Гл. 5. Трагедия Есенина

Владимир Конюков
Гл. 5. Трагедия Есенина.


     Прибыл в Ленинград больным, но весёлым. Всех хотел увидеть, сообщить…,  приехал работать надолго.
     Трагические обстоятельства!
В 60-х «самиздат» с подачи гадалок надрывался, в гибели Есенина ищите  ЖЕНЩИНУ!
Без женщины не обошлось… Как он был прав!
Знаменитый клич, «шерше ля фам».
Обсуждали «сам – там издатовские» выкладки, вопрос тоже поднял следователь литературного сыска  И.Л. Андроников.
Только он один мог так выступить резко в литературе, ему всё можно. 
В его адрес относили все загадки и отгадки по литературе, хотя были и другие авторы. Знали, называли только его. Он профессионал «лермонтовед» и ему прежде всего слова К. Паустовского из повести «Разливы рек»,
«… одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, над которым он стоял». Живо обсуждал периодически литературный народ многие годы, даже ученики старших классов в школе.
… Это было эхо…?!

     В литературной среде с шумом «подпольно» гуляли вопросы мистификации биографии поэта Пушкина. Самый громкий, дореволюционный след от поэтессы Цветаевой, она создала придумку в собственном воспалённом женском воображении о дикой ревности к гению, при этом обвинив во всех грехах гибели Пушкина его жену Наталью Гончарову. Активно подхватила мистику другая поэтесса, Анна Ахматова. Создала целую теорию заговора женщины – жены против мужа. И… скандал в «пушкиноведении»!
«Пушкинисты» 20 - 30-х написали книги с художественным вымыслом, томники с домыслением, известные писатели трактаты, диссертации, как учёные, а Цветаева  ВДРУГ  заявила…, она всё это  ПРИДУМАЛА!
Это был не скандал… Катастрофа!
… И ничего. Тихо, тихо на убыль молва. Поползли слухи, академический консерватизм непобедим, ничего не было. Можно и дальше гнобить Гончарову, глазки строила царю, Дантесу, может, чего и более, пусть отдувается.
Редакция современных справочников этого всего изменена, и не только… Было и раньше, а сейчас открыто поддерживается мысль, особенно в инете – мистика в биографии, наследии Пушкина, Лермонтова просто необходима? Мистика в любви, это «жесть!»

     Тоже из разряда сенсации 60-х, Андроников так и сяк намекал в своих исследованиях, Лермонтов стоял у гроба Пушкина, был раньше знаком с семьёй гения.
Как бы повернулось «пушкиноведение» в изысканиях исторических истин совсем в другую сторону.
Прямо сказать Андроников не мог, опять ставил всю науку о Пушкине с ног на голову.
«Самиздат» вскольз рассказывал, «тамиздат» из – за «бугра» намекал и всё…
Был в то время советский непреодолимый академический консерватизм, и он, как известно, был непобедим. Научен был жёстким царским академизмом прятать тайны веков. 

     И тут сенсация посвежее, чем сто, сто пятьдесят лет назад, «самиздат» по Есенину, спровоцированный арестом и судом над писателями Синявским и Даниэлем. Протесты в поддержку их многими советскими деятелями культуры. Петициями в ООН и другие международные организации. В речах на митингах, письменно, как пример, упоминание и Есенина, затравленного властями,…  убитого ей!?
«Самиздат» ветром подувший вздувшихся разоблачений и… быстро стухший.
… Синявский, Даниэль, дело оказалось проектом взаимодействия КГБ И ЦРУ. Для СССР, выявить диссидентов и работать против них, для США, чтобы Советы умерили обличающий информационный пыл по Вьетнаму в критике и призывах к наказанию американцев.
Поэт Евгений Евтушенко «случайно проговаривается», брат убитого Президента Джона Кеннеди, Роберт, когда ещё был жив, сообщил ему «по секрету», сдача писателей Советам дело рук спецслужб его страны…

     1966 год среагировал на самодеятельное расследование писателями дела Есенина с… молчаливого согласия властей… Достали. 
В конечном итоге,  незавершённого в полном объёме «самиздатовского» дела о Есенине, осталось отрывочным наследием, догадайся сам.
     «ШЕРШЕ  ля  ФАМ», ищите женщину...
Гадалки говорили, «виноват народ», «много народу».
«Много народу» - это и посмертная извращённая молва о жизни поэта!

     Зачем, почему «ищите женщину»? Причём женщина и зачем её искать?
Всегда была Галина Бениславская, женщина последних месяцев жизни Есенина. Помощник его в делах, секретарь, редактор, «как женщину, не любил», сам говорил… Всё связывали с ней.
«Самозастрелилась» на могиле поэта от неразделённой любви, об этом весь мир говорил. Радио «голоса» постоянно рассказывали и отголоски с 1925 года в передачах о поэзии, литературе, женщинах – жертвах высоких чувств, красивой безответной любви.
     Ищите  ЖЕНЩИНУ…
Оказалось,…
это из дела о самоповешении Есенина Сергея Александровича.

