Приключение капитана Гудкова

Андрей Тесленко 2
Экономический кризис в мире, который затронул морские перевозки, с непризнанием  российского Крыма за границей, привёл к тому, что найти работу крымским морякам стало очень трудно.
Цена на нефть снизилась. Суда уходят в отстой. Конкуренция на мировом рынке рабочей силы растет. После санкций ряд крупных международных судовладельческих компаний отказались от сотрудничества с крымчанами. Компании при трудоустройстве требуют прописку: судовладельцы не хотят проблем. Теперь моряку, чтобы  пойти в рейс, надо долго ждать.
Если моряк  ушел в рейс, возникает еще одна трудность – перевод зарплаты.  Зарубежные банки работать с Крымом отказались. Моряки вынуждены открывать счета на материковой части России. Для этого лучше сделать  временную материковую прописку, потому что банки  проверяют ее.
Уйти сегодня из Крыма  в хороший рейс, есть два способа: необходимо уехать либо на Украину, либо в материковую Россию. В первом случае менять полученные до марта 2014 года документы моряку не нужно. Во втором это необходимость,  связанная с большими затратами времени и денег.
В настоящее время моряк может поменять документы с украинских на российские в любом порту Крыма и России. Занимает это от трех до шести недель. С сертификатом и рабочим дипломом нужно обращаться в центр аттестации плавсостава. В Севастополе их несколько: некоторые выдают сертификаты местного образца, есть такие, которые выдают документы новороссийского образца. В первом случае  проблемы с наймом в иностранную компанию сохраняется. Поэтому нужно  уточнять, будет ли  в документах стоять севастопольская печать или новороссийская.
Примерная стоимость пакета документов для моряка в зависимости от должности: от 50 до 150 тысяч рублей (850 — 2500 долларов). На материке,  в местных крюинговых компаниях, делать документы дороже примерно на 15-20 тысяч рублей, плюс проезд и проживание.  Для сравнения: в украинские времена стоимость документов плавающим обходилась в 150-300 долларов, в зависимости от должности.
Хорошим подспорьем для моряка является загранпаспорт. Лучший вариант – загранпаспорт, выданный на материке. Для этого можно выехать в любой материковый город и оформить паспорт в местном «паспортном столе»: сегодня в России для этого не требуется прописки.
Еще один  документ для моряка в России – это удостоверение личности моряка (УЛМ). Его можно получить в Севастополе, причем оно сразу идет новороссийской печатью. Выдают УЛМ в севастопольском порту.
Основная часть крымских моряков  считает все эти процедуры слишком обременительными и до сих пор предпочитают делать документы на территории Украины: едут либо в Одессу, либо в Николаев, либо в Херсон.  Третья часть местных моряков оформляют крымские документы, большинство получают российские документы на материке, а остальные по старинке делают украинские документы.
Больше года капитан дальнего плаванья Денис Гудков искал работу по специальности. Поменять украинские документы капитана  – на российские: не было средств и возможностей…
Наконец-то «по сарафанному радио» Денис узнал, что в агентстве города Одессы ищут капитана на греческое судно в республику Бенин. Недолго думая, заплатив за контракт агенту Киндси 1800 долларов США, Денис вылетел в Западню Африку  из Симферополя с посадками в городах:  Москва – Стамбул – Котону.
В аэропорту города Котону Дениса встретил шофёр в белоснежной рубашке и отвёз его в отель на белом «Пежо». Сверкнув, белизной лошадиной улыбки, поднял чемодан в номер, и, схватив чаевые, уехал.
Денис посмотрел в окно, на пестрящую народом улицу. Исполняющие традиционный языческий танец культа Вуду мужчины в национальных одеждах слегка подняли настроение.  Денис подумал: этот шофёр наверно самый чистый человек в этом городе. Значит  фирма чистая и корабль хороший. Капитан, выпив воды из бутылки, крепко уснул.
На следующий день его разбудил грязный человек:
– Мистер, Гудков, пора ехать!
На улице, человек завёл старенький мотороллера, сел за руль и громко сказал:
– Капитан, садитесь сзади!
– А чемодан? – удивился Денис.
Водитель мотороллера выхватил огромный чемодан из рук капитана, кинул его на руль и, ухмыльнувшись,  пассажиру  – рванул по пыльной дороге к Атлантическому океану. Унылый пейзаж украшали пальмы на обочине и торговцы фруктами, овощами, жареными крысами и змеями.  Местные жители громко смеялись, показывая указательными пальцами в сторону белого человека.
Слоны, буйволы, антилопы, пантеры, обезьяны, крокодилы в главной река — Веме и разнообразные птицы не произвели на Дениса никакого впечатления. В голове мелькнула искорка испуга: «Почему их выпустили из клеток зоопарка?»
На берегу Гвинейского залива, Денис пересел в моторную лодку. Молчаливый неопрятный матрос отвёз его на старое судно «Sky1».  Танкер «Sky1» водоизмещением 20000 тон  был в ужасном состоянии: не на ходу…  Он стоял недалеко от берега на семи смычках. При сильном шторме, была вероятность снесения танкера к берегу Нигерии.
