, оживленно обсуждая перспективы и риски нового проекта.
- Час времени у нас есть, давайте дремцанем, что-то меня в сон клонит, - предложил Иваныч.

- И я залипаю, - позевывая признался Леха. Уже через минуту артель «Дружный труд» оглашала кладбищенские окрестности богатырским храпом.

… Перед пробуждением снились ему кошмары: невесть откуда взявшийся здоровенный мужичина с черной бородой, как у Распутина, схватив Леху за грудки, и дыша в лицо зловонным перегаром орал: - «Эх вы-и-и! Водку мою вылакали, а меня даже не угостили! Сколь лет берег! Для вас што-ли!!! Не прощу-у-у!».

Вырвавшись из кошмара, Леха с трудом разлепил глаза, и увидел свежий, украшенный венками холмик. «Ой, как нехорошо получилось – бабу Шуру без нас схоронили!» - озираясь простонал Леха. Иваныч по-детски посапывая, спал рядом, божья коровка  деловито ползала по его лицу, выбирая площадку для старта. Равилю видимо тоже снились кошмары: он воевал, просил поддержать огнем, кем-то командовал, выкрикивая то русские, то татарские слова. Потом затих.

Голова раскалывалась, и нестерпимо хотелось пить. На четвереньках Леха добрался до могилы и вытащив из трехлитровой банки букетик сирени, жадно глотал теплую, пахнувшую травой воду.

- Пить! Дайте воды! – раздался стон за спиной.
 
- Сейчас, Равиль, - Леха торопливо поднес края банки к запекшимся губам товарища, наблюдая, как тот не открывая глаз, цедит живительную влагу.

- Спасибо, братишка, - прошептал Равиль и вновь провалился в свои сонные кошмары.
- Надо и того мужика уважить! – пронзила мысль. Из бутыли Леха доверху наполнил стакан водкой и медленной струйкой вылил ее рядом с основанием нового дубового креста. – Пей, Распутин! Спасибо за подарок, и прости, что потревожили твой покой.

На душе было муторно. Присев на траву Леха смотрел на проплывающие облака, чувствуя, как по щекам текут слезы. Он забыл, когда плакал в последний раз, но, наверное, так случается, когда навсегда расстаешься с заветной мечтой.
 
Почему-то, пришло четкое осознание, что в его жизни не случится ничего из напридуманного им в московской казарме. А что будет? Будет новая, но реальная земная мечта: большой виноградник и яблоневый сад, который он посадит вместе с этими, ставшими ему родными людьми. Это дело он передаст своим будущим детям, а те внукам. Он постарается достойно пройти свой земной путь, и его тоже похоронят на этом кладбище, где лежат многие поколения его предков. Но это будет не скоро, ведь впереди целая жизнь! Леха улыбнулся, странно, что новая мечта и планы рождаются в столь неподходящем месте. Хотя, что здесь странного: мечта умерла, да здравствует новая мечта!