Клиника неврозов

Марина Завьялова
           Маргарита Петровна попала в клинику неврозов. Так, как туда обычно попадают простые граждане, ничего особенного. Вышла на пенсию, времени появилось много, и заболело абсолютно всё. Кроме того, она перестала спать по ночам, возникли страхи, дико колотилось сердце. Она очень похудела и сил не было совсем, думалось о самом страшном... В то же время все обследования ни к чему не привели. "Это нервное", - говорили врачи.
           Сначала она пыталась лечиться сама. От невролога перешла к частному психиатру, перепробовала кучу лекарств, но состояние становилось всё хуже и хуже. Было ощущение, что она никогда не выкарабкается.
           "Совсем слетела с катушек, пенсионерка дурная, - ругала себя Маргарита Петровна, просматривая сайты профильных клиник, - где ты столько денег найдёшь на стационар? И никто тебя уже не спасёт". И тут, совершенно неожиданно наткнулась на клинику неврозов, всё ещё действующую и принимающую жителей города бесплатно. "Что мне терять? - подумала Маргарита Петровна, - какая разница, где подохнуть, под шприцем санитара в психушке или шагнув в окно со своего десятого этажа..."
           В таком мрачном настроении она и поехала в больницу. Ничего не хотела  и ничего уже не ждала.
           На удивление в очереди на приём к дежурному психиатру она встретила совершенно разных людей. И женщин в самом расцвете сил, но почему-то очень грустных. И старушек с бегающими глазами, и вполне приличного вида мужчин, только немного растерянных. В начале очереди сидел седой мужчина с дочкой, девушка была очень-очень худой, с заострившимся личиком.
           - Нам срочно, - говорил всем мужчина, - мы с 6 утра ждём...
           Когда Маргарита Петровна начала всё рассказывать психиатру - и о том, что не спит, и жить не хочется, и сил нет - врач только интеллигентно соглашалась и предложила полежать в клинике несколько недель.
           - А меня тут не залечат? Не превратят в зомби? - пыталась сопротивляться надвигающемуся лечению Маргарита Петровна, - мне не станет ещё хуже?
           - Куда уж хуже, - внимательно посмотрела на неё психиатр, - взгляните на себя. Станет только лучше.
           Так "сумасшедшая" пенсионерка оказалась с направлением в стационар прямо с завтрашнего дня.
           Дома она не находила себе места. Обзвонила всех родственников, знакомых, предупредила, что не знает, что с ней будет в ближайшее время и что можно готовиться к худшему. Все её успокаивали, говорили, что больница - самый лучший вариант в её состоянии. "Может, завещание написать? - пульсировало в голове у Маргариты Петровны, - не ровен час..."
           На следующий день Маргарита Петровна оказалась в трёхместной палате с такими же "чокнутыми". Одна из них была хорошенькая девушка лет 25-и с паническими атаками, всё время бегающая на какие-то физиотерапевтические процедуры. Второй соседкой оказалась улыбчивая женщина лет 45-и, читающая несколько книг одновременно. Они быстро познакомились, и ничего страшного в  подругах по несчастью Маргарита Петровна не нашла. "Это я уже списанный вариант, - вздыхала она, - а эти ещё молодые девочки..."
           На следующий день была беседа с лечащим врачом, ей обещали подобрать лекарства и сделать так, что она замечательно отдохнёт.
           - Мне бы не сойти с ума, - печально сказала Маргарита Петровна, - а вы про какой-то отдых.
           - Настоящие сумасшедшие никогда не считают себя сумасшедшими, - рассмеялся лечащий врач, - только не торопите время, и сами всё поймёте.
           Деваться было некуда, и пациентка начала принимать четвертинки и половинки разноцветных таблеток, гулять в роскошном старом парке, в котором находилась больница, есть алюминиевой ложкой каши и протёртые супы в столовой. От таблеток сначала немного болела голова, но это ощущение быстро прошло. А по вечерам они беседовали с соседками по палате, с другими женщинами из отделения. Ах, какие судьбы, какие беды... От кого-то ушёл муж, кто-то переболел онкологией, одна девушка уже 5 лет боялась выходить из дома. Маргарите Петровне даже как-то стыдно стало за своё уныние и бессилие. Хотя большинству пациенток ставили диагноз "депрессия", случаи были совершенно разные. Кто-то страдал от слабости и потери веса, кто-то боялся заразиться серьёзной болезнью, некоторые перепутали день и ночь, спали весь день, а ночью читали или сидели на кухне при отделении, разговаривали.
            Первую неделю Маргарита Петровна много спала, потом ей назначили массаж и аутогенную тренировку. Она позвонила домой,  узнала, как дела. Потихоньку жизнь вокруг становилась немного другой. Утром, причёсываясь у зеркала, она стала понимать, что она ещё не старая женщина. Боли в желудке, в сердце, в шее как-то притупились и она перестала обращать на них внимание. Появился аппетит, и Маргарита Петровна стала просить в столовой добавку.
            Первое, что купила Маргарита Петровна, когда отпустили на прогулку в город - губную помаду. Потом она пошла в Макдоналдс и съела двойной чизбургер. Такого с ней давно не случалось.
            А затем она начала читать книги. Запоем, со всей страстью, и ей даже захотелось написать рассказ или даже повесть.
            - Кто говорил, что ничего не получится? - улыбался лечащий врач, - всё получается!
            - Вы бог! - отвечала Маргарита Петровна, - ко мне возвращается жизнь!
            По утрам она теперь делала зарядку в парке у фонтана, прямо на молодой зелёной траве, а затем начала ходить к психотерапевту.
            - Таблетки таблетками, но вы должны поверить в себя. Заняться делами и тем, о чём мечтали. И радоваться жизни каждый день, каждую минуту! - психотерапевт попался удивительный.
            - Я постараюсь, - отвечала Маргарита Петровна, - извините, мне через полчаса на циркулярный душ...
            Три недели пролетели незаметно. Маргарите Петровне даже как-то трудно было расставаться с чудесной больницей. Ей выписали таблетки, их нужно было пить ещё долго. Также она почувствовала, что юбка стала мала, и что пора, в конце концов, пригласить к себе внучку. Лето же, каникулы, и она научит её шить, готовить, прочитает ей хорошие книги. И ещё они будут много-много гулять по городу и в цветущих городских парках.
            Когда она выписывалась, пошёл дождь. "К счастью, - подумала Маргарита Петровна, - и что там говорил психотерапевт: таблетки таблетками, но нужно верить в себя". Она шла под дождём и улыбалась. Потому что шла навстречу новой жизни, новым книгам и открытиям. А ещё её ждала внучка, которой нужно очень много рассказать...

5 июля 2017.