     «Экспертиза», «следственный народный эксперимент», следственный эксперимент писателей, усилия энтузиастов – одиночек, их всех игнорировали, не хотели замечать умышленно, сознательно, в порыве войны сторон «за Есенина» многие годы. Сторонники, очернители истории или ненавистники поэта, клеветники, бузотёры с целью сознательных действий – не дать честно разобраться в трагической судьбе самородка поэта, оставившего заметный след не только в отечественной литературе, но и в мировой.
Те, кто за самоубийство поэта, свои доводы.
Кто, что убили (обязательно чекисты) гнули своё.
Всем побоку очевидное изначально,…  что – то  «всё не так, ребята!».

     … Ответ надо было искать в простом, о поведении женщин во время разных происшествий, в экстремальных ситуациях. Её непредсказуемое поведение в нелогических поступках… Наивность, глупость или холодный расчёт. Всё равно, сочувствие или жёсткое наблюдение, жестокий хищнический  комментарий. Или умное созерцание, непривычное молчание…, неприятное, неприличное поведение…
Не аксиома, но закономерность!
    
     По приезду в Ленинград, Есенин поселился в номер гостиницы «Интернационал» с табличкой под номером 5.
Его посещало много народу, вопреки мистификаторам, старающихся с 1925 года увести очевидное в сторону искажений – жил тихо, народу не было.
Народ – это местные литераторы «Союза писателей», проживающие в гостинице и те, кто жил в городе. Слава гремела, повидать, послушать многие хотели и… не литераторы. Жильцы гостиницы, командировочные и бесквартирные разных организаций.
Во многих «свидетельствах» обеих версий, навязывалось мнение, в гостинице было тихо, народу не было, поэт прибыл тайно, боялся какого – преследования и так далее…
Сразу настораживает, раз об этом упорно пишут, значит, всё наоборот.

     Даже больной, но шумный, компанейский, агрессивно – шутливый поэт и один, тихо, как мышь заперся и сидит в номере… НОНСЕНС! Один большой жуткий  НОНСЕНС!
Ещё и «просят, никого не приглашать…».
И везде об этом ненавязчиво, но противоречиво свидетельствует, почти одна… ЖЕНЩИНА.
Она присутствует все трое суток,  на глазах у Есенина, потом в расследовании дела, ещё позже, в литературе, в  НАСЛЕДИИ  и звать её…  Елизавета Устинова!

«… проживали знакомые поэта — супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы».            Хронология.
Устинов, муж, журналист, на работе. Приходил, общались с Есениным, оба слушали, как читал свои стихи, она беседовала, разговаривала  и… СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛА.

3. Показания Устиновой Е. А. от 28.12.25 г.

«Я, Устинова Елизавета рассталась с покойн[ным] Сергее[м] Есе[ниным] 27-го вечером часов о [коло]... ти. Утром [28]-го я пошла его будить, долго ... никто не отк[рыв]ал, в это время подошел [муж и] Эрли[х] ... [мы сильно стуч]али в дверь вместе. Я пошла... попросила открыть дверь, но в ... кровати не нашла, под[ошла] ... диван... потом увидела висящ[ий] труп. Вышла и позвала Назарова».
Потёртая временем плохая бумага, на сгибах, простым карандашом написано, буквы потерялись.

На конце страницы тем же почерком подпись — Е. Устинова Имеется подпись Н. Горбова
О лжесвидетельстве, живя с мужем журналистом, знала без предупреждения милиционера Горбова.

Этот же её текст (частично изменённый) в  рассказе для печати с другой датой.

Е. А. Устинова
ЧЕТЫРЕ ДНЯ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА

     Окончание рассказа,
«… 28-го я пошла звать Есенина завтракать, долго стучала, подошел Эрлих — и мы вместе стучались. Я попросила наконец коменданта открыть комнату отмычкой. Комендант открыл и ушел. Я вошла в комнату: кровать была не тронута, я к кушетке — пусто, к дивану — никого, поднимаю глаза и вижу его в петле у окна. Я быстро вышла.
Думаю, что Есенин покончил с собой в состоянии близком к умопомешательству, иначе трудно объяснить все предыдущие дни с их надеждами на будущее».
3 января 1926 г.

     ВТОРОЙ (выделено мной), главный  КЛЮЧ  к разгадке гибели поэта собственноручно написала Елизавета Устинова письменно…

Есть необходимость выделить фразу из объяснительной милиционеру Горбову.
«…, но в ... кровати не нашла, под[ошла] ... диван... потом увидела висящ[ий] труп…».

Гениально для женского анекдота… «в… кровати не нашла…»…
Следуя популярным высказываниям, сплошная  женская  «МАРАЗМА»!

Уважаемые читатели! Найдите в инете фото номера гостиницы, в котором произошла трагедия.
Фотография зеркальная, с фотокадра снимок сделан наоборот, что было справа, стало слева. Небрежность фотографа, так определили эксперты. Кто занимался фотографией, знает, бывает.
На фото видна кровать. А где диван? Он справа по фото «за кадром», на самом деле был слева.

Исследователи, эксперты определили, «… высота потолков - не более 352 сантиметров».
Есенин ростом 168 см.
«… Ноги от пола были около 1 и 1/2 метра...»