            Денис, осмотрев судно, попросил старшего помощника позвонить менеджеру по работе.
– Мистер Бабис живёт в Греции,  – ответил старпом. – Что вас не устраивает. У нас очень хорошая компания. Судовладелец мистер Панидис, имеет большие связи на побережье. Ему 84 года.
– Почему в команде всего два человека? – спросил Денис.
– Вполне достаточно. Мы работаем как перевалочная нефтебаза. Стоим на приколе уже много лет.
Денис спустился по лестнице в капитанскую каюту, разделся и пошёл принимать душ. Слабая струйка воды с трудом смыла мыльную пену с головы. Денис выругался, взял пятилитровую емкость с питьевой водой и горем пополам домылся.  «Буду отращивать бороду: не до бритья в таких условиях…» – подумал он.
Раздался стук в дверь. Пришёл старпом с матросом.
      – Капитан, – сказал он, – этот человек наведёт порядок в вашей каюте.
      Денис грустно осмотрел неухоженную каюту с ветхой мебелью и старым холодильником, похожим на  русский холодильник из Сибири – «Бирюса».
      – Скажи, старпом, почему воды нет в душе?
– Так мы моемся дождевой водой, а её надолго не хватает. Привыкли всей командой каждый день в океане купаться. Для здоровья даже полезней…
Прошло двадцать дней. Старпом с ехидной улыбкой сказал:
– Капитан Дэн, работать  будете в другом месте: на челночном судне «Tecne», водоизмещением 3500 тонн.
Перебравшись, на пришвартованное со стороны океана судно «Tecne», Денис собрал экипаж.
–  Господа матросы, – обратился он экипажу, – я ваш новый капитан Денис Гудков. Прибыл я из российской   республики Крым. Прошу любить и жаловать.
– Надолго ли к нам в республику Бенин? – ухмыльнулся боцман, похожий на толстого пирата с многочисленными шрамами на лысой голове. –  До вас был капитан из Греции.  После первого рейса в Нигерию за нефтью, перекрестился  и убежал домой. Он назвал наше судно – «мусоровозом».
– Ладно, разберёмся. Объявляю генеральную уборку на корабле! Приступить немедленно.
Денис поднялся на палубу и замер от неожиданности. Недалеко от борта  горел костёр, на котором повар в пятнистом фартуке варил уху. Запах рыбы, перемешавшись с запахом нефти, вызывал отвращение к еде и тошноту.
       – Боцман! – закричал Денис. – Вы что с ума сошли? Вы спалите всё судно.
       – Мистер капитан, нам, что на берегу пищу готовить. Нет условий.
       – Закажите газовые баллоны и плиту, – приказал капитан. – Организуйте камбуз, как на всех нормальных судах.
       – Будет исполнено, мистер! – сказал боцман. – А насчёт пожара, не переживайте: если нас спалят, так это американцы.  Потом поймёте за что.
– Успокоил, – улыбнулся Денис и пошёл осматривать судно.
«Удивительно, – думал капитан, – как это ржавое корыто держится на плаву? Этот хлам даже на металлолом не примут. Оснастка никуда не годная. Всё залито нефтепродуктами. Нет даже средств по пожаротушению! Как оно способно ходить по океану?»
Денис спустился в машинное отделение. Помещение напоминало мастерскую по ремонту двигателей. Обнажённый по пояс моторист, обливаясь потом, менял форсунки. Чумазое лицо, с дымящейся сигаретой в пухлых губах, напоминало шахтёра, только что вылезшего из лавы с углём. Играющие, бицепвцы на жилистых  руках невольно вызывали уважение.
– Привет, – сказал капитан. – Как дела?
– Дела у прокурора, – улыбнулся моторист. – У нас делишки. Скоро закончу ремонт. Можно будет начитать возить нефть. Двигатель должен работать как часы, а то нам с вами не выкарабкаться из этой истории. Я сам из Эфиопии. Впервые сталкиваюсь с таким беспределом, – разговорился моторист.
– С каким беспределом? – спроси капитан.
– Вы что ничего не знаете. Команда ненадёжная. Местным морякам зарплату не платят. Работают за еду. Мне уже два месяца платят частично, обещая полный расчёт в конце контракта.
        Казалось, что эфиоп давно хотел выговориться, облегчив, душу и голову от дурных предчувствий страшного будущего.
– Условий никаких. Кормят плохо. Сигареты отвратительные. На берег не пускают: боятся, что от местных  инфекций передохнем, как отравленные крысы. Но это полбеды: самое страшное: нам придётся по ночам, в кромешной темноте,  без прожекторов и опознавательных сигналов ходить к берегам Нигерии и воровать нефть у американских нефтедобывающих вышек.
       – Воровство нефти в Нигерии грозит капитану и членам экипажа пожизненным заключением! – сказал Денис.  – А вдруг в потёмках авария и нефть выльется в море. Это международный скандал.
