Мои учителя. Опальный профессор

Виктор Иванович Баркин
Несомненно выдающимся человеком был профессор патанатомии (одной из трех «китов») – Алексей Васильевич.
Гениальный, до конца не раскрывшийся человек. И дети его, и внуки – были и, слава богу, есть, очень талантливы. Старший сын и сейчас по своей сбывшейся мечте – профессор медицины одного из американских университетов. Не могу его осуждать: как может человек с мировой известностью хоронить на родине свои способности и получать профессорскую зарплату в 2 раза менее водителя троллейбуса?
Лекции Алексей Васильевич  начинал со слайдов и не по специальности. Например, на мосту, любуясь вечерним закатом,  стояли парень с девушкой. Обнимались, строили планы на будущее.
Но,  продолжал профессор, они еще не знали, что у парня – семенома яичка, которая свалит его в могилу через полгода, у девушки в груди – маленькая горошинка карциномы.
В этом был смысл всей читаемой нам в то время марксистко-ленинской философии.
Сам предмет иногда и ускользал, и мы студенты с трудом понимали, чем отличается первичный туберкулезный комплекс, от вторичного. Боюсь, что и сейчас с уверенностью не скажу этого. Как не скажут тем более и нынешние студенты.
Алексей Васильевич одним из первых в стране пропагандировал и внедрял принципы лечения магнитным полем. Но в то время,  такое учение было объявлено лженаукой. После  разгромных статей в "Комсомольской правде", Алексей Васильевич, преданный своими учениками, подкошенный  смертью жены Софьи Александровны, самого доброго доцента, замечательной хозяйки, самой заботливой матери и жены – умер в расцвете сил от инфаркта миокарда(два за год)всего на седьмом десятке лет.
Привожу "упоминание" о его "ошибке":
 "В этой связи очень показательным явился случай с опубликованной в «Комсомольской правде» 11 августа 1974 г. статьей « Прав ли профессор? Если ушел ученик.». Главными фигурантами дела явились доктор медицинских наук, профессор А.В. Сосунов и его бывший аспирант Л.Н. Семенов, покинувший аспирантуру, не завершив диссертации. По данному факту в Мордовском университете работала комиссия, которая пришла к выводу о том, что «Семенов оказался неподготовленным к аспирантуре» [3, д. 1031, л. 14-15]. В данной ситуации под основной удар попал именно профессор А.В. Сосунов, несмотря на то, что «постоянно контролировал своего ученика, только «15 (!) раз заслушивая на заседаниях кафедры» отчет о проделанной работе. Несмотря на то, что профессор имел аспирантов по всему Союзу и ни разу не сталкивался с подобными проблемами в научном руководстве, именно этот случай вышел на страницы центральной печати. К рассмотрению дела активно были привлечены партийные органы. Секретарь парторганизации вуза Н.Е. Адушкин выступил в защиту «авантюриста-аспиранта», обвинив профессора в неграмотном руководстве и проиллюстрировал его деятельность как научного руководителя словами М. Горького «Лука принимал всех, а куда идти - не показал» [3, д. 1031, л. 14-15].
Человек он был очень познавательный. Учил всегда, что осмотр нового города надо начинать с кладбища. Поражало  наличие книг в его квартире: все стены, включая прихожую, были заставлены, много читаемыми, замечу, очень интересными книгами, достаточно редкими: С.Ю Витте, А.Кони и др. Иногда на лекциях он вспоминал войну, был на ней хирургом медсанбата. Мы спросили, а воевать пришлось? Он рассказал: «Однажды ночью в наше расположение прорвались танки; я выбежал из палатки и, как и все – стрелял во все движущиеся фигуры. Надеюсь, что  не попал…» И это было не удивительно, не секрет, что как часто на войне бомбили, обстреливали и своих. На войне, как на войне...