Номер по размеру не большой. Если кровать считать длиной стандартного размера в 2 м., то длина номера от двери до окна, стены, где вертикальные трубы отопления, максимально до 5 м. Ширина номера до 4 м.  … (вариант сделаем с запасом, 6 на 5)

     Устинова, открыла дверь, Есенин висит справа, чуть выше, чем её половина роста…
Психологика. Она стучит, тишина, стучит сильнее, ответа нет, дверь не открывается. Начинает волноваться, прокручивает… что – то случилось. Женское беспокойство, не может быть, чтобы так крепко спал. Она на взводе, кричит, беспокойством заражает мужа и Эрлиха, зовёт коменданта Назарова…
Утро, шторы окна задёрнуты, из коридора яркий (любой) свет, пусть даже лампочки, зима всё – таки, открывает дверь, беспокойный естественный человеческий обзор, огляд… Включается боковое зрение… Даже в слабом свете не увидеть перед собой человека обеспокоенным нутром… не не-воз-мож-но!
Взволнована, ответа не было. Стучала, грохотала…
Дверь открылась, на автомате рука к выключателю света. Беспокойный быстрый интуитивный обзорный взгляд… Вещи разбросаны, предметы быта валяются, сдвинута мебель…
Порушен порядок, скатерть задрана, валяются порванные рукописи, уют нарушен… Женское автоматическое на подсознании,… поиск Есенина. Визуальный осмотр комнаты,… он перед тобой справа, но висит, всего 1 м. от пола!
… Елизавета ищет в кровати, в кровати не нашла, а он…  висит…
На кушетке – пусто, подошла к дивану…, если диван кожаный…, голый, холодный, в расстоянии в 2, 5 м. напротив слева…
Поблукала по номеру, потом увидела висящий труп от дивана.
«…, но в ... кровати не нашла, под[ошла] ... диван... потом увидела висящ[ий] труп…».

Эх, Лизавета, Лизавета! Вздохнула укоряюще История… о ровеснице прошлого века.

     «Утром [28]-го я пошла его будить, долго ... никто не отк[рыв]ал, в это время подошел [муж и] Эрли[х] ... [мы сильно стуч]али в дверь вместе».
Хронология. Время было 10.30, почти день…
Трое барабанят дверь 5-го номера гостиницы.
Психологика. Подняли на ноги всех жильцов, какие были. Возмущение, ругань, а они стучат и стучат… А…, по описанию трагедии многих авторов за 90 лет, «было тихо» в гостинице?

     29 декабря 1925 года муж Елизаветы журналист Устинов, в газете на весь Ленинград объявляет, Есенин умер в 5 часов 28 декабря 1925 года… А неживого Есенина обнаружили в 10.30! Опять огромный нонсенс.
После 29 числа большая часть прессы писала, что умер, меньшая часть, что покончил самоубийством, единицы, что повесился…

     Ещё один ключ к разгадке?
Неделю спустя в рассказе для читателей, в устных рассказах (она в центре внимания, она, Устинова, обнаружила первой), к ней весь город с вопросами… Мужа уже не упоминала…
«… подошел Эрлих — и мы вместе стучались…»
«Комендант открыл и ушел. Я вошла в комнату: кровать была не тронута, я к кушетке — пусто, к дивану — никого,…», а он висел перед ней!?

     Елизавета Устинова сотворила  СПЕКТАКЛЬ  для одного зрителя… Эрлиха.
Хорошо, что она так красиво написала потомкам, «… в кровати поискала, … кровать была не тронута, я к кушетке — пусто, к дивану — никого,…»

Чтобы Эрлих первым, как будто, вскрикнул, этим самым оповестил любопытных жильцов номеров отеля, наблюдающих шум, увидев висящего Есенина, а он… с порога увидел и… «проглотил язык» от ужаса. А она в это время, «…, я к кушетке — пусто, к дивану — никого,…»

«Я попросила, наконец, коменданта открыть комнату отмычкой. Комендант открыл и ушел».
Назаров открыл номер ключом – «бегунком», вторые ключи по правилам гостиниц любого номера, неважно, заперт был замок изнутри или нет. Так же ответ на вопрос – раз запёрся изнутри, значит, сам повесился.
Приёмов запертости двери изнутри масса, от вылезти через окно до ножом вдвинуть механизм.
Самый простой, дружить с администратором, попросить «бегунок» под предлогом и закрыть снаружи.
«Комендант открыл и ушёл»… Достала писательская братия в выделенных им помещениях – номерах, своими пьянками, ночью пьют, днём спят, когда только сочиняют…

     Поведение Елизаветы Устиновой,  для истории, отсекает какое – то участие в смерти Есенина:
- своего мужа, журналиста Устинова;
- ленинградского поэта Эрлиха;
- коменданта гостиницы Назарова.

Но ясно показывает историческим документом, объяснительной милиционеру Горбову, составляющему протокол с места происшествия, собственноручно написала и подписалась,  ОНА  ЗНАЛА  весь механизм смерти поэта…


Конец 5 главы.

Продолжение следует.