       – Нас там пожизненно кормить никто не будет, – сказал моторист. – Вся рыба по побережью Нигерии уничтожена разлившейся нефтью. Местные жители голодают. У них могилы охраняют три дня от людоедов. Нас там просто порвут на части и сожрут в сыром виде.
Капитан Гудков побледнел и вышел на палубу. Несколько матросов протащили мимо него фляги с соляркой. Боцман, наклонившись за борт, громко торговался с причалившими рыбаками.
– Сто литров дизельного топлива на тазик крабов? Да вы сошли с ума! – кричал он. – Ну ладно давайте. Сегодня особый день: надо угостить деликатесами нового капитана.
Денис подошёл к поднятому на палубу тазику с крабами,  и  осторожно поднял, шевелящейся деликатес над головой.
– Товарищи! – по-советски обратился он к команде. – С сегодняшнего дня будем  жить по другому: на судне запрещено воровать соляру и курить где попало.
– Вот это номер! – удивился боцман. – И так здесь жить невозможно, так ты ещё больше гайки закручиваешь. Ты ещё запрети нам нефть воровать. Это тебе не Россия или Украина, чтобы революцию устраивать. Майданить дома будешь.
– Да уж: воровать нигде не запретишь! – сказал капитан, бросив краба на палубу.
Очнувшееся, после шока животное, попыталось ускользнуть за борт в родную стихию. Боцман, ловко наступив на клешню, крикнул:
      – Стоять!
Вечером капитан с боцманом и мотористом  пили ром, закусывая крабами.
– Наши крымские рачки вкусней в сто раз, – заявил капитан. – Вы как хотите, я нефть воровать не буду, и вам не дам.  Для меня дорога моя репутация. И если на то пошло я несу ответственность за жизнь всего экипажа. Как вы пиратов не боитесь? Разрешили неизвестным людям пришвартоваться.
      – Кому мы с нашей дырявой посудиной нужны? – рассмеялся боцман. – Нигерийские пираты знают, кого захватывать. И если на то пошло у нашего хозяина хорошая крыша: нигерийский генерал. Без него мы бы нефть столько лет не брали…
– У них там постоянные военные перевороты, – грустно сказал моторист. – Сегодня есть крыша, а завтра расстреляют нас из крупнокалиберных пулемётов, и пойдём мы дружно на дно крабов кормить. Посмотри, какие они здоровые.
       Эфиоп отломил клешню краба и впился в неё гнилыми зубами.
– Я с завтрашнего дня курить бросаю и вам советую, – сказал капитан.
Выпив на посошок, моряки пошли спать. Всю ночь Денису снились кошмары. Проснувшись на рассвете, он вышел на капитанский мостик. Не обращая внимания на все прелести африканского восхода, он грустно смотрел в сторону Нигерии.
Несколько дней Денис требовал, чтобы его перевели на другое нормальное судно, но без толку.
Боцман доложил хозяину, что русский капитан отказывается идти в Нигерию. Дениса вызвали для переговоров на берег. После короткого разговора списали с судна и вручили обратный билет до Симферополя.
– Чемодан мы вам сами соберём, и вышлем к самолёту – сказал боцман по телефону. – Привет России. Спасибо за копанию. Ни разу не пил с честным человеком – да ещё русским. Будет, что внукам рассказать. Скажи спасибо, что билет купили, а то бы сам ко мне на работу попросился, чтобы на обратную дорогу домой заработать.
– Спасибо! – сказал Денис.
До вылета оставалось много времени. Денис грустно шёл по городу, с иронией думая:
«Съездил в туристическую поездку. С туристической точки зрения Котону не богат достопримечательностями».
Немногочисленные образцы французской колониальной архитектуры  терялись среди городских зданий, построенных в бетонном «совдеповском» стиле. Перекрестившись на кафедральный собор Notre Dame des Apotres постройки 1883 года, Денис равнодушно прошёл  по рынку Artisanal.  Маски, барабаны, гобелены, деревянные и металлические фигурки – вызвали в его душе раздражение и обиду.
Вечером Денис вылетел из Африки в Россию.
Чемодан догнал Дениса только дома в Керчи.
Агент Киндси извинялся по телефону за недоразумение, обещая устроить его на другое судно. Свои обещания он не выполнил, спрятавшись на просторах Украины, как змей в Африке.
      В поисках справедливости, Денис узнал страшную правду. На его злополучное место в Бенине взяли капитана из Пакистана. В первый же воровской рейс в Нигерию за американской нефтью судно задержали, всю команду арестовали. Недавно в Нигерии был суд. Капитана и всех членов  команды приговорили к 21 году тюрьмы. Греческие владельцы судов, заявили, что в их компании судно  «Tecne» и танкер «Sky1 не числятся.
      Капитан Гудков пошёл в храм Иоанна Предтечи  и поставил свечку в благодарность Всевышнему, за то, что он отвёл от него беду.
      Денису пришлось продать свой любимый джип, чтобы дожить до следующего «приключения».
г. Керчь. 30.04.2017 год