Мелёхина Н. Александр Панкратов

Владимир Перепеченко
Открытое письмо
Н.Н.Бачкареву, гендиректору ОАО «Вологодский ВРЗ», и
А.В.Кононову, зам. гендиректора, - руководителям проекта
«Бессмертный Герой»

  Уважаемые Николай Николаевич и Александр Владимирович!

Под Вашим руководством с участием двух десятков других уважаемых лиц был реализован проект «Бессмертный Герой», с целью «подготовить, издать и предоставить широкому кругу читателей первую книгу-биографию Александра Панкратова».
Цель достойная. Отметить 100-летие воина-Героя биографической книгой – важно и необходимо.
Однако, заслуживает ли высокой оценки книга Н.Мелехиной «Александр Панкратов» с современных позиций?
Отнюдь! Большая часть текста представляет собой сборник цитат, аккуратно списанных автором из многочисленных публикаций о Герое, и многословные описания торжественных мероприятий, связанных с его памятью, визитов официальных делегаций и даже экскурсий и т.п., которых за прошедшие после войны десятилетия, естественно, было много. В чем заключается заявленный документально-художественный, и тем более литературно-художественный, характер книги, остается не ясным.
При этом автор повторила все штампы и умолчания, сложившиеся в литературе о Панкратове советского периода, и к тому же носится с новым, недавно возникшим штампом, также отдающим казенщиной – «акт самопожертвования».
Но главные претензии к автору книги и даже в большей степени – к участникам проекта – в другом. Как можно было издавать в наше время такую книгу, не проведя исследований исторически важных обстоятельств, которые советской пропагандой скрывались и до сих пор остаются неизвестными?
Во-первых, каковы результаты и последствия боя, в котором Панкратов совершил свой подвиг? Разве умолчание о них может возвеличивать память о Герое?! Следуя источникам советского периода, где они сознательно замалчивались, автор книги старается скрыть  незнание важнейших фактов, «ловко» перескакивает (буквально через запятую) с события августа 1941 года – нераскрытого до конца и недосказанного - на январь 1944 г. (стр. 56.). 70 лет факты остаются неизвестными, события не раскрытыми, а автора это совсем не беспокоит!
Во-вторых, как можно было умолчать об отсутствии факта захоронения и, соответственно, об отсутствии могилы Героя?! Православный ли человек писал книгу? У Героя нет могилы, а она даже словом не обмолвилась об этом. Не то, что специального исследования, даже в интернет заглянуть не смогла, где в открытом доступе есть суровая информация по этому поводу. «Оставлен на поле боя». Разве можно было в «первой книге-биографии» Героя пройти мимо этих страшных слов (они записаны в графе «Где похоронен» Донесения о безвозвратных потерях  дивизии)?!
Не проведение крайне необходимых для издания биографической книги о Герое Советского Союза А.К. Панкратове соответствующих специальных исследований – непростительная недоработка участников проекта.

Перепеченко В.П., профессор